Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 11:58, реферат
Цитата из дискуссий на ресурсе www.e-learning.by о коллаборативном обучении "Подход к обучению, в котором учащиеся работают вместе, в группе, решая общие учебные задачи для достижения единой образовательной цели.
Чтобы осознать смысл цитаты хочется понять нижеследующее :работать вместе" можно по разному. Например, можно вместе выполнять ОДНО ЗАДАНИЕ, а потом сравнивать результаты или анализировать их.
А если о коллаборативном
обучении:
- Никто в нашей постстоветской территории
им серьезно не занимается в компаниях,
хотя в эту сторону есть интереснейшие
локальные находки во многих компаниях
и у некоторых вендоров
- Из обезьянничанья перед Западом или
от осознания в его необходимости, это
обучение все равно будет ведущим.
- Удачный курс (электронный или бумажный,
а также горловой), даже если он монологичен
по форме тогда обречен на успех, когда
де факто обеспечивает
1. активную познавательную работу в голове
учащихся
2. дает импульс индивидуальному или групповому
поиску в смысле поиску способов применения
знаний -
то есть содержит в себе потенциал коллаборатива.
ЗЫ. А наезды на LMS — фишка не по существу, а ма
«Совершенствование
подходов
к конструированию и содержанию компетентностно-
Репетухас Елена Владимировна -
зам УВР, учитель русского языка
и литературы.
КГУ « Приозерная средняя школа отдела
образования акимата Алтынсаринского
района» Костанайская область
2012-2013гг
Для того, чтобы быть современным, нужно
научиться: СОСУЩЕСТВОВАТЬ, УЧИТЬСЯ, РАБОТАТЬ,
ЖИТЬ.
Главное изменение в обществе, влияющее
на ситуацию в сфере образования, — ускорение
темпов развития общества. По подсчетам
специалистов компании IBM, человек меняет
свою специальность не менее семи раз
за время профессиональной карьеры. Конкурентоспособность
на таком рынке труда во многом зависит
от его способности приобретать и развивать
умения, навыки, компетентности, которые
могут использоваться или трансформироваться
применительно к целому ряду жизненных
ситуаций. Дети, которые пришли в первый
класс в начале тысячелетия, будут продолжать
свою трудовую деятельность примерно
до 2060 года. Каким будет мир в середине
XXI века, трудно себе представить. В результате
школа должна готовить своих учеников
к жизни, о которой сама школа мало что
знает. Поэтому нужно воспитывать в детях
готовность к переменам, развивая такие
качества, как мобильность, конструктивность,
умение учиться. Соответственно, принципиально
меняются цели образования. Другими словами,
отечественная школа нуждается в смещении
акцентов со знаниевого на компетентностный
подход к образованию.
В период перехода на новые ценностные
педагогические ориентиры урок остается
ключевой формой организации образовательного
процесса. В отличие от урока традиционного,
урока, который отвечал требованиям образования
конца 20 и начала 21 века, современный урок
- это, прежде всего, компетентностно -
ориентированный.
Развитию компетенций на уроке способствует
применение современных педагогических
технологий. Технологий, обеспечивающих
формирование компетенций на уроке достаточно
много: технология критического мышления,
дискуссионная технология, кейс-технология
(ситуационный семинар, решение ситуационных
задач.
Этот метод представляет собой описание
конкретной ситуации, требующей практического
разрешения), любые виды проектной деятельности,
прежде всего- исследовательские и практико-ориентированные
проекты. Практические работы поискового
и исследовательского характера, имеющие
жизненный (бытовой, профессиональный,
социальный) контекст, задания с ограничением
по времени, в том числе мини-проекты, реализуемые
в рамках урока, коллективная и индивидуальная
мыследеятельность, ИКТ и др.
Наша задача, создать условия для успешной
самореализации выпускников. Ведь в ближайшем
будущем им предстоит без нашей помощи
реализовывать себя.
