Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 13:45, курсовая работа
Тема “Органы исполнительной власти” является важнейшей частью современного административного права. Она представляет ту его часть, которую можно назвать «правом организации управления (организационным административным правом), и включает такие понятия, как признаки органов исполнительной власти, система и структура, виды, полномочия и правовые основы образования, а также их деятельность.
Введение...........................................стр.3
Глава 1. Общие положения...........................................
Органы исполнительной власти: понятие, признаки, принципы
организации и деятельности......................................стр.5
1.2. Виды органов исполнительной власти...........стр.10
1.3. Анализ соотношения понятий “cистема” и “структура” органов исполнительной власти......................стр.12
Глава 2. Система и структура федеральных органов исполнительной власти....................................................................стр.16
2.1. Правительство Российской Федерации.........................................................................................................................................................................................стр.16
2.2. Федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства.............................................стр.19
Глава 3. Система и структура органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации........................................стр.25
3.1.Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации................стр.25
3.2.Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации................................................стр.28
3.3.Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации................................................................................стр.32
3.4.Принципы разграничения власти между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти
субъекта Российской Федерации...........................................стр.35
Заключение...... ...стр.39
Список литературы..........................................................
Определяя основные и наиболее существенные признаки органа исполнительной власти, А.В. Мелехин предлагает сходную классификацию признаков9.
Действующие в Российской Федерации органы исполнительной власти составляют определённую систему органов исполнительной власти.
Чтобы каждое структурное подразделение этой системы нормально функционировало, она должна строиться на совокупности определённых принципов. В юридической литературе нет единой системы таких принципов. Одни авторы в качестве основных принципов организации и деятельности исполнительной власти выделяют:
1. Принцип федерализма в системе органов исполнительной власти. Он обусловлен государственным устройством России10.
2. Принцип законности проявляется в том, что все его органы государственной власти и должностные лица обязаны соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации.
3. Принцип сочетания централизации и децентрализации оказывает большое влияние на функционирование всей системы исполнительной власти. Он подразумевает централизацию, т.е. сосредоточение большей части государственных функций в ведении центральных органов федеральной исполнительной власти, но в то же время закрепление предметов ведения и полномочий за конкретным органом, которые он должен осуществлять самостоятельно без вмешательство вышестоящих органов (децентрализация) 11.
4. По предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Федерации и субъекта федеральные и региональные органы образуют единую систему органов исполнительной власти, т.е. региональные органы функционально подчинены органам федеральным в случаях, когда управленческие проблемы возникают в сфере, которую Конституция Российской Федерации относит к предметам ведения Федерации или к предметам совместного ведения. Таким образом, органы исполнительной власти функционируют на основе принципа единства их системы12.
Ряд авторов13 этот список значительно расширяют. Помимо уже вышеуказанных выделяются такие принципы, как:
1. Самостоятельность органов исполнительной власти. Данный принцип вытекает из статьи 10 Конституции Российской Федерации, по которой "органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны". Он выражается в том, что органы исполнительной власти не находятся в организационном подчинении у органов двух других ветвей власти.
2. Принцип экономичности подразумевает экономию средств в сфере государственного управления.
Существует также ещё ряд принципов, на которых основывают свое действие органы исполнительной власти Российской Федерации: народовластие, гласность, обеспечение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина, ответственность. Но значение этих принципов неоспоримо и подтверждается абсолютным большинством ученых-исследователей.
Виды органов исполнительной власти
В Российской Федерации создано множество органов исполнительной власти, различающихся по уровню их нахождения в структуре исполнительной власти, роли и масштабу деятельности, сферам и отраслям управления, порядку принятия решений, способу образования, характеру компетенции, в связи, с чем представляется важным вопрос классификации этих органов. В зависимости от критерия, который лежит в основе классификации, можно выделить следующие виды органов исполнительной власти.
