Состав административного правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 17:37, реферат

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена следующим. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридическою лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..….3
Понятие и признаки административного правонарушения. .………………5
Понятие и виды состава административного правонарушения…………..9
Основные элементы состава административного правонарушения……....14
Квалификация административных правонарушений.……………..………29
Заключение………………………………………………………...……………..34
Список использованной литературы……………………………………..….....36

Файлы: 1 файл

1. Адм. пр.- на 28.11.(КР)Т.15.Состав адм.пр.наруш,37л.doc

— 182.00 Кб (Скачать файл)

План

 

Введение………………………………………………………………………..….3

  1. Понятие и признаки административного правонарушения. .………………5
  2. Понятие и виды состава административного правонарушения…………..9
  3. Основные элементы состава административного правонарушения……....14
  4. Квалификация административных правонарушений.……………..………29

Заключение………………………………………………………...……………..34

Список использованной литературы……………………………………..….....36              

 

Введение

 

Актуальность темы исследования обусловлена следующим. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридическою лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений, т. е. признаком общественной опасности административного правонарушения в этом случае является посягательство в форме действия или бездействия на общественные (публичные) интересы, которые включены в форме задач, охраняемых нормами административного права.

Понятие административного правонарушения отражает специфические признаки (черты) административного правонарушения — антиобщественная направленность, противоправность, виновность и наказуемость деяния.

Объектом исследования настоящей работы являются теоретические и практические основы состава административного правонарушения в административном праве РФ.

Предметом исследования данной работы является состав административного правонарушения в административном праве РФ.

Цель исследования данной работы – раскрыть состав административного правонарушения в административном праве РФ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть понятие и признаки административного правонарушения;

раскрыть понятие и виды состава административного правонарушения;

исследовать основные элементы состава административного правонарушения;

изучить квалификацию административных правонарушений.

Теоретической базой работы являются исследования таких ученых, как: Агапов А.Б., Бахрах Д.Н., Белова Л.В., Борисов А.Н., Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов и др.

Нормативно-правовой базой настоящего исследования являются, Конституция РФ, федеральные законы и иные нормативные акты РФ.

Методологической базой исследования являются структурно-функциональный, сравнительно-правовой, формально-логический и др. методы.

 

 

 

  1. Понятие и признаки административного правонарушения

 

Согласно ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ (далее – КоАП РФ) 1 административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

При этом существуют и формальные составы правонарушений, когда вред от совершения административное правонарушения не наступил реально, но лицо нарушившее административную норму, может быть привлечено к административной ответственности.

К таким случаям относится ряд формальных составов, закрепленных в гл. 12 КоАП РФ (административные правонарушения в области дорожного движения, т. к. нарушение некоторых норм серьезно повышает вероятность совершения дорожно-транспортного происшествия и как следствие повышается вероятность наступления факта вредоностности для личности и общества в целом).

Важная новация определена в ст. 1.1. КоАП РФ: законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях и ранее предусмотренная многими федеральными законами административная ответственность определяется теперь только в соответствии с КоАП РФ и законами субъектов РФ.

В КоАП РФ нетрадиционно законодатель квалифицирует вину юридического лица, т. к. вина обычно считалось как психическое отношение лица, совершившего административное правонарушение к результатам своего деяния.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. При этом назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Понятие административного правонарушения отражает специфические признаки (черты) административного правонарушения — антиобщественная направленность, противоправность, виновность и наказуемость деяния.1

Исходным в характеристике названных признаков административного правонарушения является само понятие деяния, представляющее собой акт волевого поведения, проявляющийся в форме действия либо бездействия.

Действие представляет собой активное невыполнение предусмотренных нормой или правилом обязанностей или нарушение запрета, а не его мысли и убеждения (например, нарушение правил охоты, сброс отходов производства и потребления на почву; загрязнение лесов сточными водами) или бездействия (например, отсутствие лицензии на осуществление предпринимательской деятельности; отсутствие разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками и т.д.).

Бездействие — пассивное невыполнение своих обязанностей или неприменения своих прав, которые лицо обязано применять по роду своей деятельности (например, правил пожарной безопасности).

Иногда одни и те же правила могут быть нарушены как действием, так и бездействием (например, нарушение правил охраны водных ресурсов).