Компетентностный подход в подготовке
будущих специалистов позволяет сформировать
такие способности и умения как:
• конкурентоспособность;
• уметь использовать знания по смежной
специальности;
• уметь на научной основе организовывать
свой труд;
• уметь использовать современные информационные
технологии.
Компетентностный подход, конечно, требует
совершенствования образовательных технологий.
И именно он в современных условиях является
одной из гарантий качества образования.
Уже год в Казахстане проходят курсы повышении
квалификации педагогических работников
РКпо международной обучеющей программе,разработанной
АОО «Назарбаев Интеллектуальная школа
«(НИШ,Казахстан и Кембриджским университетом(Великобритания),
ожидаемыми результатами которых является
сформированность у учеников навыков
обучения тому, как учиться, как обучаться,
как следствие становление их независимыми,
самомотивированными, увлеченными, уверенными,
ответственными личностями с развитым
критическим мышлением, проявляющими
компетентность в цифровых технологиях.
Почему именно эти курсы для учителей
связаны, прежде всего, с совершенствованием
подходов к конструированию и содержанию
компетентностно-
Проводя традиционный урок учитель был
актером, который сам старался рассказать
и показать, что знает ,но по современным
требованиям ведения урока учитель должен
являться только режиссером, т.е.управлять
обучением учеников, наблюдая и анализируя
учебный процесс, за изменениями, которые
происходят в учениках.
Хочу познакомить всех присутствующих
с семью модулями программы, которые направлены
на формирование компетентной и образовательной
личности учащихся. Как применять их на
уроках идеи семи модулей?
1модуль. Новые подходы в преподавании
и обучении включает в себя:
А)диалоговое обучение и обучение тому,
как учиться.
Диалог учеников друг с другом, диалог
ученика и учителя по определенной теме
действительно позволяет ученикам выражать
свое понимание темы урока, а также развивает
речь учащегося. На каждом уроке должен
присутствовать диалог или беседа.
В)Работа в малых группах, тройках, парах
-деление на группы;
-совместная работа групп - изучение материала,
подготовка кластеров, выступлений;
-защита своих работ.
С)Создание коллаборативной среды в классе.
Если раньше мы применяли физминутки в
середине урока, то и в начале урока учитель
должен создать атмосферу сотрудничества(тренинги).
2 модуль. Обучение критическому
мышлению.
Критическое мышление предполагает умение
рассуждать и размышлять. Учащиеся должны,
осмыслено анализировать, синтезировать
информацию путем наблюдения, опыта, размышления
и рассуждения. Для того чтобы ребята говорили,
рассуждали, анализировали нужно включить
такие формы работы как
- дебаты разных форматов от школьного
уровня до политических,
-ролевые игры;
-круглый стол;
-составление кластеров (умение воспроизвести
большой объем материала в виде кластера);
-составление алгоритма написания правил;
-составление синквейна;
-составление «тонких» и «толстых» вопросов;
- поиск и анализ собранного материала;
- «мозговой штурм»;
-постановка целей и задач урока самими
учащимися;
-работа с иллюстрациями
-прием «Ассоциации» - запись ассоциаций
и составление определения понятия ,т.е.
умение выделить основные мысли, вывести
общее определение
-таблица ЗХУ -вопросы ,которые хотят раскрыть
в процессе изучения темы урока, умение
ставить вопросы.
-написание эссе - умение грамотно излагать
свои мысли на бумаге
-прием «горячий стул» - развитие навыка
излагать свои знания и мысли перед аудиторией
– рефлексия учащихся(в конце урока) –
самоанализ своей деятельности, кратко
излагают ,что делали во время урока
Такие формы обучения способствуют повышению
мотивации на уроке, рождению дискуссии,
аргументированной речи, выработке программ
решения обсуждаемой проблемы. Анализируя
практическое применение теоретических
основ модуля можно сделать вывод о том,
что критическое мышление способствует
развитию мотивированной, размышляющей,
думающей личности учащегося.
