Содержание административно - правового статуса гражданина в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 13:03, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в том, чтобы изучить и систематизировать теоретические и законодательные основы административно-правового статуса граждан Республики Беларусь на современном этапе.
Исходя из предмета исследования и его цели, в рамках данной работы ставятся следующие задачи:
-проанализировать понятие и содержание административно-правового статуса граждан, его теоретические и законодательные основы;
-рассмотреть основные права граждан в сфере государственного управления, гарантии их реализации, а также их обязанности;

Содержание работы

Введение …………………………………………………………….………
3
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ГРАЖДАНИНА В РЕСУПЛИКЕ БЕЛАРУСЬ….

6
1.1 Принципы административно-правового статуса гражданина.…………..
7
1.2 Основы административно-правового статуса гражданина ……………...
8
1.3 Административная правосубъектность……………………………………
10
ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ГРАЖДАНИНА…………………………………..

14
2.1 Права и обязанности граждан в государственном управлении………….
14
2.2 Административно-правовые гарантии прав и свобод граждан………….
19
2.3 Роль обращений граждан в обеспечении законности и деятельности исполнительной власти…………………………………………………………

21
Заключение …. …………………………………………………….………
24
Список использованных источников ………………………….
27

Файлы: 1 файл

Админ право курсач.doc

— 204.00 Кб (Скачать файл)

 Права и обязанности граждан в сфере государственного управления производны от основных прав, свобод и обязанностей граждан, закрепленных в Конституции. В административно-правовых нормах они конкретизируются и детализируются [17, с. 58]

Так, осуществление свободы мысли и слова, свободы массовой информации, свободы проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, свободы совести, вероисповедания и других регламентируется соответствующими республиканскими законами и иными нормативными актами: Законом «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь»; Законом Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» и др.

Таким образом, все права и обязанности граждан в сфере государственного управления производны от основных прав и свобод, обязанностей, закрепленных в Конституции Республики Беларусь.

 

2.2 Администратино-правовые гарантии прав и свобод граждан

 

Государство, как политическая организация общества, гарантирует реализацию прав и обязанностей своих граждан. Гарантии реализации прав и обязанностей классифицируются исходя из сфер государственного управления, в которых ни реализуются, а также исходя из способов юридической защиты прав и законных интересов граждан [16, с. 85].

Экономические гарантии - это материальные условия для фактической реализации прав и свобод граждан, которые предполагают стабильную и эффективную работу экономики, устойчивую финансовую и денежную системы, высокий прожиточный уровень населения и др.

Политические гарантии предусматривают приоритет личности и гражданина в обществе и государстве, сильную и устойчивую государственную власть, созданную и руководящуюся в своей деятельности принципами демократии. К ним относятся: принадлежность государственной власти народу; соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина государством; широкие возможности для участия граждан в управлении делами государства и общества.

Организационные гарантии обусловлены наличием и деятельностью соответствующих судебных и несудебных органов, обеспечивающих защиту конституционных, административно-правовых и иных прав и свобод граждан. К этим органам относятся: суды, прокуратура, органы внутренних дел, частично профсоюзы и иные органы и организации.

Юридические гарантии  можно рассматривать как правовые, связанные с наличием соответствующей правовой базы, закрепляющие права и свободы граждан в сфере административного права [12, с. 67].

Исходя из способов юридической защиты, можно определить следующие гарантии: правовое закрепление административно-правового статуса граждан; ответственность органов управления и должностных лиц за нарушение административно-правового статуса граждан; право на административное, судебное обжалование действий органов и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан; право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных органов и должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей; контрольно-надзорная деятельность государственных органов; прокурорский надзор и др. [11, с. 149].

Административно-правовая охрана прав и свобод гражданина регламентируется нормами административного законодательства, которые регулируют порядок реализации прав граждан на государственную службу, образование, доступ и участие в работе административных комиссий, органов контроля и надзора, а также осуществление права проводить собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирования, которое закреплено в ст. Конституции [1, с. 12].

