Совершенствование деятельности органов внутренних дел по реагированию на изменения оперативной обстановки в регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2012 в 22:01, автореферат

Описание работы

Основной целью диссертационного исследования является теоретическое обоснование и разработка предложений по совершенствованию и организации реагирования аппаратов МВД, ГУВД, УВД на изменения оперативной обстановки в регионе.
Поставленная цель достигается в процессе решения следующих задач:
1. Анализа понятия и содержания оперативной обстановки в регионе как основания для выработки и принятия управленческого решения.
2. Исследования содержательной стороны реагирования на изменения оперативной обстановки аппаратами МВД, ГУВД, УВД по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.
3. Анализа правовых основ реагирования МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации на изменения оперативной обстановки.
4. Выработки предложений по созданию эффективной системы анализа и оценки оперативной обстановки в регионе.
5. Разработки предложений по оптимизации процесса реагирования на изменения оперативной обстановки для улучшения результативности повседневной деятельности органов внутренних дел, выбора наиболее эффективных форм и методов оперативного реагирования.
6. Определения основных направлений нормативно-правового совершенствования деятельности органов внутренних дел по реагированию на изменения оперативной обстановки.

Файлы: 1 файл

Автореферат.doc

— 178.50 Кб (Скачать файл)

Герасимов В.В. Совершенствование деятельности органов внутренних дел по реагированию на изменения оперативной обстановки в регионе: Автореферат диссертации

 

Актуальность темы исследования. Важность рассматриваемой проблемы обусловлена криминальной ситуацией в России, необходимостью качественного повышения эффективности работы органов внутренних дел как основных субъектов правоохранительной деятельности.

Несмотря на принимаемые  ими усилия, преступность в России оказывает негативное влияние на всю жизнедеятельность общества и государства, приобретает характер реальной угрозы, национальной безопасности. Только по официальной статистике ежегодно в России регистрируется до 3,5 млн. преступлений, свыше миллиона тяжких и особо тяжких посягательств, почти 31 тысяча убийств и покушений на убийства, десятки тысяч фактов безвестного исчезновения, более тысячи - похищения людей и захвата заложников.

Развивается организованная преступность с различной специализацией, экономическими интересами, межрегиональными и международными связями, криминальными капиталами в России и за рубежом. Небывалых масштабов достигли коррупция, крупные мошенничества и хищения. (Замечается проникновение криминала во власть, попытки повлиять на политические интересы страны. Иными словами происходит качественная трансформация преступности, появляются ее новые формы, не исключая области высоких технологий, интеллектуальной собственности, государственной безопасности. Продолжается раздел сфер криминального влияния, возрастает опасность межнациональных конфликтов, экстремистских и террористических угроз, активно развиваются неформальные объединения откровенно преступной идеологии.

В то же время развитие системы МВД России заметно отстает  от современного состояния криминальных процессов и от тех требований, которые предъявляются к органам внутренних дел в связи с общими изменениями политической, экономической, социальной и криминогенной обстановки в государстве. Не случайно в своем послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации В.В. Путин отмечал, что «...организация борьбы с преступностью в стране требует принципиально новых подходов... За последние годы нами было сделано достаточно много серьезных шагов..., но иллюзий быть не должно - угроза еще очень сильна, мы еще пропускаем очень чувствительные удары, преступники совершают еще ужасные злодеяния, целью которых является устрашение общества».[1] В связи с этим, далее отмечает Президент, «...задачей номер один для нас по-прежнему остается повышение эффективности государственного управления...».

В этих целях МВД России разрабатывает и осуществляет меры, по-

4

зволяющие серьезно улучшить организацию управления органами внутренних дел, особенно форм и методов упреждающего противодействия преступности, ее организованным, террористическим, коррупционным проявлениям, на основе рационального отказа от дублирования в работе отдельных отраслевых звеньев, сокращения расходов на содержание аппарата, усиления служб, призванных своевременно анализировать процессы, влияющие на оперативную обстановку и вырабатывать эффективные меры противодействия.[2]

Иными словами, речь идет о создании эффективной системы управления - хорошо оглаженной, позволяющей в непрерывном режиме наблюдать за состоянием оперативной обстановки, оценивать ее и принимать неотложные меры реагирования на любые негативные изменения, используя для этого научно-обоснованные методы и положительный практический опыт.

