Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 11:58, реферат
Цитата из дискуссий на ресурсе www.e-learning.by о коллаборативном обучении "Подход к обучению, в котором учащиеся работают вместе, в группе, решая общие учебные задачи для достижения единой образовательной цели.
Чтобы осознать смысл цитаты хочется понять нижеследующее :работать вместе" можно по разному. Например, можно вместе выполнять ОДНО ЗАДАНИЕ, а потом сравнивать результаты или анализировать их.
Коллаборативная среда как один из эффективных приемов повышения качества знаний при оценивании учащихся на уроках физики
Что есть коллаборативное
обучение?
Цитата из дискуссий на ресурсе www.e-learning.by
о коллаборативном обучении "Подход
к обучению, в котором учащиеся работают
вместе, в группе, решая общие учебные
задачи для достижения единой образовательной
цели.
Чтобы
осознать смысл цитаты хочется понять
нижеследующее :работать вместе" можно по разному.
Например, можно вместе выполнять ОДНО
ЗАДАНИЕ, а потом сравнивать результаты
или анализировать их. А можно вместе поставить
цель и задачи, составить план и разделить
задачи между собой, чтобы потом каждый
выполнил свою часть работы…В случае
коллаборативного обучения знания заранее
не известны и появляются в результате
совместных усилий и членов подгруппы
и преподавателя. Имеет место быть исследование,
дебаты, достижение совместного согласия.
Преподаватель работает как один из равноправных
членов подгруппы, не определяющий единолично
её динамику. В случае коллаборативного
обучения знания заранее не известны и
появляются в результате совместных усилий
и членов подгруппы и преподавателя. Имеет
место быть исследование, дебаты, достижение
совместного согласия. Преподаватель
работает как один из равноправных членов
подгруппы, не определяющий единолично
её динамику.
Для создания психологически комфортной обстановки и эффективной познавательной деятельности учащихся на каждом уроке нами проводилась работа по созданию коллаборативной среды с учётом физиологических и психологических особенностей возраста детей. На всех уроках планировалась работа в парах, в группах для преодоления природного эгоцентризма, формирования навыков ведения конструктивного диалога, для работы над выработкой качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, ответственности за свою точку зрения, умения слушать и слышать.
Начну, наверно, с того, как мы готовимся к урокам. Раньше особой подготовки мы не осуществляли: писали планы, использовали в основном только материалы учебника и материалы из дополнительной литературы. Сейчас, когда мы изучили идеи семи модулей, подготовка к одному такому уроку занимает у нас очень много времени. К подбору заданий мы относимся очень серьезно. В помощь нам приходит интернет, где можно взять много интересного и занимательного материала.
Каждый урок начинался с приветствия и настроя на рабочий лад, иногда даже и этого не было. Теперь, использование идеи модуля «обучение тому, как обучаться» создание коллаборативной среды, позволило мне с помощью «бодрячков» и опережающих заданий успешно активизировать детей на учебную деятельность. Такая форма организации начала урока им очень нравится, здесь они могут раскрепоститься и почувствовать себя свободней и в классе создается атмосфера доверия и сотрудничества. Каждый из нас обладает индивидуальностью, и мы должны общаясь с детьми, учитывать этот факт и создать все условия, чтобы наши ученики чувствовали себя комфортно на любом уроке.
Дети любят поговорить. Хотят рассказать обо всем на свете, поделится своими переживаниями. Мы зачастую закрывали на это глаза, и не давали детям раскрыть свой внутренний мир. Строили свой урок в основном на монологической речи, где учитель большую часть урока говорил, объяснял новый материал, а ученики просто слушали. Сейчас же я стараюсь планировать урок так, чтобы дать ученикам возможность вступить в диалог. Ведь диалог является основной формой общения. Только через диалог учащиеся обмениваются знаниями, получают новую информацию, а также диалог помогает мне узнавать, насколько мои ребята усвоили пройденный материал, на каком уровне они находятся в процессе своего обучения. Диалог «учитель-ученик», «ученик-ученик» теперь будут часто встречаться на моих уроках. Потому что такие формы диалога позволяют детям высказывать свои суждения и доводы. Например, проходя практику, я увидела, что дети активно включаются в данный вид деятельности, и в его процессе могут поделиться различной информацией, используя свой жизненный опыт.
