Соотношение административного права с другими отраслями права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 17:55, курс лекций

Описание работы

Сущность административного права:
является публичным правом, призванным обеспечить публичный интерес, регулируя отношения, связанные с управлением общественными процессами;
нормы административного права обеспечивают интересы общества, государства, коллективов, права и интересы граждан и т. д.;
составляет основу правового регулирования разнообразных общественных отношений.

Файлы: 1 файл

3 соотношение административного права с другими отраслями права.doc

— 655.50 Кб (Скачать файл)

1. Указы, распоряжения  Президента РФ («Указ о системе  федеральных органах исполнительной  власти», «Указ о структуре  органов исполнительной власти»,  Указами президента утверждаются положения о министерствах);

2. Постановления, распоряжения  Правительства РФ (ключевой вид  источников административного права  – «О лицензировании отдельных  видов деятельности» от 24.12.94 г., Постановлениями  утверждаются положения о министерствах,  подчиняющихся правительству, а также правила и положения, являющиеся административными источниками);

3. Приказы, постановления  министерств и других центральных  федеральных органов;

4. Приказы, постановления,  инструкции иных федеральных  органов исполнительной власти и руководителей федеральных предприятий, учреждений.

3) Законодательные акты  субъектов РФ:

1. Конституции, уставы  субъектов РФ;

2. Законы субъектов  РФ.

4) Подзаконные акты  субъектов Федерации:

1. Указы, распоряжения  Президентов (губернаторов);

2. Постановления, распоряжения правительств субъектов РФ;

3. Приказы, постановления  министерств субъектов РФ;

4. Приказы, постановления  иных органов субъектов РФ, руководителей  предприятий, учреждений субъектов  РФ.

5) Акты местного самоуправления.

6) Союзные акты (акты органов бывшего СССР):

1.  Кодексы и законодательство СССР (Воздушный кодекс, Кодекс торгового мореплавания и др.);

2. Указы Президиума  Верховного Совета СССР («О порядке  рассмотрения предложений, заявлений  и жалоб граждан» от 12.04.68 г., «Об  утверждении Положения об административном надзоре органов милиции за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 26.07.66 г. и др.);

3.  Постановления и распоряжения Совета Министров СССР;

4. Приказы, постановления,  инструкции министерств, государственных комитетов и других центральных органов СССР.

7) Международные акты, которые в соответствии со  ст. 15 КРФ «Общепризнанные принципы  и нормы международного права  и международные договоры Российской  Федерации являются составной  частью ее правовой системы». Международными актами регулируются, некоторые вопросы безвизового пересечения границ, таможенного контроля, дорожного движения.

 

 

 

№ 8  Механизм административно-правового  регулирования и его основные элементы.

Механизм административно-правового  регулирования - совокупность административно-правовых средств, которые, воздействуя на управленческие отношения, организуют их в соответствии с задачами общества и государства.

Общая характеристика механизма административно-правового регулирования:

  • представляет собой совокупность юридических средств;
  • средства носят административно-правовой характер;
  • объектом воздействия выступают управленческие отношения;
  • направлено на решение задач общества и государства;
  • активизирует субъекты управленческих отношений;
  • повышает уровень их правосознания, правовой культуры;
  • обеспечивается принудительной силой государства.

Элементы механизма административно-правового регулирования:

  1. принципы административного права;
  2. административно-правовые нормы;
  3. акты официального толкования административно-правовых норм;
  4. акты применения административно-правовых норм;
  5. административно-правовые отношения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ 9 общественные отношения регулируемые административным правом .

Административное право - отрасль правовой системы Российской Федерации, регулирующая общественные отношения, которые возникают в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях Российской Федерации. Такого рода отношения, многообразные по своему характеру, и составляют предмет административного права. Предмет административного права - общественные отношения, возникающие, как правило, на основе власти и подчинения, в рамках управленческой деятельности между субъектами исполнительной власти, с одной стороны, а с другой стороны, ими же или гражданами, государственными (негосударственными) предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, профсоюзами и другими субъектами права. Управленческие отношения, регулируемые административным правом, многообразны. Так, в зависимости от особенностей участников выделяются следующие наиболее типичные их виды: " между соподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовом уровне (например, вышестоящие и нижестоящие органы); " между несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на одинаковом организационно-правовом уровне (например, два министерства, администрация двух областей); " между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными объединениями (корпорации, концерны и пр.), предприятиями и учреждениями; " между субъектами исполнительной власти и не находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными объединениями, предприятиями и учреждениями (по вопросам финансового контроля, административного надзора и т. п.); " между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления; " между субъектами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями, предприятиями и учреждениями (коммерческие структуры и т. п.); " между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями; " между субъектами исполнительной власти и гражданами. Административное право - отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти (в более широком понимании - в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности). 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Система и место административного права в правовой системе РФ.

АП – целостная  система правовых норм и институтов, объединенные общим предметом, целью, принципами и методом регулирования, согласованные друг с другом, опирающиеся на единые определения, использующие единую терминологию. Внутри отрасли существует субординация норм разной юридической силы (общих и специальных) и в целом отрасль создает специфический (административно-правовой) режим регулирования, который строится на обязывание как способе правового регулирования.

Система АП делится  на общую и особенную части. Общая  – нормы, охватывающие управление в  целом, а особенная состоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер деятельности исполнительной власти (образование, охрана общественного порядка и др.).

В общую часть  входят пять групп институтов (подотраслей): а) регулирующих административно-правовые статусы граждан (индивидуальных субъектов права); б) регулирующих основы организации и деятельности исполнительной власти (аппарата государственного управления); в) регулирующих административно-правовой статус негосударственных организаций; г) обеспечивающих законность деятельности исполнительной власти; д) регулирующих принуждение по административному праву.

