Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 15:35, реферат
В соответствии со ст. 10 Конституции РФ, государственная власть в Российской федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Теория разделения властей занимает значительное место в трудах отечественных и зарубежных ученых.
Введение 3
1. История развития принципа разделения властей в РФ 5
2. Президент РФ как элемент системы разделения властей
в Российской Федерации 10
3. Законодательная власть как элемент системы разделения
властей в Российской Федерации 14
4. Исполнительная власть как элемент системы разделения
властей в Российской Федерации 16
5. Судебная власть как элемент системы разделения
властей в Российской Федерации 18
Заключение 20
В сфере взаимодействия с Федеральным Собранием РФ Президенту РФ принадлежат значительные полномочия. Президент назначает выборы в Государственную Думу и распускает ее в случаях, предусмотренных Конституцией, пользуется правом законодательной инициативы, может вернуть одобренный парламентом законопроект для повторного обсуждения (отлагательное вето), подписывает и обнародует законы. Таким образом, Президент России может оказывать весьма активное воздействие на работу Федерального Собрания РФ. Вместе с тем, издаваемые Президентом нормативные акты не должны противоречить Конституции и основным законам.
Президент РФ обладает довольно широкими полномочиями в сфере государственного управления. Он назначает Председателя Правительства и по его представлению заместителей председателя и федеральных министров, принимает решение об отставки правительства. Следует отметить, что с целью ограничения влияния Президента РФ на Правительство РФ в Конституции закреплена система сдержек и противовесов.
Прежде всего, Председатель Правительства РФ назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Однако если Государственная Дума трижды отвергнет кандидатуру Председателя Правительства, то Президент вправе назначить его самостоятельно, распустив при этом Государственную Думу и объявив о новых выборах. Реализация такого полномочия создает, конечно, особую неординарную ситуацию, которая все же не может привести к установлению единоличного президентского правления. Конституция не допускает этого.
В случае роспуска Государственной Думы, новые выборы должны быть назначены в такие сроки, чтобы Государственная Дума нового созыва собралась на новое заседания не позднее чем через четыре месяца после роспуска предыдущей. Таким образом, период возможного отсутствия парламентского контроля над Правительством ограничен. Поскольку, исходя из норм Конституции, Государственная Дума может выразить недоверие Правительству, то, таким образом, исход выборов предрешает судьбу Правительства. Вместе с тем, Президент может не согласится с Государственной Думой и не отправлять после выражения ей недоверия в отставку. Для того, чтобы решение о недоверии возымело должный эффект, оно должно быть подтверждено Государственной Думой по истечению трех месяцев. В случае если имел место досрочный роспуск Государственной Думы, Президент не может в течение года после выборов вновь распустить палату. Следовательно, остается только один выход — отставка Правительства.
Механизм, заложенный в Конституции Российской Федерации для разрешения возможного конфликта между законодательной и исполнительной властями, отличается большой сложностью. Президент — арбитр в споре между властями — может, во всяком случае, теоретически, осуществлять в течение нескольких месяцев управление страной посредством Правительства, не пользующегося поддержкой Государственной Думы. Однако, после проведения выборов, Президенту так или иначе придется считаться с результатами выборов. Тем не менее, следует признать, что глава государства обладает большими возможностями для воздействия на законодательную и исполнительную власти. Президент РФ не просто арбитр, осуществляющий своеобразный контроль за всеми ветвями власти, он также самостоятельно участвует в деятельности всех государственных органов.
В Конституции РФ также в полной мере отражены полномочия Президента РФ. Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил, осуществляет руководство внешней политикой, в случае угрозы агрессии вводит военное положение, а при иных особых обстоятельствах - чрезвычайное положение. Президент РФ решает вопросы гражданства, представляет кандидатуры для назначения на высшие государственные должности (например, Председателя Центробанка, судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов, Генерального прокурора Российской Федерации и др.). Также он формирует Совет Безопасности и Администрацию Президента, назначает полномочных представителей Российской Федерации, высшее командование Вооруженных сил.
В России не предусмотрена парламентская ответственность главы государства. Таким образом, Федеральное Собрание не может заставить Президента уйти в отставку. Но, вместе с тем, это не значит, что глава государства свободен от следования предписаниям Конституции и законов. В случае, если деятельность Президента РФ приобретает противоправный характер, вступает в действие специальный механизм ответственности (импичмент). Президент Российской Федерации может быть привлечен к ответственности только в случае государственной измены или совершения иного тяжкого преступления. Наличие признаков такого преступления должно быть подтверждено Верховным судом РФ. После выдвижения обвинения следует крайне сложная процедура выражения импичмента.
Федеральное собрание РФ (Парламент РФ) — состоит из двух палат (Совета Федерации и Государственной Думы).
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации состоит из 450 депутатов, избираемых по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы.
В Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
К ведению Государственной Думы относятся такие важные вопросы как: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ, решение вопроса о доверии Правительству РФ, заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой, назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ, назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом, объявление амнистии, выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.