Порядок и процедура осуществления перечисленных мероприятий, являющихся конституционными, но реализация, которых невозможна без соответствующих административно-правовых актов и действий, детализируются и конкретизируются в актах административно-правового характера, например в Законе Республики Беларусь «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь», в котором определяются процедура подачи и рассмотрения заявления о проведении таких мероприятий, их ограничение, ответственность лиц, виновных в нарушении порядка организации или проведения этих мероприятий.

Так, среди факторов, определяющих возможность реализации прав и свобод, особо важную роль играют экономические,  политические, организационные и юридические гарантии. Некоторые ученые считают, что юридические гарантии очень важны, но элементом правового статуса гражданина не являются. Это либо принципы, либо черты, либо предпосылки правового статуса, которые безусловно характеризуют положение личности в обществе, пронизывают данное понятие, но не выступают в качестве самостоятельных элементов.

 

2.3 Роль обращений граждан в обеспечении законности в деятельности исполнительной власти

 

Одним из важнейших элементов административно-правового статуса граждан является их конституционное право направлять личные и коллективные обращения в государственные органы (ст.40 Конституции) [1, с. 16].

Обращения граждан - глубоко демократический институт, однако он требует дополнения соответствующим правовым механизмом, обеспечивающим его практическую реализацию. В частности, весьма значительным, в юридическом плане является Закон Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц».

Обращение – индивидуальные или коллективные заявление, предложение, жалоба, изложенные в письменной, электронной или устной форме. Государственные органы, а также должностные лица обязаны рассмотреть обращение и дать ответ по существу в определенный законом срок. Отказ от рассмотрения поданного заявления должен быть письменно мотивированным [13, с. 36].

Обращения,  по которым не требуется дополнительных проверок, должны быть рассмотрены не позднее чем в 15-дневный срок; общий срок рассмотрения обращений граждан – не позднее одного месяца. При необходимости проведения специальных проверок, запроса исполнительных материалов руководитель может продлить указанный срок, но не более чем на один месяц, одновременно сообщив об этом заявителю.

В зависимости от формы выражения обращения бывают: письменными, электронными и устными. В зависимости от субъектов существуют индивидуальные и коллективные обращения [15, с. 24].

Письменные обращения, не соответствующие требованиям ст. 12 Закона «Об обращении граждан и юридических лиц», могут быть оставлены без рассмотрения с уведомлением граждан в пятидневный срок о причинах оставления обращений без рассмотрения. Анонимные обращения рассмотрению не подлежат, за исключением обращений, содержащих сведения о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении.

Направление гражданами предложений и заявлений в государственные органы, иные организации (должностным лицам) сроком не ограничено.

Жалобы могут быть направлены гражданами в государственные органы, иные организации (должностным лицам) не позднее трех лет со дня нарушения прав и свобод и (или) законных интересов граждан или со дня, когда им стало известно об их нарушении [15, с. 26].

Все вышесказанное говорит о том, что административно-правовой статус - явление  в достаточной мере формальное, статическое. Его суть заключается в обеспечении использования его содержания. Важным элементом этого обеспечения является возможность реализации его конкретных прав и свобод граждан. И эта возможность зависит от ряда факторов (гарантий), позволяющих гражданам в полном объеме или частично пользоваться своими правами и свободами в сфере административного права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Административно-правовой статус граждан – комплекс прав и обязанностей граждан, закрепленных нормами административного права, а также гарантии реализации прав и обязанностей.

Его элементами являются: гражданство, т.е. устойчивая правовая связь человека и государства, порождающая у сторон комплекс взаимных прав и обязанностей; административная правосубъектность лица; права граждан; обязанности граждан; гарантии реализации прав и обязанностей граждан. Круг субъектов административного права объединяет одно общее свойство – обладание ими административной правосубъектностью.

Административная правосубъектность – юридическое свойство, состоящее из трех элементов – административной правоспособности и административной дееспособности и административной деликтоспособности.

Административная правоспособность – означает наличие у субъекта комплекса субъективных прав и обязанностей, закрепленных нормами права, что дает ему возможность вступать в различного рода правовые отношения. Для граждан Беларуси административная правоспособность наступает с момента рождения и сохраняется до момента смерти. Административная правоспособность граждан в принципе не может быть отчуждаема или передаваема. Однако, объем административной правоспособности может регулироваться законом (например, временно ограничиваться решением суда в связи с совершением противоправного деяния).

