Современное развитие конституционного принципа разделения властей в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 15:35, реферат

Описание работы

В соответствии со ст. 10 Конституции РФ, государственная власть в Российской федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Теория разделения властей занимает значительное место в трудах отечественных и зарубежных ученых.

Содержание работы

Введение 3
1. История развития принципа разделения властей в РФ 5
2. Президент РФ как элемент системы разделения властей
в Российской Федерации 10
3. Законодательная власть как элемент системы разделения
властей в Российской Федерации 14
4. Исполнительная власть как элемент системы разделения
властей в Российской Федерации 16
5. Судебная власть как элемент системы разделения
властей в Российской Федерации 18
Заключение 20

Файлы: 1 файл

Реферат Барнашов.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

Выполнил:

Студент 5го курса ЮИ ТГУ государственно-правовой

специализации (гр.685)

Новиков Егор Вячеславович

                                       _________________

 

Проверил:

Доцент, к.ю.н.

Барнашов Александр Матвеевич 

 

                                                                              ____________________

 

 

 

 

 

 

ТОМСК 2012

Содержание:

 

 

Введение                                                                                                             3                                                                                                                                                 

  1. История развития принципа разделения властей в РФ                          5
  2. Президент РФ как элемент системы разделения властей

в Российской Федерации                                                                                 10       

  1. Законодательная власть как элемент системы разделения

властей в Российской Федерации                                                                   14

  1. Исполнительная власть как элемент системы разделения

властей в Российской Федерации                                                                   16

  1. Судебная власть как элемент системы разделения

властей в Российской Федерации                                                                   18

Заключение                                                                                                       20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В соответствии со ст. 10 Конституции  РФ, государственная власть в Российской федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Теория разделения властей занимает значительное место в трудах отечественных и зарубежных ученых. Рассматриваемая тема является весьма противоречивой и многоаспектной. Процесс разделения властей берет свое начало с античных времен, однако, формирование и обобщение теории разделение властей отчетливо прослеживается в трудах английских и французских мыслителей Дж. Локка, Т. Гоббса, Ш. Монтескье (17-18 века.). Теория разделения властей возникает и начинает материализоваться в связи с назреванием в обществе предпосылок, необходимых для активного участия широких слоев общества в социальной и политической жизни, политических процессах государства. Вместе с тем на данной стадии развития общества торжествует политический и идеологический плюрализм, среди интеллектуальных слоев общества идет активное формирование идеологических гарантий  прав и свобод граждан. 

Споры, касающиеся оптимального соотношения законодательной, исполнительной власти и судебной власти ведутся и в настоящее время. Существует целый спектр противоположных позиций, излагаемых как отечественными, так и зарубежными учеными.

Вместе с тем принцип  разделения властей положен в основу современного устройства органов государственной власти в Российской Федерации. Данный факт указывает на высокую значимость исследуемой темы и ее актуальность.

Целью данного исследования является всестороннее изучение конституционного принципа разделения властей в соотношении с современным устройством высших органов государственной власти в России.

Задачами исследования являются:

  • Изучение истории развития принципа разделения властей в Российской Федерации;
  • Изучение должности Президента в качестве элемента современной системы разделения властей в РФ;
  • Изучение органов законодательной власти в качестве элемента современной системы разделения властей в РФ;
  • Изучение органов исполнительной власти в качестве элемента современной системы разделения властей в РФ;
  • Изучение органов судебной власти в качестве элемента современной системы разделения властей в РФ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. История развития принципа разделения властей

в Российской Федерации.

 

Зачастую при объяснении трудностей, с которыми сталкиваются реформы в России, приводятся ссылки на отсутствие у страны демократических традиций, особенности ее исторического развития. В противовес этому порой указывают на то, что зачатки демократической организации власти были известны еще в Древней Руси. В частности, договоры, которые заключались отдельными городами с княжескими дружинами, как бы содержали в себе элементы разделения властей. Возможно, такие проявления ограничения княжеской власти действительно имели место. Им можно найти подтверждение и в стародавних летописях, и в некоторых других источниках. К сожалению, эти начинания не получили последующего развития. Княжеская междоусобица и вражда не способствовали к каким бы то ни было устремлениям к демократическому правлению. В еще большей мере не оставляло для этого возможностей татаро-монгольское иго. Объединение русских земель и последующего создания централизованного Русского государства происходило в условиях, требовавших максимальной концентрации власти. Утверждение русского самодержавия, даже если оно и было необходимым историческим этапом, также исключило возможность разделения властей.

В период смуты  и после  нее Россия могла пойти по пути конституционной монархии, но народ  так устал от постоянно сменяющихся  государей, что ему уже было все  равно кто и на каких условиях возьмет власть в свои руки.

В настоящее время  целый ряд авторов считают, что если бы Александр II не погиб от рук народовольцев, то он бы даровал стране конституционное правление. Николай I также не стал конституционным монархом. Однако, подписав знаменитый указ “Об усовершенствование государственного порядка”, он действительно даровал некоторые свободы. Николай I объявил о создании Государственной Думы, наделенной ограниченными законодательными полномочиями. Однако, вместе с тем, ни один закон не мог вступить в силу без высочайшего одобрения, и само существование Государственной Думы зависело от царского усмотрения.

В феврале 1917 года монархия пала. 1 сентября 1917 года состоялось официальное  провозглашение России республикой. Специальная комиссия при юридическом совещании Временного правительства начала подготавливать проект республиканской Конституции. Как отмечают некоторые исследователи, в этой Конституции впервые мог найти отражение принцип разделения властей. Однако, в 1917 году к власти пришли большевики, и все планы временного правительства рухнули.