1. По уровню нахождения органа в системе исполнительной власти в Российской Федерации:
а) федеральные органы исполнительной власти;
б) территориальные органы федеральных органов исполнительной власти;
в) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации: республик, краев, областей, городов республиканского значения, автономной области и автономных округов14.
2. По субъекту, в ведении которого находится право формировать органы:
а) органы исполнительной власти, которые формируются самой Российской Федерацией в соответствии с конституционными положениями, отнесшими процедуру образования этих органов к ведению Федерации. Следовательно, к этой группе принадлежат лишь федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы;
б) органы исполнительной власти, которые формируются самими субъектами Российской Федерации на основании положений Конституции Российской Федерации, конституций и законов субъектов Российской Федерации. Право образования этих органов отнесено к ведению субъектов Российской Федерации.
3. По способу и процедуре формирования органов:
а) органы руководители, которых избираются населением на соответствующей территории;
б) органы, формируемые в установленном порядке высшими должностными лицами или главами исполнительной власти15.
4. По организационно-правовым формам:
Органы исполнительной власти могут быть подразделены на виды в зависимости от организационно-правовой формы. В практике современной системы органов исполнительной власти существуют:
а)на федеральном уровне: Правительство Российской Федерации, федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства;
б) на региональном уровне: правительства, администрации, советы министров, а также министерства, департаменты, управления, комитеты, комиссии, а также службы, агентства и т.п. разновидности органов.
5. По характеру компетенции:
а) органы исполнительной власти общей компетенции осуществляют управление на подведомственной территории всеми или большинством отраслей и сфер деятельности по всем основным вопросам их деятельности;
б) органы отраслевой компетенции осуществляют управление, подчиненными им отраслями в различных сферах государственной деятельности. Ими являются, как правило, федеральные и республиканские министерства и образуемые ими иные отраслевые органы государственного управления.;
в) органы межотраслевой компетенции учреждаются в целях обеспечения координации в управлении делами в конкретной отрасли и сфере деятельности.
г) органы специальной компетенции, - осуществляют различного рода разрешительные, контрольные, надзорные, регулятивные функции в различных сферах управленческой деятельности.
6. В зависимости от правовой основы образования различаются органы, создаваемы основе:
а) конституций (например, Правительство Российской Федерации);
б) законов (например, Федеральная служба безопасности);
в) норм подзаконных актов (большинство министерств, служб и агентств)16.
7. По порядку принятия управленческих решений:
а) коллегиальные органы,- по общему правилу, являются Правительство Российской Федерации и соответствующие правительства, администрации и другие подобные органы субъектов Российской Федерации;
б) единоначальные органы,- абсолютное большинство органов исполнительной власти построено на принципе единоначалия. Принятие решения в таком органе осуществляется единолично его руководителем (министром, директором) 17.
Анализ соотношения понятий “cистема” и “структура” органов исполнительной власти
В нормативных актах все чаще используются понятия "система" и "структура". Разработка эффективных систем и структур управления неизбежно требует углубленного анализа сущностных связей в организации и деятельности органов власти. Без такого анализа нельзя, очевидно, намечать правильные пути рационализации этих органов. К тому же понятия "система" и "структура", закрепляемые в юридических нормах, становятся обязательными для практического применения, что повышает требования к четкости определения этих понятий18.
Однако при определении понятий "система" и "структура" органа исполнительной власти допускается неопределенность19.
Итак, под системой в общефилософском смысле понимается "объединение некоторого разнообразия в единое и четко расчлененное целое, элементы которого по отношению к целому и другим частям занимают соответствующие им места"20.
Из других определений также вытекает, что система - это объективное единство закономерно связанных между собой предметов и явлений. Единство обеспечивается путем установления существенных связей между ними21.
Структура - способ связи "внутренних связей и отношений системы"22. Структура определяет функциональную деятельность системы, линию ее поведения, характер взаимодействия. Она отражает форму расположения элементов и характер взаимодействия их сторон и свойств.
