Создание коллаборативной среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 11:58, реферат

Описание работы

Цитата из дискуссий на ресурсе www.e-learning.by о коллаборативном обучении "Подход к обучению, в котором учащиеся работают вместе, в группе, решая общие учебные задачи для достижения единой образовательной цели.
Чтобы осознать смысл цитаты хочется понять нижеследующее :работать вместе" можно по разному. Например, можно вместе выполнять ОДНО ЗАДАНИЕ, а потом сравнивать результаты или анализировать их.

Файлы: 1 файл

Создание коллаборативной среды.docx

— 95.00 Кб (Скачать файл)

Коллаборативная среда как один из эффективных приемов повышения качества знаний при оценивании учащихся на уроках физики

Что есть коллаборативное обучение? 
Цитата из дискуссий на ресурсе www.e-learning.by о коллаборативном обучении   "Подход к обучению, в котором учащиеся работают вместе, в группе, решая общие учебные задачи для достижения единой образовательной цели. 
Чтобы осознать смысл цитаты хочется понять нижеследующее :работать вместе" можно по разному. Например, можно вместе выполнять ОДНО ЗАДАНИЕ, а потом сравнивать результаты или анализировать их.  А можно вместе поставить цель  и задачи, составить план и разделить задачи между собой, чтобы потом каждый  выполнил свою часть работы…В случае коллаборативного обучения знания заранее не известны и появляются в результате совместных усилий и членов подгруппы и преподавателя. Имеет место быть исследование, дебаты, достижение совместного согласия. Преподаватель работает как один из равноправных членов подгруппы, не определяющий единолично её динамику. В случае коллаборативного обучения знания заранее не известны и появляются в результате совместных усилий и членов подгруппы и преподавателя. Имеет место быть исследование, дебаты, достижение совместного согласия. Преподаватель работает как один из равноправных членов подгруппы, не определяющий единолично её динамику.

Для создания психологически комфортной обстановки и эффективной  познавательной деятельности учащихся на каждом уроке нами проводилась работа по созданию коллаборативной среды с учётом физиологических и психологических особенностей возраста детей. На всех уроках планировалась работа в парах, в группах для преодоления природного эгоцентризма, формирования навыков ведения конструктивного диалога, для работы над выработкой качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, ответственности за свою точку зрения, умения слушать и слышать.

Начну, наверно, с  того, как мы  готовимся  к урокам. Раньше особой подготовки мы не осуществляли: писали планы, использовали в основном только материалы учебника и материалы из дополнительной литературы. Сейчас, когда мы изучили идеи семи модулей, подготовка к одному такому уроку занимает у нас  очень много времени. К подбору заданий мы относимся  очень серьезно. В помощь нам  приходит интернет, где  можно взять много интересного и занимательного материала.

Каждый урок начинался  с приветствия и настроя на рабочий лад, иногда даже и этого  не было. Теперь, использование идеи модуля «обучение тому, как обучаться» создание коллаборативной среды, позволило мне с помощью «бодрячков» и опережающих заданий успешно активизировать детей на учебную деятельность. Такая форма организации начала урока им очень нравится, здесь они могут раскрепоститься и почувствовать себя свободней и в классе создается атмосфера доверия и сотрудничества. Каждый из нас обладает индивидуальностью, и мы должны общаясь с детьми, учитывать этот факт и создать все условия, чтобы наши ученики чувствовали себя комфортно на любом уроке.

Дети любят поговорить. Хотят рассказать обо всем на свете, поделится своими переживаниями. Мы зачастую закрывали на это глаза, и не давали детям раскрыть свой внутренний мир. Строили свой урок в  основном на монологической речи, где  учитель большую часть урока  говорил, объяснял новый материал, а  ученики просто слушали. Сейчас же я  стараюсь планировать урок так, чтобы  дать ученикам возможность вступить в диалог. Ведь диалог является основной формой общения. Только через диалог учащиеся обмениваются знаниями, получают новую информацию, а также диалог помогает мне узнавать, насколько  мои ребята усвоили пройденный материал, на каком уровне они находятся  в процессе своего обучения. Диалог «учитель-ученик», «ученик-ученик»  теперь будут часто встречаться  на моих уроках. Потому что такие  формы диалога позволяют детям  высказывать свои суждения и доводы. Например, проходя практику, я увидела, что дети активно включаются в  данный вид деятельности, и в его  процессе могут поделиться различной  информацией, используя свой жизненный  опыт.

Наверное, для меня такая форма работы, как работа в группе, стала новым видом  работы, потому что в своей прошлой  практике я очень редко использовала такой вид работы. В настоящее  время, я увидела, что работа в  группе позволяет ученикам сблизиться, учит терпимее относиться друг к другу, учит умению слышать и слушать  собеседника, что в ходе групповой  работы, обсуждая ту или иную проблему, ученики могут прийти к единому  мнению. Пока мы еще не научились  работать в группе, потому что это  очень трудоемкий процесс, который  требует от учеников полной самоотдачи. И для того, чтобы работа в группе была слаженной, мы с ребятами прописали  правила, благодаря которым они  могут прийти к единому мнению.

