Совершенствование деятельности органов местного самоуправления по исполнению социальных обязательств перед многодетными семьями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2015 в 00:08, курсовая работа

Описание работы

Многодетные семьи как никто другой нуждаются в поддержке, ведь по большому счету именно такие семьи дают возможность государству пополнять свою численность, и социальная поддержка таких семей может увеличить их количество, а значит дать государству новые рабочие руки, солдат, ученых и руководителей. Государство прекрасно это понимает и создает множество целевых программ, которые направлены на поддержание таких семей, но к сожалению, то ли из-за недостатка ресурсов, то ли из-за того что местная власть просто ленится, подобные программы даже спущенные сверху, могут «застревать» на местах. Дети из таких семей порой могут не иметь даже нормальных школьных принадлежностей, и такое отсутствие оных, если войдет в систему может совершенно убить в ребенке жажду учебы и по сути направить его в направлении маргинальных слоев общества.

Файлы: 1 файл

Kursach.docx

— 58.12 Кб (Скачать файл)

Дальше в настоящем указе идет подпункт в который дает еще более интересные способы социальной поддержки:

  • оказывать необходимую помощь многодетным родителям, желающим организовать крестьянские (фермерские) хозяйства, малые предприятия и другие коммерческие структуры, обеспечивать выделение для этих целей земельных участков, а также предоставлять льготы по взиманию земельного налога и арендной платы в виде полного или частичного освобождения от налога на определенный срок либо понижения ставок налога;
  • предоставлять безвозмездную материальную помощь либо беспроцентные ссуды для возмещения расходов на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства;
  • предусматривать полное или частичное освобождение от уплаты регистрационного сбора с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью4

Данные льготы дают возможность обеспечивать свою семью тем, кто ведет свой бизнес или занимается сельским хозяйством. Данный пункт вдвойне выгоден государству ведь в данном случае оно инвестирует не только в демографию, но и в развитие малого и среднего бизнеса который по идее должен стать опорой экономики в будущем.

Подпункт г настоящего указа дает возможность многодетным семьям иметь собственное подсобное хозяйство, так же уменьшая степень зависимости родителей от непостоянного рынка труда.

Подпункт д говорит: «содействовать предоставлению многодетным семьям льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья» вывод – мы имеем достаточно прикрытый тыл для того  чтобы вместе с пунктами «в» и «г», развивать частное подсобное хозяйство где-нибудь в пригороде или деревне.

Наконец пункт е настоящего указа гласит следующее:

    • при разработке региональных программ занятости учитывать необходимость трудоустройства многодетных родителей, возможность их работы на условиях применения гибких форм труда (неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, работа на дому, временная работ и т.д.);
    • обеспечивать организацию их обучения и переобучения с учетом потребностей экономики региона.

По сути своей данный пункт не просто дает защиту, но и практически гарантирует дальнейшее трудоустройство многодетных родителей в случае, например, их увольнения с места работы.

1.3 Законодательная база поддержки многодетных семей регионального уровня.

У любого субъекта РФ в плане принятия собственного законодательства выбор крайне не велик: либо расширять уже имеющиеся федеральные законодательные акты, либо же постараться издать такой местный закон, который бы не противоречил различным законам, но при этом не был бы учтен на федеральном уровне. В случае с Ярославской областью вариант номер два явно не подходит. Депутаты областной думы решили не изобретать велосипеда, а просто пошли по пути расширения и уточнения деталей, которые не были учтены в федеральном законодательстве.

Первым из актов хотелось бы представить Закон Ярославской области от 28.11.2011 № 45-з «О временных мерах социальной поддержки граждан, имеющих детей». Который по сути своей повторяет вышеупомянутый ФЗ, но некоторыми особенностями все-таки отличается рассмотрим их.

Во-первых, данный акт предусматривает более крупные по сравнению с федеральным законом денежные выплаты. Что не может не радовать, ведь, например, разовая выплата в 40000 рублей, которая предоставляется матерям в случае рождения двух или более детей неплохое подспорье для закупки вещей первой необходимости при воспитании близнецов. Во-вторых, данный закон имеет более узкую, нежели ФЗ или любой из вышеуказанных актов специфику.

Следующим на очереди будет Закон Ярославской области от 19.12.2008 № 65-з «Социальный кодекс Ярославской области». И, несмотря на то, что в нем многодетным семьям посвящена всего одна статья, стоит отметить, данный закон  выполняет свою роль:

Во-первых, он раскрывает само понятие многодетной семьи. То есть является тем самым актом на который ссылается упомянутый ранее Указ Президента РФ. Во-вторых, он немного дополняет федеральную законодательную базу.

