Система и источники современного административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 19:36, курсовая работа

Описание работы

Первостепенной задачей любой правовой науки является правильное определение и обоснование ее предмета. Данная проблема актуальна и для административного права, которое переживает существенные изменения в последние годы. Закрепление в Конституции Российской Федерации принципа разделения властей, обособление института исполнительной власти, выход на арену в качестве субъекта административного права коммерческих структур - все это существенно повысило значение административного права в правовой системе РФ.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 56.55 Кб (Скачать файл)

В соответствии с установившимся стандартом преподавания административного  права в общую часть административного  права также входят: институт административно-процессуальной деятельности (сущность и виды административного  процесса, виды административно-процедурных  производств, административная юрисдикция и производство по делам об административных правонарушениях); обеспечение законности в сфере реализации исполнительной власти; виды государственного контроля (президентский контроль, контроль законодательных (представительных) органов власти, контроль в системе исполнительной власти, судебный контроль); прокурорский надзор; административный надзор; административная юстиция; общественный контроль7.

В системе общей части административного права целесообразно выделить четыре основных элемента:

  • институты и нормы административного права, регламентирующие отношения в сфере организации и функционирования исполнительной власти, государственного управления (организация и принципы управления, формы и методы управленческой деятельности, государственная служба, государственное управление в установленной сфере деятельности, управление в межотраслевых сферах, в социально-культурной области и экономической сфере;
  • управление наукой, здравоохранением, образованием, транспортом, обороной, безопасностью, внутренними и внешними делами государства, статистикой, стандартизацией, сертификацией и т. д.), т. е. так называемое организационное административное право или институты и нормы, входящие в управленческое право;
  • правовые нормы, регламентирующие процесс управления (управленческий процесс, управленческие процедуры, административное нормотворчество, принятие нормативных и индивидуальных правовых актов);
  • нормы, устанавливающие порядок судебной зашиты прав и свобод граждан от действий и решений публичного управления (административная юстиция или административное судопроизводство);
  • институты и нормы административно-деликтного права, которые регулируют виды, меры административного принуждения и порядок их применения; определяют органы и должностных лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях; устанавливают принципы производства по делам об административных правонарушениях.

Особенная часть включает главы о системе государственного управления в трех важнейших сферах: управление экономической сферой, управление социально-культурной сферой, управление административно-политической сферой.

В особенной части административного  права рассматриваются организация  государственного управления, вопросы  соотношения компетенции Российской Федерации и ее субъектов в  области организации государственного управления; понятие регионального  управления; межотраслевое государственное  управление и его организационные  формы; соотношение государственного управления и государственного регулирования; воздействие проводимой в России административной реформы на формирование системы и структуры федеральных органов исполнительной власти8.

Часть отрасли административного  права, которая состоит из норм, воздействующих на определенный вид однородных общественных отношений, называется административно-правовым институтом. Данный институт представляет собой совокупность норм, по объему и масштабу действия сравнительно меньшую, чем отрасль права. Институты административного права могут быть:

  • отраслевыми (например, институт правового акта управления) и межотраслевыми (институт административной ответственности);
  • материальными (институт административно-правовых форм управления) и процедурными (институт прохождения государственной службы, производства по делам об административных правонарушениях);
  • регулятивными (институт государственной службы) и охранительными (институт административного принуждения);
  • простыми (институт аттестации государственных служащих) и сложными (институт государственной службы, институт юридической ответственности должностных лиц).
  • Административное право может быть материальным (устанавливающим основные положения, административно-правовой статус субъектов управления и административного права, а также права, обязанности, запреты, ограничения, ответственность) и процессуальным (регламентирующим порядок реализации материальных норм административного права).

Административное право  подразделяется также на внешнее и внутреннее. Внешнее административное право регулирует отношения (правоотношения) между управляющим государством (органами управления, учреждениями), с одной стороны, и гражданами, организациями — с другой9.

Внешнее административное право  — это наиболее важная часть административного  права, включающая такие институты, как институт административного  акта, институт административного договора, институт государственной службы, институт административной ответственности, институт принуждения, применяемого в отношении  физических или юридических лиц.

Внутреннее административное право регулирует правоотношения между государством, его органами и структурными подразделениями. В рамках этого права также осуществляется управленческая деятельность, принимаются акты управления, реализуется правовой статус данных субъектов, однако они не вступают в отношения внешнего характера10.

Административное право  имеет свою систему, которая характеризует  внутреннее строение данной отрасли.

По общепринятой в теории права тенденции, административное право состоит из двух частей: Общей  и Особенной. Некоторые авторы, наряду с указанными частями выделяют и  Специальную часть административного  права.

И Общая, и Особенная части  административного права состоят  из отдельных административно-правовых институтов. Административно-правовой институт — это система норм права, которые регулируют относительно однородные общественные отношения в сфере  государственного управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Источники современного административного права

2.2. Источники административного  права и их виды

Под источниками административного  права следует понимать формы  выражения содержание норм административного  права. Особенностью отрасли административного  права является разнообразие и множество  источников его юридических норм. Это объясняется самим предметом  отрасли: разнообразием и большим  числом управленческих отношений, необходимостью своевременного юридического опосредования социальных процессов, объективной потребностью децентрализации исполнительной власти.

