Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 13:03, курсовая работа
Цель исследования состоит в том, чтобы изучить и систематизировать теоретические и законодательные основы административно-правового статуса граждан Республики Беларусь на современном этапе.
Исходя из предмета исследования и его цели, в рамках данной работы ставятся следующие задачи:
-проанализировать понятие и содержание административно-правового статуса граждан, его теоретические и законодательные основы;
-рассмотреть основные права граждан в сфере государственного управления, гарантии их реализации, а также их обязанности;
Введение …………………………………………………………….………
3
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ГРАЖДАНИНА В РЕСУПЛИКЕ БЕЛАРУСЬ….
6
1.1 Принципы административно-правового статуса гражданина.…………..
7
1.2 Основы административно-правового статуса гражданина ……………...
8
1.3 Административная правосубъектность……………………………………
10
ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ГРАЖДАНИНА…………………………………..
14
2.1 Права и обязанности граждан в государственном управлении………….
14
2.2 Административно-правовые гарантии прав и свобод граждан………….
19
2.3 Роль обращений граждан в обеспечении законности и деятельности исполнительной власти…………………………………………………………
21
Заключение …. …………………………………………………….………
24
Список использованных источников ………………………….
27
Факультет управления
Кафедра конституционного и административного права
Специальность Государственное управление и право
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине Административное право и процесс
на тему Содержание административно - правового статуса гражданина в Республике Беларусь
Студент 2 курс, ГУП-2
|
__________________
|
Н.А.Воробьёва
|
Руководитель _________________ (ученая степень, звание) |
__________________ (подпись) |
______________________ (инициалы, фамилия) |
Минск 2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение …………………………………………………………….……… |
3 |
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ГРАЖДАНИНА В РЕСУПЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…. |
6 |
1.1 Принципы административно-правового статуса гражданина.………….. |
7 |
1.2 Основы административно-правового статуса гражданина ……………... |
8 |
1.3 Административная |
10 |
ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ГРАЖДАНИНА………………………………….. |
14 |
2.1 Права и обязанности граждан в государственном управлении…………. |
14 |
2.2 Административно-правовые |
19 |
2.3 Роль обращений граждан в обеспечении законности и деятельности исполнительной власти………………………………………………………… |
21 |
Заключение …. …………………………………………………….……… |
24 |
Список использованных источников …………………………. |
27 |
ВВЕДЕНИЕ
Административное право – важнейшая отрасль правовой системы любой страны. Эта отрасль публичного права закрепляет права и обязанности граждан и иных субъектов в отношениях с представителями исполнительной власти, организационные основы, систему государственной администрации и т.д.
Административное право имеет весьма многочисленную группу субъектов: участниками административно-правовых отношений могут стать граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, предприятия, учреждения, организации и т.д. [11, с. 122]. Наиболее часто в роли субъектов этих отношений выступают граждане. Гражданин как субъект административного права – это участник общественных отношений, выступающий в роли носителя содержащихся в нормативных актах конкретных прав и обязанностей, которыми он наделен для реализации своих потребностей, участия в управлении делами государства и общества.
Необходимо учитывать, что в административном праве гражданин как субъект права понимается как лицо, которое не состоит в устойчивых, непрерывных организационных связях с теми субъектами, с которыми он вступил или может вступить в административно-правовые отношения.
Административно-правовой статус граждан Республики Беларусь составляет важнейшую и органичную часть их общего правового статуса, установленного Конституцией Республики Беларусь, другими законодательными актами Республики Беларусь. Так, можно рассматривать конституционно-правовой, административно-правовой, гражданско-правовой, налоговый, трудовой, экологический и иные аспекты статуса гражданина [14, с. 26].
Содержание и сущность административно-правового статуса граждан проявляются в ряде признаков. Во-первых, он складывается в рамках системы «государство (прежде всего, в лице его административных органов) — гражданин». При этом данные отношения и связи носят основополагающий характер и выражают взаимную связь государства и гражданина. Во-вторых, эти отношения осуществляются гражданами в сфере государственного управления. В-третьих, содержание этих отношений зависит от ряда причин, среди которых состояние политико-правовой системы государства, его экономики, правовая культура граждан.
Необходимость разработки проблемы административно-правового статуса гражданина Республики Беларусь обусловлена преобразованиями в государственной и общественной жизни страны. Государство предоставляет органам исполнительной власти и их должностным лицам большие полномочия в сфере взаимоотношений с гражданами. Поэтому, чтобы практика отношений граждан с органами исполнительной власти и их должностными лицами складывалась в соответствии с законом, необходима определенность, которая достигается путем регламентации административно-правового статуса граждан. К тому же от надлежащей организации государственного управления в немалой степени зависит исполнение конституционных прав и свобод граждан, реализация экономических и социальных программ [20, с. 89].
Объектом данной курсовой работы выступает сфера общественных отношений в сфере государственного управления в Республике Беларусь.
Предметом исследования, соответственно, является административно-правовой статус граждан Республики Беларусь как совокупность их прав, свобод и корреспондирующих обязанностей.
Цель исследования состоит в том, чтобы изучить и систематизировать теоретические и законодательные основы административно-правового статуса граждан Республики Беларусь на современном этапе.
Исходя из предмета исследования и его цели, в рамках данной работы ставятся следующие задачи:
-проанализировать понятие
и содержание административно-
-рассмотреть основные права граждан в сфере государственного управления, гарантии их реализации, а также их обязанности;
При написании курсового проекта были применены такие методы научного исследования, как изучение научной литературы по теме исследования, нормативно-правовой базы, аналитический и сравнительный методы.
Структурно данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. Во введении обосновывается актуальность темы курсовой работы, проводится цель исследования. В первой главе рассмотрены понятие и сущность административно-правового статуса гражданина Республики Беларусь. Во второй главе проанализированы основные элементы административно-правового статуса. В заключении приведены выводы по исследованию, проведенному в данной работе.