В последние годы в  науке и практике управленческую деятельность органов внутренних дел чаще всего разделяют на стратегическую и оперативную. Стратегическое управление в основном связывают с развитием органов внутренних дел, а оперативное - с процессом текущего решения задач по своевременному реагированию МВД, ГУВД, УВД на повседневные изменения оперативной обстановки.

Указанный вид деятельности предполагает, прежде всего, непрерывное  слежение за оперативной обстановкой, эффективную систему сбора и анализа информации, оценку степени опасности различных ситуаций, прогнозирование динамики их изменений. Именно это обеспечивает своевременную реакцию на текущие осложнения оперативной обстановки, выработку и принятие соответствующих управленческих решений, надлежащее их исполнение.

В то же время, различные  социологические опросы населения  убедительно показывают неудовлетворительное состояние деятельности органов внутренних: дел по реагированию на изменения оперативной обстановки. Об этом же говорится в ряде руководящих документов МВД России, где подчеркивается, что механизм такого реагирования малоэффективен. Практика и опыт последних событий показывают, что сегодня нет стройной системы реагирования на меняющуюся оперативную обстановку, есть только отдельные элементы этой системы, которые не позволяют упорядочить указанный управленческий процесс в регионах. Больше того, современная нормативно-правовая база не позволяет не только алгоритмизировать деятельность управленческих аппаратов МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации по их реагированию на изменения оперативной обстановки, но не выделяет даже ее степени и виды. Начальники органов

5

внутренних дел в  субъектах Российской Федерации  не имеют правовых документов, в  которых был бы четко закреплен порядок иx действий в условиях меняющейся оперативной обстановки.

Все это свидетельствует, что в МВД, ГУВД, УВД не сформировался  единый подход к организации оперативного реагирования на изменения в среде  функционирования. Поэтому очевидна необходимость изучения этой проблемы и разработки эффективных мер совершенствования организации деятельности органов внутренних дел и управления ими. Именно это обусловило выбор темы диссертационного исследования, его содержание и направленность.

Степень разработанности проблемы. Следует признать, что проблемы оперативного реагирования на изменения оперативной обстановки до сих пор недостаточно проработаны в теоретическом плане, хотя дискуссия о природе и сущности этих категорий берет начало еще в 50-е гг. и продолжается до настоящего времени.

В той или иной постановке вопроса отдельные, аспекты оперативного управления в различных сферах социальной деятельности исследовались крупными учеными в этой области Афанасьевым  ЮН., Поповым В.П., Тумановым Г.А., Белоусовым Р.А.

Определенное освещение  проблемы оценки оперативной обстановки и совершенствования деятельности органов внутренних дел по реагированию на ее изменения получили в трудах А.А. Александрова, Л.Ш. Берекашвили, А.В.Жаглина, Н.Н. Иванова, А.П. Ипакяна, В.Е. Караханова, О.З. Клушина, В.И. Кононенко, В.А. Лукашева, Э.П. Масленникова, А.Х. Мин-дагулова, Н.Т. Михайлюка, В.И. Мурашова, В.М. Пахаева, В.Г Самойлова, А.Д. Ульянова, В.М. Ускова, Л.Г. Хейло, Е.Ф. Яськова.

И все же, даже само понятие  «оперативная обстановка» в отечественной науке и практике правоохранительной деятельности используется в различных смысловых аспектах. Большинство авторов рассматривают эту важнейшую для оперативного реагирования категорию в качестве объекта анализа и оценки среды функционирования органов внутренних дел. Безусловно, такой подход во многом оправдан, поскольку позволяет выработать методологию изучения факторов и условий, в которых органы внутренних дел решают поставленные перед ними задачи. В то же время, даже самые широкие знания о состоянии оперативной обстановки без их целенаправленности на необходимость реагирования и принятия адекватных управленческих решений, в действительности являются всего лишь той познавательной абстракцией, которую отмечали многие авторы научных исследований.

В научной литературе сегодня нет четкого и однозначного понятия оперативного управления, которое  неразрывно связано с оперативным  реагированием управленческого аппарата органов внутренних дел на изменения оперативной обстановки.