Источники административного права - это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т.е. нормативные акты (закон и нормативно-правовой акт подзаконного характера).

Совокупность нормативных правовых актов, регламентирующих правоотношения, в совокупности составляющие предмет  административного права, образует административное законодательство.

В законодательном массиве административного  права следует выделять:

- общеправовые законодательные  акты (прежде всего, Конституцию  России), отраслевые законодательные  акты (ФКЗ о Правительстве, КоАП РФ, ФЗ «О системе государственной службы» и т.п.);

- законодательные акты, относящиеся  к другим отраслям права и  межотраслевым общностям, однако  имеющие в своей структуре  нормы, регламентирующие административно-правовые отношения (Таможенный, Налоговый, Лесной кодексы и др.);

- международные акты, действующие  в данной сфере правоотношений.

Определяя пределы и структуру  системы источников административного  права, ученые - административисты констатируют высокую степень ее подвижности, которая задается изменениями в правовой и организационной системе государства.

К числу источников, по поводу которых  отсутствует единство во взглядах, относится юридический прецедент (например, постановления Конституционного Суда России, Президиума Верховного Суда). Данные акты обладают признаками нормативных, однако не являются самозначимыми и действуют лишь до тех пор, пока действует акт, с интерпретацией которого связаны соответствующие прецеденты11.

Как источник права постановления  Конституционного Суда РФ имеют общеобязательное значение, применяются самостоятельно и неоднократно, в том числе  по правилам аналогии в праве, являются окончательными, не могут быть преодолены повторным принятием акта или  отдельного положения, признанного  противоречащим Конституции РФ, а  также обладают непосредственным действием  и подлежат обязательному официальному опубликованию. Относительно постановлений  Конституционного Суда РФ как носителей  нормативной информации следует  отметить, что в них затрагиваются  права и свободы различных  участников социальных отношений и  формулируются новые по смыслу положения, подлежащие обязательному учету  при реализации ими своего статуса. В то же время нормативность рассматриваемых  актов имеет несколько отличный от традиционного понимания нормы  права и ее структуры смысл. Итак, постановления Конституционного Суда РФ следует признать источниками права, обладающими свойством нормативности, что допускает их включение в общую иерархию нормативных источников, в правовую систему государства.

При характеристике источников административного  права необходимо выяснить вопросы о:

- понятиях источниках административного права,

- видах и формах источников,

- задачах и состоянии кодификации административного права в современных условиях.

К источникам административного права  относятся те правовые нормативные  акты органов государственной власти и государственного управления, которые  содержат нормы административного  права, например, Кодекс об административных правонарушениях или Положение  о конкретном министерстве. В последнем  случае определяется компетенция данного  органа по руководству отраслью. Не относятся к источникам административного  права правовые акты ненормативного характера12.

Особенности предмета административно-правового  регулирования влекут за собой большое  число нормативных актов. Вследствие этого является полезной их классификация, в особенности по признакам правовых свойств, а также форм правовых нормативных  актов.

Правовые свойства нормативных  правовых актов, как известно, неодинаковы. Различаются акты с высшими юридическими свойствами (законы), акты подзаконные (акты управления) и др.

Вследствие этого все источники  административного права необходимо классифицировать по определенным основаниям.

Существует значительное количество юридических норм, которые можно  отнести к чисто административно-правовым источникам. Но много и «смешанных», многоотраслевых, в которых одновременно могут быть нормы разных отраслей права (например, административного  и трудового, административного  и гражданского).

Одной из самых распространенных и  значимых классификаций нормативно-правовых актов является разделение их по юридической  силе. По данному основанию все  источники административного права  можно разделить на:

I. Законодательные акты

II. Подзаконные нормативно-правовые акты.

Законодательные акты состоят из:

1. Нормы права, действующие на  федеральном уровне. К ним относятся:

- Международные договоры. Конституцией Российской Федерации установлено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Следовательно, международные договоры России как источники административного права, имеют высшую юридическую силу.

- Конституция РФ.

- Федеральные конституционные законы. Например, ФКЗ «О судебной системе РФ», ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

- Федеральные законы. В этой категории источников административного права основным, без сомнения, следует считать Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Нормы права, действующие на  уровне субъектов федерации. К  ним относятся:

- Конституции, уставы субъектов Федерации;

- Законы субъектов Федерации.  Примером законодательного акта, являющегося источником административного права на уровне субъекта Российской Федерации может служить закон Орловской области «Об ответственности за административные правонарушения».

Подзаконные акты включают в себя:

1. В этой группе высшей юридической  силой обладают акты Президента  РФ. Поскольку Конституция Российской  Федерации не отнесла Президента  ни к одной из трех ветвей  власти, Президент и его акты  занимают особое место в правовой  системе России. Акты Президента - важнейший источник административного  права.

Информация о работе Система и источники современного административного права