Противоправность деяния заключается в том, что оно нарушает конкретную норму права: правонарушением признается только такое деяние, которое запрещено законодательством об административном правонарушении. Противоправность может выражаться не только в действии, но и в бездействии. Эти нормы могут принадлежать не только административному праву, но и финансовому, земельному, таможенному, трудовому и другим отраслям права, которые охраняются нормами административного права.

Виновность деяния - это психическое отношение лица к своему противоправному деянию. Все правонарушения совершаются умышленно или по неосторожности (ст. 2.2 КоАП РФ). Нарушитель, совершая противоправное деяние, должен осознавать или предполагать, что поступает противоправно. Наличие вины является обязательным признаком административного правонарушения, но для административной ответственности этого признака недостаточно, т. к. субъект административной ответственности включает такие необходимые характеристики, как возраст и дееспособность лица. Например, несовершеннолетний или невменяемый нарушает правила, установленные для пешеходов, и при наличии формальной противоправности отсутствует виновность деяния. 1

В ст. 2.2 КоАП РФ предусмотрена следующие две формы вины.

1. Административное правонарушение  признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало  противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

2. Административное правонарушение  признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело  возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Наказуемость – это деяние, за которое виновный может быть подвергнут административному наказанию – только то деяние может быть признано правонарушением, за которое законодательством об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

Отсутствие одного из признаков административного правонарушения исключает и административную ответственность.

Признаки административного правонарушения следует отличать от его юридического состава. Понимание этого вопроса имеет не столько теоретическое, сколько практическое значение.

При наличии всех признаков правонарушения может отсутствовать состав административного правонарушения, что исключает возможность привлечения виновного к ответственности. Так, согласно ст. 2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет.

 

2. Понятие и виды состава административного правонарушения

 

Наличие состава правонарушения является необходимым основанием для всех видов юридической ответственности. При этом признаки состава правонарушения, прежде всего в публично-правовой сфере, как и содержание конкретных составов правонарушений должны согласовываться с конституционными принципами демократического правового государства, включая требование справедливости, в его взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами как субъектами юридической ответственности.

Под составом административного правонарушения понимается:

1) установленная законом совокупность признаков, при наличии которых соответствующее деяние считается административным правонарушением или

2) совокупность закрепленных нормативно-правовыми актами признаков, наличие которых может повлечь административную ответственность.1

Различие состава административного правонарушения и признаков административного правонарушения однозначно отражено в ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ, где сказано, отсутствие состава административного правонарушения, в том числе не достижение физическим лицом 16-летнего возраста, на момент совершения административного правонарушения, исключает производство по делам об административных правонарушениях, или когда лицо, совершившее административное правонарушение, невменяемо, то речь идет уже о совершении им действия или бездействия (ст. 2.8 и ч. 2. ст. 24.5 КоАП РФ), когда им не осознается фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Административные правонарушения можно классифицировать по различным основаниям. Так, в основу классификации административных правонарушений, предусмотренных КоАП РФ, положен объект административного правонарушения. В связи с чем КоАП РФ предусматривает следующие виды административных правонарушений:

административные правонарушения, посягающие на права граждан;

административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность;

административные правонарушения в области охраны собственности;

административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования;

административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике;

административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель;

административные правонарушения на транспорте;

административные правонарушения в области дорожного движения;

административные правонарушения в области связи и информации;

административные правонарушения в области предпринимательской деятельности;

административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг;

административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил);

административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти;

административные правонарушения в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ;

административные правонарушения против порядка управления;

административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность;

административные правонарушения в области воинского учета.

В зависимости от содержания объективной стороны административные правонарушения делятся следующим образом: 1

  1. длящиеся – действие или бездействие, сопряженное с длительным невыполнением обязанностей, возложенных законом на физическое или юридическое лицо под угрозой административной ответственности (например, отсутствие у юридического лица лицензии по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов 1 – 4 класса опасности);
  2. продолжаемые правонарушения представляют собой совокупность нескольких тождественных деяний, за каждое из которых лицо подлежит административной ответственности (например, несанкционированное размещение отходов производства и потребления на территории предприятия в течение длительного периода времени);
  3. повторное правонарушение – это деяние, совершенное одним и тем же лицом в течение срока погашения административной ответственности, за которое данное лицо уже подвергалось административному наказанию;
  4. неоднократное правонарушение – это совершенная одним и тем же лицом совокупность однородных административных правонарушений, предусмотренных одной статьей или частью статьи КоАП РФ.

Информация о работе Состав административного правонарушения