Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 13:45, курсовая работа
Тема “Органы исполнительной власти” является важнейшей частью современного административного права. Она представляет ту его часть, которую можно назвать «правом организации управления (организационным административным правом), и включает такие понятия, как признаки органов исполнительной власти, система и структура, виды, полномочия и правовые основы образования, а также их деятельность.
Введение...........................................стр.3
Глава 1. Общие положения...........................................
Органы исполнительной власти: понятие, признаки, принципы
организации и деятельности......................................стр.5
1.2. Виды органов исполнительной власти...........стр.10
1.3. Анализ соотношения понятий “cистема” и “структура” органов исполнительной власти......................стр.12
Глава 2. Система и структура федеральных органов исполнительной власти....................................................................стр.16
2.1. Правительство Российской Федерации.........................................................................................................................................................................................стр.16
2.2. Федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства.............................................стр.19
Глава 3. Система и структура органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации........................................стр.25
3.1.Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации................стр.25
3.2.Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации................................................стр.28
3.3.Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации................................................................................стр.32
3.4.Принципы разграничения власти между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти
субъекта Российской Федерации...........................................стр.35
Заключение...... ...стр.39
Список литературы..........................................................
План:
Введение......................
Глава 1. Общие положения.....................
Органы исполнительной власти: понятие, признаки, принципы
организации и деятельности..................
1.2. Виды
органов исполнительной власти........................
1.3. Анализ
соотношения понятий “cистема” и “структура”
органов исполнительной власти........................
Глава 2. Система и структура федеральных
органов исполнительной власти........................
2.1. Правительство
Российской Федерации.....................
2.2. Федеральные министерства, федеральные
службы, федеральные агентства.....................
Глава 3. Система и структура органов
исполнительной власти субъекта Российской Федерации.....................
3.1.Органы
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации................стр.
3.2.Высшие
должностные лица субъектов Российской
Федерации.....................
3.3.Высший исполнительный орган государственной
власти субъекта Российской Федерации.....................
3.4.Принципы разграничения власти между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти
субъекта Российской
Федерации.....................
Заключение...... ..............................
Список литературы....................
Введение
Тема “Органы исполнительной власти” является важнейшей частью современного административного права. Она представляет ту его часть, которую можно назвать «правом организации управления (организационным административным правом), и включает такие понятия, как признаки органов исполнительной власти, система и структура, виды, полномочия и правовые основы образования, а также их деятельность1.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в системе органов государственной власти органы исполнительной власти занимают особое место. Главное их назначение - исполнение законов. Эта власть, включая в свою структуру основную массу государственных органов и большинство государственных служащих, фактически организует жизнь в государстве. Для выполнения своих функций она осуществляет большую исполнительно-распорядительную деятельность, затрагивающую права и интересы граждан.
Вместе с тем, на уровне федерации отсутствует полноценный федеральный закон о системе федеральных органов исполнительной власти, налицо несовершенство действующих положений о тех или иных федеральных органах исполнительной власти. Это привело к тому, что в настоящее время не просматривается четкая градация федеральных органов исполнительной власти, которая бы основывалась на объективном анализе осуществляемых ими отраслевых и межотраслевых функций, форм и методов воздействия на управляемые объекты.
Наиболее сложной и важной проблемой является определение целей, функций и полномочий каждого из видов федеральных органов исполнительной власти с учетом его места в государственном регулировании экономических и социальных процессов в российском обществе. Аналогичные проблемы необходимо решать и на региональном уровне.
В данной связи, по нашему мнению, рассмотрение административно-правового аспекта системы органов исполнительной власти в Российской Федерации представляется крайне актуальным.
Объектом данного исследования является административно-правовой аспект системы органов исполнительной власти в России.
Предметом исследования являются нормы административного законодательства, регулирующие правоотношения, связанные с функционированием системы органов исполнительной власти.
Целью исследования является всестороннее изучение вопросов, связанных с раскрытием административно-правового аспекта системы органов исполнительной власти в Российской Федерации; анализ проблемных аспектов, связанных с функционированием системы органов исполнительной власти в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- исследование понятия и функций органа исполнительной власти;
- определение системы органов исполнительной власти;
- исследование административно-правового статуса федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
Методологической основой исследования послужили такие методы исследования, как: специально-юридический, сравнительно-правовой, исторический и другие приемы обобщения научного материала.
Теоретическую основу курсовой работы составляют труды отечественных ученых: Д.Н.Бахраха, С.С.Бородина, В.Г.Вишнякова, Б.Н.Габричидзе, Ю.А.Дмитриева, Л.М. Карапетян, В.А Кирилловой, Ю.М.Козлова, Н.М.Конина, Ю.И.Мигачева, И.А.Полянского, Л.Л.Попова, Н.И.Раздымалина, С.С.Собянина, Ю.Н.Старилова, Д.Л. Суркова, Ю.А.Тихомирова, Е.В.Трофимова, Б.С.Эбзеева, В.А.Юсупова и др.
