Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 06:07, курсовая работа
Административное право тесно связано также и с гражданским правом. Прежде всего потому, что связи регулируют отношения имущественного характера, при этом необходимо указать, что нормы гражданского права касаются имущественных отношений в тех случаях, когда стороны равноправны например, (договор поставки продукции). А нормы административного права касаются имущественных отношений, которые базируются на административной подчиненности одной стороны другой (например, если не оплачен проезд в трамвае) определенные связи есть у административного права с трудовым правом в сфере регулирования служебных отношений. Так трудовое право определяет статус государственного служащего как участника трудового процесса, а нормы государственного права регулируют государственно-служебные отношения.
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика административного производства и его субъектов 6
1.1. Основы производства 6
1.2 Субъекты административного производства 11
Глава 2. Стадии производства по делам об административных
правонарушениях 15
2.1. Возбуждение дела об административном правонарушении 15
2.2. Рассмотрение дела по существу 20
2.3. Исполнение постановления 26
2.4. Пересмотр постановлений и решений 30
Заключение 32
Список использованных нормативно-правовых актов и литературы 34
Возбуждение дела об административном правонарушении является первоначальной стадией производства по делу, имеющей решающее значение в определении события административного правонарушения, фиксации обстоятельств, относящихся к этому событию, определении подведомственности (подсудности) рассмотрения дела.
2.2. Рассмотрение дела по существу
Рассмотрение дел об административных
правонарушениях является центральной
стадией в производстве. Она отражает
сущность правоприменения по этим делам. Именно на данной
стадии решается вопрос о виновности или
невиновности лица, привлекаемого к административной
ответственности; подтверждается правовая,
логическая и психологическая характеристика
не только правоприменения, но и обоснованность
нормативного установления административной
ответственности за конкретные правонарушения.
Поэтому на данной стадии носят (и должны
носить) исключительно правовой характер
как процессуальные, так и процедурные
действия участников административно-
В статье 22.1 КоАП РФ законодатель установил систему органов и должностных лиц, наделенных правом в пределах полномочий, установленных федеральным законодательством и законами субъектов Российской Федерации, рассматривать дела об административных правонарушениях. Данная система представлена:
1. Судьями (мировыми судьями).
2. Комиссиями по делам
3. Федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, иными государственными органами, уполномоченными на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, а также уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
4. Административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. (ст.22.1 КоАП РФ)
Необходимо подчеркнуть, что в каждом федеральном органе
исполнительной власти, ином государственном
органе, уполномоченном органе и учреждении
органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, осуществляющих
административно-юрисдикционную деятельность,
можно выделить две категории лиц, обладающих
разноуровневой компетенцией. Первую
группу составляют должностные лица, уполномоченные
на применение мер административного
принуждения в целях предупреждения и
пресечения административных деликтов
и, как правило, не наделенные административно-
Теоретически установить факт, например, мелкого хулиганства и составить протокол о данном правонарушении может и начальник органа внутренних дел, и участковый уполномоченный милиции, и милиционер ППС. Однако первое из указанных лиц является руководителем и осуществляет прежде всего управленческие функции, выявление административных правонарушений не входит в круг его основных обязанностей.
Состав должностных лиц, включенных во вторую группу, носит абсолютно определенный характер. Законодатель дает не только исчерпывающий перечень должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, но и определяет персональную подведомственность дел и персональную компетенцию.16
Стадия рассмотрения дел об административных
правонарушениях в зависимости от характера процедурно-процессуальных
действий участников административно-
- подготовка дела к
- непосредственное рассмотрение его;
- вынесение постановления по результатам рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 29.1 КоАП РФ судья, орган или должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы:
1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;
2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;
3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;
4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
5) достаточно ли имеющихся по
делу материалов для его
6) имеются ли ходатайства и отводы.
По общему правилу, дела рассматриваются в 15-дневный срок со дня получения органом (должностным лицом) протокола и других материалов дела. Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела,
а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания. (ст.29.6 КоАП РФ)
Непосредственное рассмотрение дел об административных правонарушениях - важный и содержательный этап правоприменительного процесса.
