Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 19:36, курсовая работа
Первостепенной задачей любой правовой науки является правильное определение и обоснование ее предмета. Данная проблема актуальна и для административного права, которое переживает существенные изменения в последние годы. Закрепление в Конституции Российской Федерации принципа разделения властей, обособление института исполнительной власти, выход на арену в качестве субъекта административного права коммерческих структур - все это существенно повысило значение административного права в правовой системе РФ.
В соответствии с установившимся
стандартом преподавания административного
права в общую часть
В системе общей части административного права целесообразно выделить четыре основных элемента:
Особенная часть включает главы о системе государственного управления в трех важнейших сферах: управление экономической сферой, управление социально-культурной сферой, управление административно-политической сферой.
В особенной части
Часть отрасли административного
права, которая состоит из норм, воздействующих
на определенный вид однородных общественных
отношений, называется административно-
Административное право
подразделяется также на внешнее и
внутреннее. Внешнее
Внешнее административное право — это наиболее важная часть административного права, включающая такие институты, как институт административного акта, институт административного договора, институт государственной службы, институт административной ответственности, институт принуждения, применяемого в отношении физических или юридических лиц.
Внутреннее административное право регулирует правоотношения между государством, его органами и структурными подразделениями. В рамках этого права также осуществляется управленческая деятельность, принимаются акты управления, реализуется правовой статус данных субъектов, однако они не вступают в отношения внешнего характера10.
Административное право имеет свою систему, которая характеризует внутреннее строение данной отрасли.
По общепринятой в теории
права тенденции, административное
право состоит из двух частей: Общей
и Особенной. Некоторые авторы, наряду
с указанными частями выделяют и
Специальную часть
И Общая, и Особенная части
административного права
Глава 2. Источники современного административного права
2.2. Источники административного права и их виды
Под источниками административного
права следует понимать формы
выражения содержание норм административного
права. Особенностью отрасли административного
права является разнообразие и множество
источников его юридических норм.
Это объясняется самим
Источники административного права - это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т.е. нормативные акты (закон и нормативно-правовой акт подзаконного характера).
Совокупность нормативных
В законодательном массиве
- общеправовые законодательные акты (прежде всего, Конституцию России), отраслевые законодательные акты (ФКЗ о Правительстве, КоАП РФ, ФЗ «О системе государственной службы» и т.п.);
- законодательные акты, относящиеся
к другим отраслям права и
межотраслевым общностям,
- международные акты, действующие в данной сфере правоотношений.
Определяя пределы и структуру системы источников административного права, ученые - административисты констатируют высокую степень ее подвижности, которая задается изменениями в правовой и организационной системе государства.
К числу источников, по поводу которых
отсутствует единство во взглядах,
относится юридический
Как источник права постановления
Конституционного Суда РФ имеют общеобязательное
значение, применяются самостоятельно
и неоднократно, в том числе
по правилам аналогии в праве, являются
окончательными, не могут быть преодолены
повторным принятием акта или
отдельного положения, признанного
противоречащим Конституции РФ, а
также обладают непосредственным действием
и подлежат обязательному официальному
опубликованию. Относительно постановлений
Конституционного Суда РФ как носителей
нормативной информации следует
отметить, что в них затрагиваются
права и свободы различных
участников социальных отношений и
формулируются новые по смыслу положения,
подлежащие обязательному учету
при реализации ими своего статуса.
В то же время нормативность
При характеристике источников административного права необходимо выяснить вопросы о:
- понятиях источниках административного права,
- видах и формах источников,
- задачах и состоянии кодификации административного права в современных условиях.
К источникам административного права относятся те правовые нормативные акты органов государственной власти и государственного управления, которые содержат нормы административного права, например, Кодекс об административных правонарушениях или Положение о конкретном министерстве. В последнем случае определяется компетенция данного органа по руководству отраслью. Не относятся к источникам административного права правовые акты ненормативного характера12.
Особенности предмета административно-правового регулирования влекут за собой большое число нормативных актов. Вследствие этого является полезной их классификация, в особенности по признакам правовых свойств, а также форм правовых нормативных актов.
Правовые свойства нормативных правовых актов, как известно, неодинаковы. Различаются акты с высшими юридическими свойствами (законы), акты подзаконные (акты управления) и др.
Вследствие этого все
Существует значительное количество
юридических норм, которые можно
отнести к чисто
Одной из самых распространенных и
значимых классификаций нормативно-
I. Законодательные акты
II. Подзаконные нормативно-правовые акты.
Законодательные акты состоят из:
1. Нормы права, действующие на федеральном уровне. К ним относятся:
- Международные договоры. Конституцией Российской Федерации установлено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Следовательно, международные договоры России как источники административного права, имеют высшую юридическую силу.
- Конституция РФ.
- Федеральные конституционные законы. Например, ФКЗ «О судебной системе РФ», ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».
- Федеральные законы. В этой категории источников административного права основным, без сомнения, следует считать Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Нормы права, действующие на уровне субъектов федерации. К ним относятся:
- Конституции, уставы субъектов Федерации;
- Законы субъектов Федерации. Примером законодательного акта, являющегося источником административного права на уровне субъекта Российской Федерации может служить закон Орловской области «Об ответственности за административные правонарушения».
Подзаконные акты включают в себя:
1. В этой группе высшей
Информация о работе Система и источники современного административного права