Наверное, для меня такая форма работы, как работа в группе, стала новым видом работы, потому что в своей прошлой практике я очень редко использовала такой вид работы. В настоящее время, я увидела, что работа в группе позволяет ученикам сблизиться, учит терпимее относиться друг к другу, учит умению слышать и слушать собеседника, что в ходе групповой работы, обсуждая ту или иную проблему, ученики могут прийти к единому мнению. Пока мы еще не научились работать в группе, потому что это очень трудоемкий процесс, который требует от учеников полной самоотдачи. И для того, чтобы работа в группе была слаженной, мы с ребятами прописали правила, благодаря которым они могут прийти к единому мнению.
Говоря о стереотипе «учитель лучше знает, что нужно ученику», я могу сказать, что мое видение поменялось, когда я узнала об идеи модуля «обучение тому, как обучаться» «Голос ученика». Эту идею я использовала почти на каждом своем уроке, потому что она позволила мне узнать, что мои ученики думают о происходящем на уроке, каким бы они хотели видеть следующий урок. Когда ученики видели, что я действительно прислушалась к их мнению, это вызвало у них массу положительных эмоций. Я увидела, что «Голос ученика» вызывает позитивное отношение не только к обучению, но и к школе в целом. Дети с удовольствием приходили каждый день. Также данная идея позволяет установить доверие между учителем и учениками.
Стереотип «все дети делятся на способных и неспособных» наверное, исчезает. Раньше в классе в ходе урока я опиралась на «сильных» учеников, а те, у которых была слабая мотивация к обучению, просто отсиживались. Теперь я знаю, что каждый ребенок уникален по-своему, только нужно правильно найти к нему подход, чтобы он смог раскрыть себя и показать свои возможности. Сейчас, я в полную силу использую задания которые помогают развивать их умственные и познавательные способности. Также я использую их знания, умения и навыки в работе со слабоуспевающими детьми. Они вступают с ними в диалог, наводящими вопросами пытаются пробудить у них желание говорить, высказывать свою точку зрения.
Еще на своих уроках я много использовала «оценивание для обучения. Техники формативного оценивания позволяют мне узнать, насколько мои ученики поняли пройденный материал, на какой стадии они находятся в своем обучении. А также позволяет определить возможности улучшения обучения, методов и форм реализации этих возможностей. Я увидела, что у многих детей хорошо развита мыслительная деятельность. Раньше я над этим не задумывалась, так как считала, что если ребенок дал правильный ответ – это уже хорошо. Я не развивала его ход мыслей дальше, ограничивалась только «буквальными» вопросами, соответственно получала на них короткие и односложные ответы. Изучив модуль «развитие критического мышления», я поняла, для того, чтобы ученик смог научиться говорить, грамотно излагать свои мысли, научился анализировать, аргументировать свои ответы, приводить доказательства, надо планировать вопросы «высокого порядка», которые приведут к пробуждению всех мыслительных процессов у ребенка. Также я научилась терпимее относится к тем детям, которые испытывают некоторые затруднения в обучении.
Мои уроки прошли в хорошем темпе. Всё, что я запланировала – получилось. Проведя уроки с использованием новых подходов в обучении и преподавании, я увидела искры в глазах детей, их интерес к таким урокам возрос. Они с большим желанием идут в школу, надеясь, что их услышат, дадут возможность высказаться, поделиться своими радостями с другими. Они уверенны, что на моих уроках им никто не скажет «нет»! В дальнейшей своей практике я обязательно буду проводить такие уроки. Я увидела, что внедрение новых подходов в обучении положительно влияют на учебную и эмоциональную сферу детей. Активное участие учащихся в процессе урока позволило мне раскрыть своих детей по-новому.
Тема: « Урок как среда взаимодействия».
Урок, рожденный более 300 лет тому назад и прошедший длинный и трудный путь развития, сегодня представляет собой очень сложную, многоуровневую и полиструктурную дидактическую систему, овладеть которой в совершенстве удается далеко не каждому учителю.
Школьная среда является частью
образовательной среды, и урок представляет
собой локальный уровень той
среды, в которой протекает основная
школьная жизнь учителя и ученика.