Например, в этом указе в пп.4 п.2 ст 26 указывается следующий вид социальной поддержки многодетных семей:   «компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг». Прошу заметить, не скидка, не льготы при оплате, а компенсация. То есть, у многодетных семей имеется возможность не только платить меньше, но и получать часть уже из оплаты счетов в виде компенсации. По большому счету данный пункт как нельзя лучше дополняет представленные в указе Президента РФ льготы.

Так же данный закон пусть и немного, но увеличивает ежемесячные выплаты на содержание ребенка в многодетных семьях. Что так же дает некоторое подспорье для обеспечения ребенка всем необходимым для его здорового роста и развития.

На этом завершается теоретическое осмысление законодательной базы для защиты многодетных семей. Далее речь пойдет о специальных программах и действиях администрации города Ростова Ярославской области по выполнению своих обязательств перед многодетными семьями проживающими в данном МО.  
Глава II  Программы и меры по защите многодетных семей

2.1 Федеральные и региональные программы поддержки многодетных семей

Как уже говорилось в предыдущей главе, законодательный базис для осуществления поддержки многодетных семей выстроенный пару десятилетий назад имеет неплохую структуру и вполне пригоден для осуществления своей основной задачи. Но тем не менее, почему-то, многие семьи   не пользуются теми льготами или мерами социальной защиты которое им по праву предоставляется государством. Есть ли на это какие-то причины? Да есть, это низкая правовая грамотность и необязательность исполнения норм законов. Под необязательностью в данном случае подразумевается что они предоставляются не всем, кому требуется помощь а только тем, кто за ней и обратился. Отчасти именно поэтому и существуют социальные программы, которые применяются социальными службами для помощи многодетным семьям. О нескольких таких программах и пойдет речь далее.

Первая программа, о которой хотелось бы вспомнить – Программа государственной поддержки многодетных семей российской федерации, а точнее ее проект.

Ее основная цель – повышение престижа многодетных семей, а это значит, что нужно все или почти все семьи обеспечить достаточной социальной поддержкой и защитой. Далее можно рассмотреть что и как предлагается в этой федеральной программе для поддержки многодетных семей:

• государственная помощь многодетным семьям в решении жилищных проблем;

• содействие в трудоустройстве членов многодетных семей, стимулирование экономической активности и самозанятости многодетных семей;

• поддержка фермерских (крестьянских) и садово-огороднических хозяйств многодетных семей;

• повышение доступности образования для детей из многодетных семей;

• формирование и укрепление в общественном сознании нравственных, в том числе семейных, ценностей, представлений о социальной привлекательности и престиже многодетных семей;

• совершенствование системы государственных пособий и компенсаций для многодетных семей;

• обеспечение доступности медицинского обслуживания и лекарственного обеспечения;

• содействие нормальному питанию детей из многодетных семей;

• обеспечение совместного досуга и отдыха многодетных семей;

• повышение доступности услуг учреждений культуры и спорта для многодетных семей;

• создание условий социальной комфортности для многодетных семей;

• повышение мобильности многодетных семей;

• привлечение институтов гражданского общества к поддержке многодетных семей;

• моральное поощрение родителей, ответственно и добросовестно воспитывающих (воспитавших) детей в многодетных семьях.

И что же мы видим в данном случае? Правильно повторение всех законодательных актов указанных ранее + добавление нескольких пунктов остановимся на них поподробнее:

Повышение мобильности многодетных семей – внеочередное обслуживание в кассах, компенсация части расходов на транспорт в междугородних перевозках предоставление некоторым семьям частных автомобилей за бюджетный счет

Привлечение институтов гражданского общества – помощь НКО, и СМИ. Дело если вы хотите чтобы о том как получить социальную помощь узнало больше людей, то СМИ – первое что вам необходимо подключить.

Моральное поощрение родителей – встречи с президентом, награждение… Повышение статуса многодетной семьи в глазах общества опять же необходимо для того чтобы люди улучшали демографическую ситуацию в стране, а те кто подкован юридически еще и смогут извлечь из этого некоторую выгоду для своих детей в будущем.

В принципе на этом рассмотрение данной федеральной программы можно завершить, так как она повторяет законодательные акты, представленные ранее с той лишь оговоркой что для участия в этой программе не настолько необходимо знание законов, СМИ делают свое дело.

Что же касается региональных программ, то их попросту нет. Все что необходимо региону во-первых, включении в федеральное и региональное законодательство, а во-вторых, имеется в данной программе. Если бы такие программы имелись и снова повторяли то что уже и так написано несколько раз в различных законодательных актах, то можно было бы заподозрить их авторов в каких-то финансовых манипуляциях, а это было бы уже, мягко говоря, незаконно.