В особенной  части АП четыре подотрасли, объединяющие нормы: а) регулирующие обеспечение  безопасности граждан, общества, государства, административно-политическую деятельность; б) регулирующие организационно-хозяйственную деятельность государственной администрации; в) регулирующие ее социально-культурную деятельность; г) регулирующие деятельность государственной администрации по организации и осуществлению политических, экономических и иных связей с другими странами (внешних связей).

АП – одна из самых сложных отраслей правовой системы России, что предопределено большим числом и разнообразием  управленческих отношений. АП – самая  массивная отрасль права. Нет  ни одной сферы жизни общества, в которой не участвовала бы государственная администрация.

Вокруг АП группируются финансовое, земельное, экологическое  право, т.е. оно стоит во главе  целой семьи отраслей, многие нормы  которых тоже закрепляют управленческие отношения и в которых широко используется административно-правовой метод регулирования.

Административное  право, сохраняя свою специфику, выраженную в его предмете и методе, тесно  взаимодействует с другими отраслями  российского права. Характеризуя это  взаимодействие, необходимо иметь в  виду, что административное право охватывает своим регулятивным воздействием широкие области государственной и общественной жизни. Это, как уже отмечалось выше, предопределяется многообразием практического применения действующего в Российской Федерации механизма исполнительной власти.

Упоминалось также, что административное право  играет в правовой системе РФ вспомогательную, служебную роль, в отличие, например, от таких наиболее самостоятельных  отраслей права, как гражданское, уголовное, международное, конституционное. Служебная роль административного права определяется целым рядом как внешних обстоятельств, так и группой факторов, вытекающих непосредственно из самой природы этой отрасли права.

Во-первых, в числе процессов, влияющих на содержание административного права, можно назвать следующие: а) сокращение масштабов централизованного админисртативно-правового регулирования (как известно, в соответствии с Конституцией РФ 1993 г., административное и административно-процессуальное законодательство отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов); б) существенное возрастание роли региональных регуляторов; в) усиление значимости рекомендательных норм; г) обеспечение реальной самостоятельности управленческих подразделений различных уровней; д) усиление контрольно-надзорной и правоохранительной, а не распорядительной, функций административного регулирования.

Во-вторых, характеризуя служебную роль административного  права, следует принимать во внимание обстоятельства, вытекающие из самой  его природы. Так, в связи с актуальностью проблемы правоохраны в условиях построения правового общества, административное право усиливает свои собственные юридические средства защиты от посягательств на правовой режим в сфере действия механизма исполнительной власти. Несоблюдение или недобросовестное выполнение административно-правовых норм влечет за собой приведение в действие предупредительных, пресекательных и карательных средстве административно-принудительного характера. Особая роль среди них отводится институту административной ответственности, а также административного процесса. Важное значение в данном случае имеет то обстоятельство, что при помощи административной ответственности все в большей мере осуществляется защита не только управленческих отношений, но и многих других - например, финансовых, трудовых, природоохранительных и т.п.

Наконец, во многих случаях, административное право  не только защищает иные общественные отношения, но и может выступать  в качестве их регулятора. Так, действующее  российское законодательство использует норма административного права для обеспечения должной урегулированности налоговых, земельных, трудовых и иных отношений. ими, например, определяются: порядок взимания налогов и сборов, государственный контроль за соблюдением налогового законодательства; основные организационные начала предпринимательской деятельности; порядок возникновения и прекращения государственно-служебных отношений; многие стороны компетенции надзорных органов, действующих в рамках предмета иных отраслей права (например, природоохранительные инспекции и пр.).  

Итак, административное право строгих границ правового  воздействия не имеет. В свою очередь, как уже отмечалось выше, сфера  государственного управления не изолирована  от действия норм других отраслей права. Следовательно, возникает взаимодействие различных правовых отраслей.

Наиболее  тесно административное право взаимодействует  с конституционным (государственным) правом, которое закрепляет основные принципы организации и функционирования исполнительной власти, место ее субъектов в государственном механизме, правовые основы их формирования и т.п. В частности, конституционно провозглашенные права и свободы человека и гражданина (гл. 2 Конституции РФ) практически в значительной мере также реализуются через сферу государственного управления.

Таким образом, административное право основывается на нормах конституционного права, детализирует и конкретизирует их, определяя при  этом механизм реализации прав и свобод граждан, компетенции различных  звеньев системы исполнительной власти, формы и методы государственно-управленческой деятельности, основы ее отраслевой, межотраслевой региональной и местной организации и т.п.

Совместно с гражданским правом административное нередко регулирует внешнюю сторону  сходных общественных отношений имущественного характера - в зависимости от преобладающего значения тех или иных элементов метода правового регулирования.[9] (В данном случае подразумеваются договорные начала или административные предписания.)

Аналогично  решается вопрос и о соотношении  норм административного и трудового  права. В то же время наиболее сложно провести грань между, например, административным правом и такими отраслями права, как финансовое, земельное, природоохранительное (экологическое), предпринимательское. Механизм их соотношения таков, что фактически значительная часть отношений, отнесенных к предмету ведения названных отраслей, регулируется нормами административного права и свойственными ему правовыми средствами.

Границы действия норм уголовного и административного  права определяются характером и  направленностью соответствующих  запретов. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11 понятие и признаки административно-правовых  норм.

Административно-правовые нормы , как и норма любой другой отрасли права, представляет собой правило общего характера, определенную меру (масштаб) должного или возможного поведения, установленную государством и охраняемую специальными государственными средствами.

Информация о работе Соотношение административного права с другими отраслями права