3модуль. Оценивание для обучения
и оценивание обучения
-взаимооценка,
-самооценка,
-критериальное оценивание, при котором
ученики сами могут составлять критерии
-формативное оценивание,;
-оценочные листы;
-анкетирование (плюсы,минусы урока,что
удалось самим учеником на уроке)
-стикеры с плюсами и минусами урока
4модуль. Использование ИКТ
в преподавании и обучении
является помощником для учителя в организации
процесса обучения, экономит время педагогов,
качественно помогает отобразить документы
своей деятельности. -функция интерактивной
доски на всех этапах урока.
-использование электронных тестеров
с уже готовыми критериями,
-интерактивные физминутки для создания
коллаборативной среды.
-использование электронного учебника
на уроке,
-интернет-ресурсы.
-просмотр презентации
-составление учащимися презентации(одаренные,
Д/з)
5.Обучение талантливых и одаренных
детей Составление планирования в
отношении талантливых и одаренных детей
задача намного сложнее, она требует от
учителя более тщательной подготовки.
Поэтому задания на уроках должны быть
дифференцированные, а также опережающие
и поисковые задания. Учитель может создать
группу сильных учащихся на уроке и дать
им выполнить задание творческого характера
и т.д.
6.Преподавание и обучение
в соответствии с возрастными особенностями
учеников. Хотя мы и проводит уроки
в классах,где возрастные особенности
детей почти одинаковы, но интеллектуальные
способности у ребят могут быть на разных
уровнях. К составлению заданий в каждом
классе нужно подходить дифференцировано,
вопросы делить по уровням от простых
к сложным, что предоставляет возможность
ученикам выполнить задания порогового
уровня и попытаться преодолеть свой порог,
выполнив задания более сложного порядка.
Учитель должен применять формы работы
на уроке в соответствии с возрастными
особенностями учащихся.
7.Управление и лидерство в
обучении. Многие исследователи рассматривают
учителя как лидера в совершенствовании
работы, а не просто исследователя. Действительно
управлять процессом обучения это сложная
задача, с которой не все учителя могут
справиться. В этом вопросе нужно вырабатывать
стратегию. На проведенных уроках я прослеживала
лидерство и управление процессом и у
своих учеников. Работая в группе, участвуя
в круглом столе, можно было наблюдать,
как некоторые ученики брали на себя роль
лидера организатора, к ним прислушивались
и с ними советовались, они становились
генераторами деятельности в классе. Также
и моя позиция к управлению процессом
играла немаловажную роль, важно учитывать,
что учитель при любых обстоятельствах
должен контролировать учебный процесс,
он должен оставаться лидером. Но и ученик
на уроке должен стремиться быть лидером
.
Что же удается учителю при интеграции
семи модулей в уроки? Самое главное ,что
учитель может создать атмосферу сотрудничества
и вовлечь в активное участие, в собственное
обучение учеников, а также обеспечить
эффективную обратную связь между учеником
и им самим.
Ведь обучающийся, который может мыслить
критически, анализировать и синтезировать
свои действия, является успешным учеником.
А этот успех зависит от учителя, который
должен помочь ученику стать всесторонней
развитой личностью.
Подводя итог можно сказать, что компетентностный
подход является системным, междисциплинарным,
в нем есть и личностные и деятельностные
аспекты. На основе компетентностного
подхода к организации образовательного
процесса происходит формирование у обучающихся
ключевых компетенций, которые являются
неотъемлемой составляющей его деятельности
как будущего специалиста и одним из основных
показателей его профессионализма, а также
необходимым условием повышения качества
профессионального образования в будущем.