6

Эти вопросы требуют осмысления, а с учетом динамики происходящих процессов, исследование проблемы приобретает особую актуальность.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе организации и осуществления аппаратами МВД, ГУВД, УВД деятельности по реагированию на изменения оперативной обстановки на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Предметом исследования выступают правовые и организационные  вопросы повседневной оперативно-служебной деятельности аппаратов МВД, ГУВД, УВД по реагированию на изменения оперативной обстановки на территории обслуживания.

Цели и задачи диссертационного исследования. Основной целью диссертационного исследования является теоретическое обоснование и разработка предложений по совершенствованию и организации реагирования аппаратов МВД, ГУВД, УВД на изменения оперативной обстановки в регионе.

Поставленная цель достигается  в процессе решения следующих  задач:

1. Анализа понятия  и содержания оперативной обстановки  в регионе как основания для  выработки и принятия управленческого решения.

2. Исследования содержательной  стороны реагирования на изменения  оперативной обстановки аппаратами  МВД, ГУВД, УВД по вопросам охраны  общественного порядка и обеспечения  общественной безопасности.

3. Анализа правовых  основ реагирования МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации на изменения оперативной обстановки.

4. Выработки предложений  по созданию эффективной системы  анализа и оценки оперативной  обстановки в регионе.

5. Разработки предложений  по оптимизации процесса реагирования на изменения оперативной обстановки для улучшения результативности повседневной деятельности органов внутренних дел, выбора наиболее эффективных форм и методов оперативного реагирования.

6. Определения основных  направлений нормативно-правового совершенствования деятельности органов внутренних дел по реагированию на изменения оперативной обстановки.

Гипотезой исследования является предположение о возможности  совершенствования организации работы органов внутренних дел, в том числе путем создания системы непрерывного мониторинга обстановки и реагирования на ее изменения, состоящей из подсистем повседневной ориентации аппаратов МВД, ГУВД, УВД на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в оперативной обстановке, складывающейся на территории обслуживания, оперативного реагирования на ее изменения, при условии слаженности и согласованности всех управленческих

7

звеньев по влиянию на горрайорганы во времени и в пространстве, а также по формам и методам  работы

Методология и методика исследования. Диссертационное исследование проведено в соответствии с принципами комплексного, системного, функционального и других научных подходов. Применены системный, статистический, математический, социологический методы, метод изучения и сравнительного анализа нормативных правовых актов, регулирующих функционирование исследуемого механизма реагирования на изменения оперативной обстановки.

Научная новизна исследования предопределена актуальностью и  недостаточной правовой и организационной разработанностью проблем реагирования на изменения оперативной обстановки аппаратами МВД, ГУВД, УВД в повседневной оперативно-служебной деятельности на территории обслуживания. В работе предлагаются по-новому, в статике и динамике, рассматривать дефиницию «оперативная обстановка». Даны предложения по совершенствованию механизма анализа и оценки оперативной обстановки с использованием математического моделирования и цветовой гаммы, концепция реагирования на ее изменения на основе дополнений в действующие нормативно-правовые акты. Положения, выносимые на защиту:

1. Авторское определение  понятия оперативная обстановка  в регионе как совокупность  постоянно изменяющихся взаимосвязанных  и взаимодействующих внешних и внутренних по отношению к субъекту управления в системах МВД, ГУВД, УВД условий, определяющих состояние борьбы с преступностью и охраны правопорядка на обслуживаемой территории, а также характеризующих определенную степень тревожности (социальной опасности) и являющихся основанием для выработки и принятия соответствующих управленческих решений, то есть основой для целенаправленных воздействий аппарата управления на систему органов и подразделений внутренних дел региона.

2 Методологические основы  оценки оперативной обстановки  аппаратами МВД, ГУВД, УВД в субъекте Федерации, базирующиеся на анализе ее компонентов, или элементов в динамике, классификации по уровням тревожности, или опасности с использованием комплексного, системного, функционального подходов, статистических, математических, социологических методов и цветовой гаммы.

3. Классификация типов  оперативной обстановки, которая  по совокупности факторов, характеризующих ее состояние и динамики процессов их изменения включает в себя четыре основных вида: чрезвычайная, критическая, сложная, без осложнений.

Чрезвычайная - характеризуется признаками режима чрезвычайного положения, рассматривается как максимально опасное состояние оперативной обстановки, после которой ее классификация продолжается по

Информация о работе Совершенствование деятельности органов внутренних дел по реагированию на изменения оперативной обстановки в регионе