Методологической основой данного исследования послужили нормативно-правовые акты действующего законодательства Республики Беларусь, а также труды ведущих современных авторов, прямо или косвенно посвященных проблеме содержания административно-правового статуса гражданина Республики Беларусь.
ГЛАВА 1
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ГРАЖДАНИНА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Прежде чем рассматривать содержание административно-правового статуса граждан, необходимо уяснить его значение. Слово «статус» произошло от латинского status – состояние, положение. Отсюда правовой статус – правовое положение (т. е. положение, урегулированное нормами права), административно-правовой статус – правовое положение, урегулированное нормами только административного права.
Правовое положение граждан в сфере государственного управления – часть их общего правового статуса. Юридическое закрепление правового положения (статуса) личности есть отражение отношений между человеком и государством. Именно эти отношения и определяют роль и место личности в правовой системе общества. Правовой статус - комплексная, интеграционная категория, отражающая сложные взаимодействия личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива, другие социальные связи [18, с. 99]. Административно-правовой статус гражданина Республики Беларусь есть установленные законом и иными правовыми актами права, обязанности и ответственность гражданина, обеспечивающие его участие в управлении государством и удовлетворение публичных и личных интересов благодаря деятельности государственных органов [12, с. 126]. Исходя из данного определения, можно предположить, что административно-правовой статус гражданина включает четыре элемента: 1) правовой статус личности - совокупность неотъемлемых прав, свобод и обязанностей. 2) правовой статус гражданина - совокупность прав и обязанностей, вытекающих из гражданства. 3) социальный элемент, социально-правовой статус, связанный с родом занятий и иными обстоятельствами (рабочий, служащий, учащийся, пенсионер и т. п.). 4) особый статус, приобретаемый по желанию (водитель, охотник, турист и т.п.).
Если административно-правовой статус гражданина рассматривать как юридическое закрепление положения гражданина в обществе, комплекс субъективных прав, юридических обязанностей, гарантий и ответственности граждан, закрепленных административно-правовыми нормами, то структура этой категории включает следующие составляющие: а) гражданство; б) административная правосубъектность; в) комплекс прав и обязанностей, закрепленных нормами административного права; г) гарантии реализации данных прав и обязанностей, включая их охрану законом и механизм защиты органами государственной власти [13, с. 27].
Гражданство Республики Беларусь – это устойчивая правовая связь человека с Республикой Беларусь, выражающаяся в совокупности прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека[19, с. 165].
Таким образом, административно-правовой статус граждан Республики Беларусь составляет важнейшую и органичную часть их общего правового статуса.
1.1 Принципы административно-
Социальное равенство. Все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст. 22 Конституции).
Гуманизм. В Республике Беларусь признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией (ч. 3 ст. 21). Признание и гарантирование общепризнанных прав и свобод не является умалением других прав и свобод человека и гражданина.
Народовластие (демократизм). Носителем суверенитета и единственным источником власти в Республике Беларусь является ее народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления ( ч. 1 ст. 3 Конституции).
Презумпция невиновности. Гражданин считается невиновным в совершении правонарушения независимо от степени тяжести, пока его виновность не будет доказана в установленном процессуальном порядке и закреплена во вступившем в законную силу индивидуальном правоприменительном акте.
Законность. Все субъекты государственного управления обязаны соблюдать и исполнять Конституцию, законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые на территории Республики Беларусь.
Таким образом, принципы административно-правового статуса человека является производным от конституционных и конкретизируются во многих законах и подзаконных актах.
1.2 Правовая основа административно-правового статуса гражданина Республики Беларусь
Однако не все права и обязанности человека и гражданина производны от его конституционного правового статуса. Немало и таких, которые находятся за пределами такого статуса и устанавливаются конкретными нормативными актами, соответствующими конституционной концепции положения человека и гражданина в Республике Беларусь. Например, права и обязанности, связанные с управлением транспортными средствами, приобретением оружия и т.д. [15, с. 132].
Правовые акты, относящиеся к установлению административно-правового статуса человека и гражданина, могут быть подразделены в зависимости:
а) от принципа разделения властей – на акты органов законодательной власти и акты органов исполнительной власти;
б) от юридической силы – на законы и подзаконные акты;
в) от характера компетенции издающих их органов – на акты органов общей, отраслевой и межотраслевой компетенции [21, с.46].
В силу полномочий, вытекающих из закона, акты, влияющие на правовой статус гражданина, могут издавать также органы местного самоуправления.
В правовых актах не отождествляется правовой статус личности (человека) и гражданина Республики Беларусь. Гражданин обладает большим объемом прав и обязанностей, чем личность. Лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь, не имеют некоторых прав и обязанностей, принадлежащих ее гражданам. Например, доступ к государственным должностям имеют только граждане Республики Беларусь.
Административно-правовой статус граждан Республики Беларусь устанавливается, прежде всего, Конституцией Республики Беларусь и актами органов представительной власти [17, с. 78].
В формировании и, особенно, в реализации составляющих данный статус прав и обязанностей значительна также роль органов исполнительной власти. В пределах предоставленной компетенции они:
а) издают правовые акты, влияющие на содержание статуса граждан, влекущие приобретение ими прав и обязанностей в той или иной сфере (реализация права на образование предполагает издание приказа о зачислении в учебное заведение);
б) организуют исполнение законов, имеющих непосредственное отношение к административно-правовому положению граждан;
в) помогают, содействуют гражданам в реализации их конкретных субъективных прав, например в вопросах социальной защиты;
Информация о работе Содержание административно - правового статуса гражданина в Республике Беларусь