Говоря о стереотипе «учитель лучше знает, что нужно  ученику», я могу сказать, что мое  видение поменялось, когда я узнала об идеи модуля «обучение тому, как  обучаться» «Голос ученика». Эту идею я использовала почти на каждом своем  уроке, потому что она позволила  мне узнать, что мои ученики  думают о происходящем на уроке, каким  бы они хотели видеть следующий урок. Когда ученики видели, что я  действительно прислушалась к их мнению, это вызвало у них массу  положительных эмоций. Я увидела, что «Голос ученика» вызывает позитивное отношение не только к обучению, но и к школе в целом. Дети с удовольствием приходили каждый день. Также данная идея позволяет установить доверие между учителем и учениками.

Стереотип «все дети делятся на способных и неспособных» наверное, исчезает. Раньше в классе в ходе урока я опиралась на «сильных» учеников, а те, у которых была слабая мотивация к обучению, просто отсиживались. Теперь я знаю, что каждый ребенок уникален по-своему, только нужно правильно найти к нему подход, чтобы он смог раскрыть себя и показать свои возможности. Сейчас, я в полную силу использую задания которые помогают развивать их умственные и познавательные способности. Также я использую их знания, умения и навыки в работе со слабоуспевающими детьми. Они вступают с ними в диалог, наводящими вопросами пытаются пробудить у них желание говорить, высказывать свою точку зрения.

Еще на своих уроках я много использовала «оценивание  для обучения. Техники формативного оценивания позволяют мне узнать, насколько мои ученики поняли пройденный материал, на какой стадии они находятся в своем обучении. А также позволяет определить возможности улучшения обучения, методов и форм реализации этих возможностей. Я увидела, что у многих детей хорошо развита мыслительная деятельность. Раньше я над этим не задумывалась, так как считала, что если ребенок дал правильный ответ – это уже хорошо. Я не развивала его ход мыслей дальше, ограничивалась только «буквальными» вопросами, соответственно получала на них короткие и односложные ответы. Изучив модуль «развитие критического мышления», я поняла, для того, чтобы ученик смог научиться говорить, грамотно излагать свои мысли, научился анализировать, аргументировать свои ответы, приводить доказательства, надо планировать вопросы «высокого порядка», которые приведут к пробуждению всех мыслительных процессов у ребенка. Также я научилась терпимее относится к тем детям, которые испытывают некоторые затруднения в обучении.

Мои уроки прошли в хорошем темпе. Всё, что я  запланировала – получилось. Проведя  уроки с использованием новых  подходов в обучении и преподавании, я увидела искры в глазах детей, их интерес к таким урокам возрос. Они с большим желанием идут в  школу, надеясь, что их услышат, дадут  возможность высказаться, поделиться своими радостями с другими. Они  уверенны, что на моих уроках им никто  не скажет «нет»! В дальнейшей своей  практике я обязательно буду проводить  такие уроки. Я увидела, что внедрение  новых подходов в обучении положительно влияют на учебную и эмоциональную  сферу детей. Активное участие учащихся в процессе урока позволило мне  раскрыть своих детей по-новому. 

 

Тема: « Урок как среда взаимодействия».

Урок, рожденный более 300 лет тому назад и прошедший длинный  и трудный путь развития, сегодня  представляет собой очень сложную, многоуровневую и полиструктурную дидактическую систему, овладеть которой в совершенстве удается далеко не каждому учителю.

Школьная среда является частью образовательной среды, и урок представляет собой локальный уровень той  среды, в которой протекает основная школьная жизнь учителя и ученика. Именно на уроке происходит встреча  учителя и ученика как обучающего и обучающегося, перерастающая затем  в процесс обучения. Именно на уроке  они совместно начинают проектировать  и строить такую образовательную  среду, которая будет способствовать их взаимодействию, а значит, и развитию.

Взаимодействие – это взаимная связь двух явлений (С. Ожегов), процесс  воздействия объектов друг на друга, взаимная обусловленность и порождение одним объектом другого, универсальная  форма движения и развития.