К ведению Совета Федерации относятся не мене важные вопросы, среди которых стоит выделить следующие: назначение выборов Президента РФ, отрешение Президента РФ от должности, назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ, назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
В ст. 102 и 103 Конституции перечислены основные направления деятельности Федерального Собрания. В этих статьях проявляется принцип сдержек и противовесов Президенту РФ и Правительству РФ. Так, например, без согласия Федерального Собрания не могут быть назначены на свои должности судьи высшего звена, Председатель Правительства и т.д.
Федеральное Собрание рассматривает
все вопросы связанные с
Указанные полномочия Федерального Собрания направлены на недопущение чрезмерного усиления исполнительной власти и Президента.
властей в Российской Федерации
Согласно ч.1. ст.110 Конституции РФ, исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.
Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Указанный принцип является примером проявления принципа сдержек и противовесов, так как при назначении Президент РФ будет вынужден учитывать мнение парламентского большинствп. Председатель Правительства предлагает кандидатуры Президенту на должности его заместителей и федеральных министров.
Правительство Российской Федерации обладает важными с точки зрения заявленной темы полномочиями. Правительство РФ, в том числе, разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой Правительством Российской Федерации осуществляется разработка государственного бюджета, проведение финансовой, социальной и экономической политики. Осуществляет меры по обороне страны и защите прав населения;
Механизм парламентской ответственности Правительства описан в Конституции РФ довольно размыто. Необходима его детализация в специальном законодательстве. Совершенно ясно, однако, что институт ответственности — обоюдоострое оружие. Его может использовать как Дума, отказывая в доверии правительству, так и исполнительная власть, угрожая прибегнуть к досрочным выборам.
Также, стоит отметить, что перед вновь избранным Президентом РФ Правительство РФ слагает свои полномочия, что указывает на своеобразную зависимость срока деятельности Правительства РФ от срока деятельности Президента РФ. Однако, вместе с тем, Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом. Президент также может самостоятельно принять решение об отставке Правительства РФ.
Сильная исполнительная власть в России нужна. Но также нужен и механизм взаимных сдержек и противовесов. Многие называют исполнительную власть доминирующей в системе государственных органов. Однако данная тенденция государственно-правового развития России прослеживается достаточно ясно. Также это отвечает общим тенденциям усиления исполнительной власти во всем мире.
властей в Российской Федерации
По мнению многих современных российских ученых судебная власть в России все еще не достаточно. Конституционные принципы судоустройства и судопроизводства на практике зачастую нарушаются. Давление со стороны других ветвей власти наносит непоправимый ущерб правосудию. Несмотря на провозглашенные правовые и социальные гарантии судьи, как то несменяемость, неприкосновенность, независимость, они очень часто не могут полностью обеспечиваться.
Согласно нормам Конституции РФ судебная власть в России является трехзвенной. Высшими судебными органами являются Верховный суд, Высший Арбитражный Суд, Конституционный Суд.
В соответствии со ст.126 Конституции Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам.
Исходя из ст.127 Конституции РФ, Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров.
Конституционный Суд, в свою очередь, призван осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ, разрешает дела о соответствии Конституции издаваемых нормативных актов, заключаемых международных договоров. Также Конституционный Суд решает споры между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации
Принимая во внимание принцип разделения властей, законодатель нормативно закрепил, что Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Вместе с тем, с целью ограничения судебной власти, Конституцией РФ установлено, что судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Заключение
Принцип разделения властей был выработан мировой практикой развития демократических государств. Данный принцип означает, что ни одному из государственных органов не принадлежит вся государственная власть в полном объеме. Каждый из них осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеет права подменять деятельность другого органа. Такое разграничение направлено на то, чтобы удержать власть от возможных злоупотреблений и не допустить возникновения тоталитарного управления государства, не связанного правом. Вместе с тем если одна из трех ветвей (отраслей государственной власти) не выйдет на первое место, то государственный механизм будет поражен постоянной борьбой между ними за фактическое верховенство и превратится в силу не движения и развития, а торможения. Поэтому верховное положение занимает законодательная власть, поскольку именно она облекает в закон основные направления внутренней и внешней политики, обеспечивает верховенство закона в обществе. Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Судебная же власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их ни совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами.
Государственная власть в правовом государстве не является абсолютной. Это обусловлено не только господством права, связанностью государственной власти правом, но и тем, как организована государственная власть, в каких формах и какими органами она осуществляется. Здесь необходимо обратиться к теории разделения властей. Согласно этой теории смешение, соединение властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках одного лица чревато опасностью установления деспотического режима, где невозможна свобода личности. Поэтому, для того чтобы предотвратить возникновение авторитарной абсолютной власти, не связанной правом, эти ветви власти должны быть разграничены, разделены, обособлены. С помощью разделения властей правовое государство организуется и функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью полномочий другой.