II Всероссийский съезд  Советов, провозгласив в ночь  с 7 на 8 ноября 1917 года переход  всей полноты власти на всей  территории бывшей Российской  империи в руки Светов, положил  начало существованию тоталитарного государства.

Разделение властей  было объявлено инструментом завоевания и осуществления власти буржуазией. Концепция разделения властей, как  выражение интересов буржуазии, марксизмом отвергалось.

Документы, подписанные 8 декабря 1991 г. в Беловежской пуще тремя государствами из четырех, учредивших в 1922 году СССР, положили конец его существованию, как государству.

В отличие от других бывших союзных республик Россия не издавала специальный акт о провозглашение независимости. В какой-то мере точкой отсчета можно считать Декларацию о государственном суверенитете, которая была одобрена российским парламентом 12 июня 1990 г. Уже на I Съезде народных депутатов РСФСР была признана необходимость разработки и принятия новой Конституции республики.

Первый “официальный”  проект Конституции был существенно  пересмотрен после попытки августовского  путча. В октябре 1991 г. был опубликован  второй, а марте 1992 г. — третий проект Конституции. Каждый из этих проектов отражал изменения, происходившие  в общественно-политической жизни страны, новые подходы и новые видения того, как должны быть устроены общество и государство в России.

Развернулась борьба между защитниками различных  вариантов проектов, поддержанными  разными государственными структурами. Нарастала конфронтация между исполнительной властью и парламентом. Каждый из институтов стремился к законодательному закреплению своего доминирующего положения, а это неизбежно должно было сказаться и на содержании основного закона.

24 июня 1993 года “Российская газета” опубликовала сразу два новых официальных проекта. Один из которых был внесен президентом РФ, другой — группой народных депутатов. В целях подготовки единого согласованного проекта основного закона Президент созвал Конституционное совещание.

Одобренный Конституционным совещанием проект Конституции был сразу же без обсуждения отвергнут Верховным Советом. Создалась тупиковая ситуация, так как в стране отсутствовал конституционно оформленный механизм разрешения конфликта между основными ветвями власти.

После приостановки деятельности парламента было вновь созвано Конституционное  совещание, которое внесло коррективы в ранее подготовленный проект. Они  касались в основном двух главных  моментов: уточнения принципов построения РФ и реализации принципа разделения властей.

Окончательный проект новой  Конституции Российской Федерации  был вынесен на всенародное обсуждение и референдум, состоявшийся 12 декабря 1993 года, и был одобрен 58,4% голосовавших.

Окончательный проект Конституции  Российской Федерации, представленный на референдум, в части, касающейся разделения властей, особых нововведений не содержит. Принцип изложенный в ст. 10 достаточно лаконично, четко и ясно определяет его структуру. Его продолжением и развитием служит ст. 11, состоящая из трех частей. Часть первая подтверждает, какие именно органы осуществляют государственную власть: Президент, Парламент, Правительство и суды. Часть вторая относится к ведению субъектов Федерации образования их органов государственной власти. Наконец, третья часть устанавливает, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется на основе Конституции, федеративных и иных  договоров о разграничении предметов ведения полномочий.

К сказанному следует  добавить, что Конституция признает и гарантирует местное самоуправление в пределах его полномочий. Одновременно они уточняют, что его органы не входят в систему органов государственной  власти (ст. 12). Из этого можно сделать вывод: принципы, положенные в основу построения и деятельности органов государственной власти, не могут автоматически распространяться на сферу местного самоуправления.

Согласно действующей  Конституции, носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Захват власти кем бы то ни было противоправен. Власть может осуществляться народом либо непосредственно, высшим выражением чего служат референдум и свободные выборы, либо через посредство органов государственной власти и самоуправления (ст. 3). Органами осуществления государственной власти на общефедеральном уровне выступают Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации, суды РФ.

Органы государственной  власти РФ строят свою деятельность на принципах, составляющих основы конституционного строя Россия. Защита прав и свобод человека — обязанность государства. Для исключения противоправной узурпации власти и попрания прав и свобод, устанавливается принцип разделения властей.

В Российской Федерации  носителем законодательной власти и представительным органом является Федеральное собрание. Исполнительной властью наделено Правительство  РФ. Правосудие осуществляют суды, а  судебная власть реализуется посредством  конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Вроде бы все ветви власти имеют своих представителей, и Президент России оказывается как бы вне рамок механизма разделения властей. В действительности это не так.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Президент Российской федерации как элемент системы разделения

властей в Российской Федерации.

 

Президент Российской Федерации, будучи главой государства, является верховным  представителем Российской Федерации  и внутри страны, и в международной жизни. На него возложено выполнение задач, связанных с гарантией осуществления Конституции, прав и свобод, охраной суверенитета, независимости и целостности государства. В этих условиях он наделен необходимыми полномочиями и прерогативами.

Вместе с тем, государственную власть в РФ осуществляют все ветви власти, каждая из которых действует в пределах своего ведения и свойственными ей методами. Президент обеспечивает координацию и согласованность деятельности всех органов власти. Он действует совместно с другими ветвями власти, принимая в той или иной степени участие в каждой из них.

Вследствие избрания Президента РФ путем прямых выборов, он участвует в осуществлении верховного представительства страны. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

Информация о работе Современное развитие конституционного принципа разделения властей в Российской Федерации