Структура курсовой работы обусловлена предметом, объектом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, а также списка использованной литературы.
Глава 1. Общие положения
Органы исполнительной власти: понятие, признаки, принципы организации и деятельности
Закрепленный в Конституции Российской Федерации2 принцип разделения властей привёл к замене старого понятия "органы государственного управления" на новое понятие "исполнительные органы государства", "органы исполнительной власти". Но, не смотря на это, в современной российской литературе используется как старое, так и новое понятие.
В действующем законодательстве термины "органы исполнительной власти" и "органы государственного управления" используются как равнозначные при определении административно-правового положения соответствующих органов. Деятельность этих государственных органов обеспечивает возможность реализации статуса иных участников административно-правовых отношений3.
По-разному определяют авторы сущность органов исполнительной власти. Одни считают, что орган исполнительной власти - "это политическое учреждение, созданное для участия в осуществлении функций исполнительной ветви государственной власти, и наделённое в этих целях полномочиями государственно-властного характера"4. Другие авторы считают, что органы исполнительной власти - "это звенья государственного аппарата, которые в соответствии со своими функциями осуществляют на основании и во исполнения законов и подзаконных актов исполнительную и распорядительную деятельность"5.
Существует также следующее определение: "орган исполнительной власти - это вид государственного органа, который наделен правом от имени государства осуществлять функции исполнительной власти, и, в рамках закрепленной за ним компетенции, решать задачи, возникающие в процессе государственного управления"6.
Наиболее полное определение выглядит следующим образом: "орган исполнительной власти - это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, территориальный масштаб деятельности, компетенцию, образуется в порядке, установленном законом или другим нормативным правовым актом, использует определенные методы в работе, наделена правом выступать по поручению государства, и призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества"7.
Являясь самостоятельной частью государственного аппарата, органы исполнительной власти обладают характерными для себя признаками, позволяющими составить точное представление о них:
1. Государственно-правовая природа органов исполнительной власти обусловлена конституционным разделением государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Наличие в системе государственной власти исполнительных органов -- следствие нормативного закрепления принципа разделения властей.
2. Органы исполнительной власти -- это внешняя форма выражения исполнительной власти. Они образуются для практической реализации функций и задач самой исполнительной власти, посредством которой, как известно, осуществляется государственное управление в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах жизни общества.
3. Главная задача органа исполнительной власти -- право-исполнительная деятельность, т. е. исполнение действующих законов и иных нормативных правовых актов, а также обеспечение их выполнения всеми субъектами права.
4. Деятельность органов исполнительной власти по своему содержанию имеет управленческий, организующий, исполняющий, контрольный и распорядительный характер; в результате этой деятельности решаются и реализуются государственные задачи и функции.
5. Существует организационная структура органа исполнительной власти, т. е. наличие в нем государственных должностей и функциональных структурных подразделений (департаментов, отделов, управлений, главных управлений и т. д.), способствующих наиболее эффективному осуществлению задач, функций и полномочий данного органа..
6. Органы исполнительной власти наделены государством особыми государственно-властными полномочиями которые реализуются в специальных правовых формах: исполнительно-распорядительная деятельность, контрольно-надзорные функции, действия юридического характера и принятие решений, вызывающих важные правовые последствия, нормотворческая деятельность, правоохранительная (юрисдикционная) деятельность, а также обладают компетенцией, в которую, как правило, включаются в качестве основных компонентов задачи, права, обязанности, полномочия и ответственность органа исполнительной власти. В пределах своей компетенции органы издают правовые акты управления и обеспечивают их выполнение.
7. Орган исполнительной власти постоянно и непрерывно действует на определенной территории Российской Федерации.
8. Органы исполнительной власти наделены правом нормотворческой деятельности, т. е. правом издания актов управления (административных актов). Акты управления являются подзаконными правовыми актами, т. е. они издаются в обязательном соответствии с требованиями и положениями законов и развивают их, а также обеспечивают решение возникающих в сфере управления споров и административных дел.
9. Определен нормативно установленный порядок образования, формирования, реорганизации и ликвидации органа исполнительной власти.
10. Каждый орган исполнительной власти имеет свое наименование.
11. Федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации предусмотрена ответственность органов исполнительной власти и их должностных лиц.
12. Орган исполнительной власти -- юридическое лицо -- имеет гербовую печать, может вступать в гражданско-правовые отношения.
13. Финансирование органа исполнительной власти осуществляется за счет средств федерального бюджета или средств бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренных отдельной статьей8.