. Бордовский В.А. Традиционные и инновационные подходы в современном процессе обучения. //Обучение физике в школе и ВУЗе. С.-Пб. "Образование", 1998, с. 11-13.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
I. Предметом методики разноуровне
Разработанная в диссертации система приемов реализации личностно-ориентированного подхода к оценке знаний учащихся и построенная на ее основе система учета, контроля и коррекции знаний учащихся представляет собой целостную методику разноуровневого подхода к оценке знаний учащихся, позволяющую реализовать ее основные положения на уроках физики:
1. Свобода выбора:
- уровня сложности ответа;
- формы предъявления знаний;
- времени ответа;
- учащимися содержания ответа.
2. Создание ситуаций, ориентирующих учащихся на достижение успеха, а не на избежание неудачи.
3. Разнообразие форм проверки знаний.
4. Использование методики
разноуровневого подхода к оценке знаний
учащихся на уроках физики с различными дидактическими целя
5. Система учета, позволяющая:
- применять рейтинговую
систему оценки знаний
- расширить пятибалльную систему для текущих оценок;
- учесть требования стандарта образования по физике при выставлении итоговой оценки;
- удовлетворить индивидуальные запросы учащихся на получение более высокой оценки.
И. Разработанные в диссертации
приемы разноуровневого подхода к оценке
знаний учащихся на уроках физики дают
возможность учителю осознанно решать в своей практической
работе каждую из двух задач: сделать так,
чтобы знания учеников соответствовал
III. Выполненное исследование
имеет теоретико-
IV. Предлагаемый разноуровневый подход к оценке знаний ведет учителя и учеников к цели на основе положительных эмоций, создаваемых учебным процессом. Постоянное использование результатов обратной связи, систематический учет и контроль позволяют вовремя заметить и ликвидировать пробелы в знаниях и реализовать на практике модель полного усвоения знаний (Глава 2 § 2).
V. Созданная система мотивации
и стимулирования школьников по
VI. В ходе исследования
была доказана педагогическая
целесообразность
VII. Разработка разноуровневого подхода к оценке знаний учащихся на уроках физики потребовала уточнения и дополнения понятийного аппарата, связанного с решением этой многоаспектной задачи, анализа ряда новых понятий: уровень развития ученика, разноуровневый подход (Глава 1 § 2).
VIII. Внедрение результатов
исследования в практику
Эстонский ученый Х.И. Лийметс выделяет следующие принципы групповой работы:
/Х.И.Лийметс. Групповая работа на уроке.-М. 1975/
Из принципов групповой работы видно, что для такой работы характерно непосредственное взаимодействие и сотрудничество между учащимися, которые, таким образом, становятся активными субъектами собственного учения. А это принципиально меняет в их глазах смысл и значение учебной деятельности.
При отборе учебного материала для групповой работы необходимо уточнить, какие виды заданий будут представлены в предлагаемом для совместного выполнения задания (понятия, факты, законы, методические знания, оценочные знания и т.д.). Надо помнить, что не всякий учебный материал подходит для групповой работы. К нему предъявляются, по крайней мере, два требования:
Чем более трудным является задание, тем больше информации необходимо для его правильного выполнения, тем интенсивнее идет взаимодействие между участниками группы.
Одно из важных условий
эффективной организации
/Ю.Н. Кулюткин. Психология обучения взрослых.-М.,1985, с.119/
В том случае, когда
перед учителем стоит задача научить
сотрудничать, можно применить способ
«случайной группы». Этот же способ комплектования
групп можно использовать в классах,
в которых между учениками
сложились в целом
Комплектование групп можно осуществлять:
Что касается количественного состава группы, то исходя из опыта работы, могу утверждать, что группа из четырех человек в большей мере склонна к обсуждению, чем группа из восьми человек. Деятельность группы из четырех учащихся более продуктивна, чем работа пары. Кроме того. Целесообразнее создавать группу с нечетным составом. Таким образом, группа из пяти человек является самой оптимальной.
Не менее важным, а точнее одним из важных процессов групповой работы является обсуждение, которое состоит из нескольких этапов: