Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2015 в 21:26, курсовая работа
Как известно, после распада СССР и начала преобразований экономической и политической систем произошло ослабление российского государства, значительное сокращение его присутствия во многих сферах общественной жизни. Однако, как бы то ни было, государственный аппарат - вполне реальный и весьма весомый ресурс политического управления страной, используя который возможно в кратчайшие сроки завершить начатые преобразования. Деятельность государственного аппарата требует четкой организации и упорядочения. Добиться этого можно посредством совершенствования института государственной службы. Практика правовых демократических государств Европы и Северной Америки убедительно показывает, что создать эффективную государственную службу невозможно без хорошо проработанной, научно обоснованной концепции.
ВВЕДЕНИЕ ........................................................................................................................3
ГЛАВА 1. Общая характеристика правового статуса государственного гражданского служащего в Российской Федерации.....................................................................................................................6
1.1 Понятие, классификация государственных гражданских служащих.....................6
1.2 Особенности правового статуса государственного гражданского служащего....11
ГЛАВА 2. Содержание правового статуса государственного гражданского служащего в Российской Федерации......................17
2.1 Права и гарантии государственного гражданского служащего.............................17
2.2 Обязанности государственного гражданского служащего....................................22
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ, СВЯЗАННЫХ С АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫМ СТАТУСОМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ..........................26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................................29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ..............
членство в профессиональном (п.12, ч.1, ст.14);
рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии Федеральным законом «О государственной гражданской службе» и другими федеральными законами (п.13, ч.1, ст.14);
проведение по его заявлению служебной проверки (п.14, ч.1, ст.14);
защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения в порядке установленном Законом РФ от 27.04.1993 N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (п.15, ч.1 ст.14);11
медицинское страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации (п.16, ч.1, ст.14);
выполнение с предварительным уведомлением представителя нанимателя иной оплачиваемой работы, если это не повлечет за сбой конфликт интересов (ч.2, ст.14);
в области денежного и пенсионного обеспечения, в том числе право на:
оплату труда и другие выплаты в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом (п.4, ч.1, ст.14);
государственное пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;12
в области материально-технического обеспечения государственный гражданский служащий имеет право на:
обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей (п.1, ч.1, ст.14);
получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа (п.5, ч.1, ст.14);
в области должностного положения, в том числе право на:
ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста (п.2, ч.1, ст.14);
доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений, в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 N 63 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» (п.6, ч.1, ст.14);
доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации (п.7, ч.1, ст.14);
в области карьерно-должностного продвижения, в том числе право на:
должностной рост на конкурсной основе (п.10, ч.1, ст.14);
профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку (п.11, ч.1, ст.14);
в области обеспечения безопасности, в том числе право на:
защиту сведений о гражданском служащем (п.9, ч.1, ст.14);
защиту жизни и здоровья государственного гражданского служащего, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества, в соответствии с Федеральный закон от 20.04.1995 N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (п.17, ч.1, ст.14).13
Государственным гражданским служащим могут предоставляться гарантии, которые, в соответствии со ст.52, 53 Федерального закона «О государственной гражданской службе», можно разделить на две группы - основные и дополнительные.
Основные гарантии предоставляются гражданским служащим для обеспечения их правовой и социальной защищенности, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений. Итак, служащим гарантируются:
Гражданским служащим предоставляются также иные государственные гарантии, установленные федеральными законами. При определенных условиях могут предоставляться дополнительные гарантии на:
2.2 Обязанности государственного гражданского служащего
Другим основополагающим элементом правового положения государственного гражданского служащего являются обязанности. Осуществляя надлежащим образом свои обязанности, используя соответствующие формы и методы их реализации, государственные служащие обеспечивают соблюдение, исполнение, практическую реализацию, защиту и охрану прав граждан.
Государство, являясь работодателем, нанимает граждан на службу с целью возложения на них соответствующих должностных обязанностей, исполнение которых необходимо для решения поставленных перед ним задач, и наделяет правами в той мере, в какой необходимо для надлежащего выполнения обязанностей.
Выполнение обязанностей - главное в деятельности государственных служащих. Ведь именно от того, какие они и как исполняют обязанности, во многом зависит вся их деятельность, а, следовательно, и работа всего государственного аппарата.
В законах РФ обязанностям отведены специальные статьи, которые носят общий характер и применимы ко всем государственным служащим. Например, Федеральный закон «О государственной гражданской службе РФ закрепляет общие обязанности, относящиеся к правовому статусу всех государственных гражданских служащих.
Классификацию обязанностей государственных гражданских служащих можно произвести по следующим позициям.14
Первый блок включает обязанности, направленные на реализацию принципов государственной службы:
соблюдать Конституцию Российской Федерации (Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации), федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение (п.1, ч.1, ст. 15);
соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций - принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина (п.4, ч.1, ст. 15);
поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей - принцип профессионализма и компетентности гражданских служащих (п.6, ч.1, ст. 15).
Второй - обязанности, направленные на поддержание и укрепление служебной дисциплины.
исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом (п.2, ч.1, ст. 15);
исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (п.3, ч.1, ст. 15);
соблюдать служебный распорядок государственного органа (п.5, ч.1, ст. 15);
соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами (п.11, ч.1, ст. 15);
гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение (ч.2, ст. 15).
Третий блок обязанностей - обязанности, касающиеся предоставления данных и сведений,- включает следующие:
представлять сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера, согласно ст. 20 Федерального закона № 311- ФЗ (п.9, ч.1, ст. 15);
сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства (п.10, ч.1, ст. 15);
сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта (п.12, ч.1, ст. 15).
Четвертый блок составляют другие обязанности, такие как:
не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, ответственность за разглашение которых установлена ст. 283 УК РФ, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство (п.7, ч.1, ст. 15);
беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей (п.8, ч.1, ст. 15);
гражданские служащие подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в случаях и порядке, установленных федеральным законом (ч.5, ст. 15).
Профессиональные обязанности государственных гражданских служащих вытекают из административных регламентов и других законов.15
Так, например, должностные лица Федеральной таможенной службы РФ, в соответствии с действующим законодательством, являются, в том числе, и государственными гражданскими служащими, основные обязанности которых перечислены в ст.16 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Профессиональные обязанности государственных гражданских служащих Федеральной регистрационной службы вытекают из Федерального закона Минюста РФ от 14 сентября 2006 г. N 293 «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и др. Но в данных нормативных актах нет прямого указания ни на обязанности Федеральной регистрационной службы, ни на обязанности государственных служащих этой службы, в них указываются лишь общие цели, задачи, полномочия.16
Анализируя действующее законодательство РФ, можно прийти к выводу о том, что обязанности государственных служащих сформулированы недостаточным образом, что затрудняет их оценку и реализацию.
Поскольку деятельность органов государственного управления сосредоточена на выполнении поставленных перед ними целей и задач, успешная реализация которых способствует развитию многих сфер управления, необходимо прописать прямые, конкретно-определенные обязанности. Этот аспект неумолимо важен и актуален. Содержание обязанностей должно носить четко обозначенный характер, в противном случае их реализация становится затруднительной.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что законодательство, регулирующее правовое положение органов государственной власти и государственных служащих, должно не только регламентировать общие цели, задачи и полномочия, но и четко прописывать прямые и конкретные обязанности.
ГЛАВА 3. Анализ проблем, связанных с административно-правовым статусом государственных служащих
Первой и самой главной проблемой является то, что понятие «административно-правовой статус государственного служащего» не разработано теоретически. Так, например, в России пока нет единого подхода к понятию «административно-правовой статус государственного служащего». Одни ученые считают, что административно-правовой статус государственного служащего, объединяет в это понятие принципы, правоспособность, гарантии, ответственность, ограничения, законные интересы и соответственно права и обязанности. Другие как совокупности прав и обязанностей.