Административная дееспособность – это практическая способность собственными действиями осуществлять имеющиеся у субъекта права и выполнять обязанности в административно-правовых отношениях. Административная дееспособность для граждан Беларуси наступает с установленного законом возраста. Для большинства прав и обязанностей – с 18 лет, однако частичная дееспособность (в сфере здравоохранения, образования) наступает еще в детском возрасте, а полная дееспособность в избирательном процессе – только по достижении 35 лет. В ряде случаев по состоянию здоровья (душевная болезнь, слабоумие), граждане могут быть решением суда признаны частично или полностью недееспособными.      

Административная деликтоспособность – это возможность субъекта административного права самостоятельно нести юридическую ответственность за свои действия. В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (ст. 4.3.) административная ответственность наступает с 16 лет, а по ряду составов административных правонарушений с 14 лет. Граждане, по достижении соответствующего возраста, сочетают в себе все юридические качества правосубъектности.

Субъективные права граждан по степени возможности их реализации делятся на: абсолютные, осуществление которых зависит только от волеизъявления гражданина (право на базовое среднее образование, право на первичную медицинскую помощь); относительные, осуществление которых кроме волеизъявления гражданина зависит также от наличия фактических возможностей реализации их в данном месте, в данное время (право на высшее образование, право на специализированную медицинскую помощь). По содержанию права граждан в сфере государственного управления можно подразделить на три группы: права и обязанности граждан, необходимые им для участия в управлении делами государства (право на государственную службу, на внесение предложений, на получение информации); право на содействие и помощь со стороны государственных органов (получать помощь, пользоваться бесплатными благами и платными услугами); право на защиту (право на юридическую помощь, на подачу жалобы, на защиту в случаях необходимой обороны или крайней необходимости).

Обязанности граждан носят только абсолютный характер. Они подразделяются на: соблюдение законности и государственной дисциплины в сфере управления; соблюдение специальных запретов (запрещение заниматься определенными видами деятельности, например юридической практикой или медицинской помощью без специального образования); получение разрешений (лицензий) от органов управления на совершение ряда действий (например, на осуществление пассажирских перевозок, образовательную, финансовую деятельность, на приобретения охотничьего или газового оружия). Государство возлагает на граждан только исполнимые обязанности, которые носят социальный характер. Их исполнение отвечает интересам общества и способствует решению задач государства.

Реализация прав и свобод граждан в административно-правовой сфере зависит от гарантий Гарантии – установленная государством система правовых норм, организационных мер и методов, с помощью которых государственные органы практически обеспечивают претворение в жизнь прав и свобод граждан в области государственного управления. Среди гарантий выделяют: экономические, политические, организационные и юридические. Действительно, гарантии определяют лишь качество уже имеющихся прав, но не их объем, а потому являются элементом не правового, а фактического положения граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с измен. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.

2.Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: принят Палатой представителей 17 дек. 2002 г.: одобрен Советом Республики 2 апр. 2003 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 28.08.2012 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф. [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2014.

3.О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 20 сентября 2009 года № 49-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф. [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2014.

4.О государственной службе в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 14 июня 2003 г., № 204-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 02.06.2009 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф. [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2014. .

5.О государственных секретах: Закон Респ. Беларусь, 19 июня 2010 г.,  № 170-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф. [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2014.

6.О гражданстве Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 1 авг. 2002 г., № 136-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 04.01.2010 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф. [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2014.

7.О массовых мероприятиях в Республике Беларусь : Закон Респ. Беларусь от 30 дек. 1997 г., № 114-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 08.11.2011 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф. [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2014.

8.О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 4 янв. 2010 г., № 105-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф. [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2014.

9.Об обращениях граждан и юридических лиц: Закон Респ. Беларусь,  18 июля 2011 г., № 300-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф. [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2014.

Информация о работе Содержание административно - правового статуса гражданина в Республике Беларусь