Обучение является разновидностью человеческой деятельности, которая  носит двусторонний характер. Оно обязательно предполагает взаимодействие преподавателя и обучаемых (одного или коллектива), протекающее в определенных условиях (учебно-материальных, морально-психологических и эстетических). 
Обучение невозможно без одновременной деятельности преподавателя и обучаемых, без их дидактического взаимодействия. Как бы активно ни стремился сообщать знания учитель, если при этом нет активной деятельности самих учеников по усвоению знаний, если учитель не обеспечил мотивацию и организацию такой деятельности, то процесс обучения фактически не протекает — дидактическое взаимодействие реально не функционирует. Поэтому в процессе обучения происходит не просто воздействие педагога на ученика, а именно их взаимодействие, реализуется единство обучающих и личностных влияний педагога, внутреннего отражения, преломления этих влияний учеником, возникновение самостоятельных усилий ученика по овладению знаниями, умениями, навыками, определенными элементами воспитанности и развитости. 
Взаимодействие преподавателей и обучаемых может протекать как в непосредственной, так и опосредованной форме. При непосредственном взаимодействии преподаватель и обучаемые совместно реализуют задачи обучения. При опосредованном взаимодействии обучаемые выполняют задания и инструкции, данные учителем ранее.

Общение в процессе обучения оказывает  исключительно сильное влияние  на мотивацию учения, на формирование положительного отношения к учебе, на создание благоприятных морально-психологических  условий для активного учения. Увлеченное отношение учителя к  своему предмету, четкость, организованность в работе, такт в отношениях с  учениками, своевременное оказание им помощи в учебе, объективность  в оценивании успехов и выдержка в сложных ситуациях — все  это чрезвычайно сильно влияет на процесс усвоения, способствует выработке  у учащихся стремления подражать  примеру учителя. В результате умелое , общение значительно повышает воспитательный эффект обучения. Не случайно К. Маркс и Ф. Энгельс подчеркивали, что «развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении...». Если педагоги концентрируют внимание на управлении только учебной деятельностью, но не обеспечивают при этом правильного стиля общений, то результат влияний может оказаться недостаточным. Неэффективными окажутся усилия и в том случае, когда обеспечено благоприятное общение, но не организована учебная деятельность. Вот почему при раскрытии сущности обучения надо видеть единство познания и общений. 
Образование, воспитание и развитие личности осуществляются не только посредством обучения и воспитания, но и под влиянием окружающей среды, средств массовой информации, общественно полезного труда, спортивных, игровых и других внеучебных занятий. Специально организуемые обучение и воспитание призваны все более умело учитывать и использовать эти социальные факторы и условия, так как их влияние становится все более широким, разносторонним и действенным.

Работа, да и значительная часть  жизни учителей проходят на глазах у детей. А дети, такова уж их особенность, народ всевидящий и всеслышащий. Они все подмечают и все впитывают в себя. Не остаются без внимания даже мелочи, которые мы, взрослые, не замечаем: как учитель входит в класс, с чего начинает урок, как реагирует на эмоции учеников. Чем дольше длится взаимодействие, тем более сложные нюансы фиксируют школьники. Как учитель относится к «сильным» и «слабым» по его предмету? Одинаково уважительно? Или с одними - радушен и приветлив, а с другими - холоден и строг? Как он слушает ответы учеников, допускает ли возражения и иные точки зрения? Умеет ли шутить и понимает ли юмор?

Педагог же зачастую, в силу повседневной текучки или бытовых забот, просто не замечает многие нюансы своих отношений  с учениками.

Попробуем определить условия, при которых урок может стать средой взаимодействия учителя и ученика.

Первым условием из них является целенаправленное планирование урока, когда все его компоненты (цель, содержание, методы, средства и формы) тщательно продуманы и подобраны так, что все они вместе или в отдельности способствуют созданию на уроке среды взаимодействия. Взаимодействие учащихся и учителя – это развивающее и развивающееся явление.

На современном этапе образования  на первый план выходит самоценность ребенка. Ребенок является субъектом своего развития, когда из школьника превращается в учащегося, то есть в ребенка, изменяющего и совершенствующего самого себя. Помочь ученику раскрыть способности, увидеть свои возможности, овладеть учебными действиями и рефлексией – одна из важных задач учителя.

Двусторонний процесс предполагает взаимодействие учителя и ученика  на уроке как обмен опытом познания, как обмен содержанием.

С одной стороны, учитель:

Организует работу ученика с  различной информацией;

Сам выступает носителем социокультурных  образцов;

Реализует свой опыт в виде собственной  позиции, суждений, оценки;

Добивается освоения учеником общепринятого  содержания, опираясь на его субъектный опыт.

С другой стороны, ученик:

Имеет разрозненные представления, относящиеся  к разным областям знаний;

Сравнивает их с образцами в  получаемой им из разных источников информации;

Выходит на новый образовательный  продукт.

Вторым условием создания на уроке  среды взаимодействия является учет факторов, влияющих на состояние ученика (актуальный уровень интересов и  потребностей ученика, качественный состав классного коллектива, взаимоотношения  в коллективе, а также влияние  на ученика средств массовой информации, социума, отношение ученика и  его семьи к школе в целом  и конкретному предмету в частности).

Информация о работе Создание коллаборативной среды