Именно на уроке происходит встреча
учителя и ученика как
Взаимодействие – это взаимная связь двух явлений (С. Ожегов), процесс воздействия объектов друг на друга, взаимная обусловленность и порождение одним объектом другого, универсальная форма движения и развития.
Обучение является разновидностью
человеческой деятельности, которая
носит двусторонний характер. Оно обязательно
предполагает взаимодействие преподавателя
и обучаемых (одного или коллектива), протекающее
в определенных условиях (учебно-материальных,
морально-психологических и эстетических).
Обучение невозможно без одновременной
деятельности преподавателя и обучаемых,
без их дидактического взаимодействия.
Как бы активно ни стремился сообщать
знания учитель, если при этом нет активной
деятельности самих учеников по усвоению
знаний, если учитель не обеспечил мотивацию
и организацию такой деятельности, то
процесс обучения фактически не протекает
— дидактическое взаимодействие реально
не функционирует. Поэтому в процессе
обучения происходит не просто воздействие
педагога на ученика, а именно их взаимодействие,
реализуется единство обучающих и личностных
влияний педагога, внутреннего отражения,
преломления этих влияний учеником, возникновение
самостоятельных усилий ученика по овладению
знаниями, умениями, навыками, определенными
элементами воспитанности и развитости.
Взаимодействие преподавателей и обучаемых
может протекать как в непосредственной,
так и опосредованной форме. При непосредственном
взаимодействии преподаватель и обучаемые
совместно реализуют задачи обучения.
При опосредованном взаимодействии обучаемые
выполняют задания и инструкции, данные
учителем ранее.
Общение в процессе обучения оказывает
исключительно сильное влияние
на мотивацию учения, на формирование
положительного отношения к учебе,
на создание благоприятных морально-
Образование, воспитание и развитие личности
осуществляются не только посредством
обучения и воспитания, но и под влиянием
окружающей среды, средств массовой информации,
общественно полезного труда, спортивных,
игровых и других внеучебных занятий.
Специально организуемые обучение и воспитание
призваны все более умело учитывать и
использовать эти социальные факторы
и условия, так как их влияние становится
все более широким, разносторонним и действенным.
Работа, да и значительная часть жизни учителей проходят на глазах у детей. А дети, такова уж их особенность, народ всевидящий и всеслышащий. Они все подмечают и все впитывают в себя. Не остаются без внимания даже мелочи, которые мы, взрослые, не замечаем: как учитель входит в класс, с чего начинает урок, как реагирует на эмоции учеников. Чем дольше длится взаимодействие, тем более сложные нюансы фиксируют школьники. Как учитель относится к «сильным» и «слабым» по его предмету? Одинаково уважительно? Или с одними - радушен и приветлив, а с другими - холоден и строг? Как он слушает ответы учеников, допускает ли возражения и иные точки зрения? Умеет ли шутить и понимает ли юмор?
Педагог же зачастую, в силу повседневной текучки или бытовых забот, просто не замечает многие нюансы своих отношений с учениками.
Попробуем определить условия, при которых урок может стать средой взаимодействия учителя и ученика.
Первым условием из них является целенаправленное планирование урока, когда все его компоненты (цель, содержание, методы, средства и формы) тщательно продуманы и подобраны так, что все они вместе или в отдельности способствуют созданию на уроке среды взаимодействия. Взаимодействие учащихся и учителя – это развивающее и развивающееся явление.
На современном этапе
Двусторонний процесс
С одной стороны, учитель:
Организует работу ученика с различной информацией;
Сам выступает носителем
Реализует свой опыт в виде собственной позиции, суждений, оценки;
Добивается освоения учеником общепринятого содержания, опираясь на его субъектный опыт.
С другой стороны, ученик:
Имеет разрозненные представления, относящиеся к разным областям знаний;
Сравнивает их с образцами в получаемой им из разных источников информации;
Выходит на новый образовательный продукт.
Вторым условием создания на уроке среды взаимодействия является учет факторов, влияющих на состояние ученика (актуальный уровень интересов и потребностей ученика, качественный состав классного коллектива, взаимоотношения в коллективе, а также влияние на ученика средств массовой информации, социума, отношение ученика и его семьи к школе в целом и конкретному предмету в частности).