Ну и конечно же перед переходом к реализации социальных программ, стоит упомянуть о том что в России существует так называемый «Материнский капитал» - сумма выплачиваемая при рождении второго или последующего ребенка. Данная сумма может быть потрачена на различные цели:

  • Погашение ипотечного кредита или другого кредита/займа, взятого с целью покупки жилья;
  • Реконструкция и ремонт жилого дома с увеличением жилой площади;
  • Компенсация за строительство дома;
  • Ремонт и строительство дома своими силами;
  • Долевое строительство;
  • Участие в жилищно-строительных кооперативах;
  • Проживание студента в общежитии образовательного учреждения;
  • Оплата услуг образовательного учреждения;

  • Оплата содержания ребёнка в детском саду.

  • Пенсионные накопления матери

Далее материнский капитал упоминаться не будет, по той причине, что его выдача никак не связана с действиями муниципальных властей, а значит он к мерам поддержки многодетных семей со стороны администрации города Ростова не относится.

2.2 Реализация законодательных по поддержке многодетных семей в городе Ростове Ярославской области.

Наконец, речь зашла о том ради чего и затевалась данная работа, о том что же все-таки делается для поддержки многодетных семей в городе Ростове Ярославской области. Так как наиболее достоверным источником информации о каких-либо муниципальных программах поддержки социально незащищенных слове населения является сайт администрации Ростовского муниципального Района, туда мы и отправляемся.

Сайт дает нам 4 муниципальных проекта по поддержке различных категорий граждан, но ни в одном из них нет даже намека на исполнение федерального законодательства. Лишь в одной из них, в программе «Социальная поддержка населения Ростовского муниципального района» имеется небольшое упоминание о помощи многодетным семьям. Эта помощь предоставляется в виде ежемесячных выплат на содержание ребенка. Все, больше никаких действий по поддержке и улучшению положения многодетных семей не производится. Из достоверных источников(а точнее от самих жителей) известно, что все льготы обещанные в Указе Президента РФ исполняются, и только. Никаких дополнительных выплат, льготных кредитов или бесплатного предоставления земельных участков. Ничего.

О чем же может свидетельствовать такая пустота в документах и исполнении федерального законодательства? Причины может быть всего две. Первая – депутаты принимающие данные программы и люди ответственные за распределение денежных ресурсов выделяемых из бюджета муниципального района каким-то образом связаны и используют данные программы для прикрытия каких-то махинаций с бюджетными средствами. Вторая – до нельзя простой и знакомый всем жителям города Ростова вывод – в бюджете нет денег. Да денег нету, ни на восстановление дорог, ни на ремонт школ, ни на что, особенно на поддержку социально незащищенных слове населения.

Так почему же в городе Ростове Ярославской области не бюджет не обладает достаточными резервами для того, чтобы полноценно обеспечить социальную защиту многодетных семей, тем более, что согласно тем же документам которые, как уже говорилось обнаружены на сайте администрации города, 40% многодетных семей живут в ужасных условиях - подушевой доход в этих семьях ниже прожиточного минимума. Вывод прост у бюджета города всего два главных источника пополнения – туризм и выделения из регионального бюджета.

Туризм в Ростове, хоть и постепенно увеличивает свое присутствие в экономике городе все же не в состоянии обеспечить бюджет достаточными, для помощи нуждающимся, средствами. Большая часть этих налоговых поступлений уходит на восстановление памятников архитектуры, коих в городе великое множество.

Второй же источник дохода – отчисления из регионального бюджета не является достаточным для финансирования подобных проектов по той причине, что все средства уходят на поддержание города в более менее человеческом виде.

Сразу же назревает вопрос что делать? Где взять деньги чтобы исполнить федеральное законодательство в полном объеме? По хорошему бы они должны поступать из местного производства, но к сожалению его практически нет. Ростовский оптикомеханический завод(РОМЗ) бывший когда чуть ли не градообразующим предприятием, на данный момент находится в глубоком упадке и не работает даже на 10% от своих реальных производственных мощностей.

И все-таки деньги найти можно, но где?

2.3 Рекомендации  по реализации социальных обязательств

Деньги как ни странно находятся в молодом, но перспективном производстве. ЗАО «Атрус» вместе с его генеральным директором крайне заинтересованы в развитии города, о чем недвусмысленно намекают постройки возведенные на деньги данной компании(отстраивается новый жилой микрорайон на окраине города) вывод, компания которая может построить себе дома, прокладывая всю необходимую инфраструктуру может и благотворительностью, безвозмездными выплатами в пользу семей. Так же при содействии с данной компанией можно договориться о льготных условиях при покупке квартир в «Атрусвских домах» как их называют в народе. Ведь компания построившая их в любом случае останется в плюсе, ведь развивая производство и инфраструктуру в данном городе по сути растит себе поколение молодых, перспективных работников.

Информация о работе Совершенствование деятельности органов местного самоуправления по исполнению социальных обязательств перед многодетными семьями