Структура системы позволяет:
1) сконструировать, сформулировать на основе принципов целое, состоящее из структурных частей;
2) определить место каждого звена в структуре, интегрировать их в систему23.
Из приведенных определений вытекает первый принципиальный вывод: понятия "система" и "структура" ее элементов обеспечивают целостность и целенаправленность системы. Обеспечить устойчивое взаимодействие элементов в рамках единой системы невозможно без установления соподчиненности между ними по "вертикали" и "горизонтали" на основе отношений координации, власти - подчинения, согласования деятельности всех звеньев системы вокруг общей цели.
Система органа всегда имеет внутреннее устройство, построение; структура не существует вне системы.
Таким образом, под структурой системы будет пониматься внутренняя структура органа, системы органов, системы власти.
В Конституции понятие "система органов исполнительной власти" отграничивается от понятия "орган исполнительной власти". В последнем случае выделяется главное: с помощью организационного механизма, каковым является орган, государство реализует свои функции. Понятие "система органов исполнительной власти", закрепляя основные свойства органов, отражает, прежде всего, способ связи между органами, иерархичность их построения. Сами органы в данном случае отступают на второй план, образуя структурные звенья в составе единой системы24.
Таким образом, система органов исполнительной власти - это юридически упорядоченная внутренне согласованная совокупность различных по своей организационно-правовой форме органов, соподчиненных на основе разделения компетенции между ними и образующих интегрированное единство в процессе реализации исполнительной власти на всей территории Российской Федерации.
Эта система выступает как комплексное образование, имеющее свою вертикальную иерархическую структуру и горизонтальные уровни и организующее на правовой основе в соответствии с государственной политикой повседневное оперативное управление общественными процессами.
Система органов исполнительной власти в Российской Федерации образуется и функционирует в соответствии с вышеназванными принципами федерализма, сочетания централизации и децентрализации, законности, гласности, сочетания отраслевых, межотраслевых и территориальных начал в государственном управлении.
Понятие "система органов исполнительной власти" характеризует организационное построение исполнительной власти в Российской Федерации.
Система органов исполнительной власти Российской Федерации представляет собой их совокупность во главе с Правительством Российской Федерации со связями и взаимодействиями внутри и между собой по поводу широкого спектра возникающих в процессе управления государством проблем.
Характер и объем межведомственного взаимодействия во многом определяются условиями организации деятельности органов исполнительной власти. Структура федеральных и региональных органов исполнительной власти и механизм их взаимодействия формируются под воздействием формы государственного устройства25. Правовые основы регулирования органов исполнительной власти закреплены в Конституции Российской Федерации, текущее регулирование осуществляется посредством федеральных законов и нормативно-правовых актов.
Условие системности устанавливает, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федераций образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации, обуславливающую необходимость сочетания вертикального, горизонтального и диагонального межведомственного взаимодействия.26
Создание системы органов исполнительной власти в соответствии с функциональным подходом предполагает формирование их структуры под воздействием перераспределения функций (министерства по видам деятельности, службы, агентства) и требует строгого закрепления компетенции и ответственности каждого органа в нормативно-правовых актах. Из функционального распределения полномочий и ответственности вытекает необходимость горизонтального взаимодействия между ведомствами при решении проблем, затрагивающих сферы их деятельности в пересекающихся областях.
Оптимальная система исполнительной власти с обособлением функций входящих в нее органов должна обеспечивать специализацию, ответственность, оперативность и результативность взаимодействия между ее участниками27.
На развитие системы и структуры федеральных органов исполнительной власти влияет множество политических, правовых, экономических, социальных и других факторов28.
Принципиальная целостность и единство системы органов исполнительной власти России воплощается и в единых методологических и организационных основах ее создания, и в содержании правовых норм и принципов ее регулирования. Единство системы органов исполнительной власти служит гарантией для сохранения и укрепления целостности России, упрочения ее государственности, решительной борьбы с попытками разделения страны на составные части.