Главная цель рассмотрения дел по существу - установление фактических обстоятельств совершения правонарушения, объективная правовая оценка его и применение к виновному законной, обоснованной и справедливой меры административного взыскания.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:
1) о Назначении
2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении
Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае:
1) наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ;
2) объявления устного замечания в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ;
3) прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение:
1) о передаче дела судье, в
орган, должностному лицу, уполномоченным
назначать административные
2) о передаче дела на
Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, законному представителю физического лица или законному представителю юридического лица, в отноше
нии которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
По делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 20.8, 20.9, 20.12 КоАП РФ, в отношении лица, которому огнестрельное оружие и боеприпасы (патроны) вверены в связи с выполнением служебных обязанностей или переданы во временное пользование организацией, копия постановления о назначении административного наказания направляется в соответствующую организацию.17
Постановление по делу об административном правонарушении должно состоять из трех частей - вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной. Во вводной части постановления указываются: наименование этого процессуального документа, дата и место рассмотрения дела; наименование органа (должностного лица), рассмотревшего дело; фамилия, имя отчество и другие данные о лице, в отношении которого вынесено постановление (дата и место рождения, место жительства, работы или учебы, образование, семейное положение, сведения о фактах привлечения к административной или уголовной ответственности либо применения мер общественного воздействия за административные правонарушения); указание на закон, в соответствии с которым это лицо привлечено к административной ответственности.
Описательно-мотивировочная часть постановления содержит сущность фабулы дела и мотивировку принятого решения и завершается ссылкой на административно-процессуальный закон, уполномочивающий орган (должностное лицо) на рассмотрение данного дела. Здесь же указываются обстоятельства совершения правонарушения и его юридическая квалификация.
Резолютивная часть постановления по делу об административном правонарушении должна быть по возможности краткой и предельно четкой, чтобы не возникало вопросов при его исполнении. В этой части постановления указываются: существо принятого по делу решения, вид и размер наложенного административного взыскания, срок и порядок обжалования постановления. Цифрами и прописью указываются размер наложенного штрафа, срок исправительных работ и административного ареста. При применении ареста, кроме того, надо указывать начало срока его исчисления.18
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 30.2 КоАП РФ жалобы подаются в следующем порядке. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу. Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного ареста подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы. В случае, если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, должностного лица, которым обжаловано постановление по делу об административном правонарушении, жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток. (ст.30.2 КоАП РФ).
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. (ст.30.3 КоАП РФ).
2.3. Исполнение постановления
Порядок исполнения постановлений о применении административных взысканий в основном регламентирован в статьях раздела V КоАП РФ. Административным и гражданским процессуальным законодательством обеспечивается исполнение постановлений только в тех случаях, когда они обращены к исполнению (т.е. когда начато исполнение) (ст. 31.1 КоАП РФ). Это значит, что исполнение постановления может продолжаться до его завершения и по истечении указанного срока. Так называемое добровольное исполнение постановления может быть начато или произведено полностью с момента вынесения постановления.
Постановления о назначении административных наказаний обращаются к исполнению органами, вынесшими такие постановления. Эти же органы осуществляют контроль за своевременным и правильным исполнением постановлений и разрешают все вопросы, связанные с исполнением вынесенных ими постановлений.19
В соответствии со ст. 31.6 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, приостанавливают исполнение постановления в случае принесения протеста на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении до рассмотрения протеста о приостановлении исполнения постановления выносится определение. Принесение протеста на постановление об административном аресте не приостанавливает исполнение этого постановления. (ст.31.6 КоАП РФ). В случае вынесения нескольких постановлений о назначении административного наказания в отношении одного лица каждое постановление приводится в исполнение самостоятельно.
Исполнение постановления приостанавливается в случае принесения протеста на него до рассмотрения протеста. Однако опротестование постановления об административном аресте не приостанавливает его исполнение.
Субъекты административной юрисдикции прекращают исполнение постановления в случае: издания акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; отмены или признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное; смерти лица, привлеченного к административной ответственности, или объявления его умершим; истечения срока давности исполнения постановления; отмены постановления.20
Постановление должно быть исполнено в установленные сроки. Оно не подлежит исполнению, если не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу. Течение этого срока давности прерывается, в случае, если лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется от исполнения постановления. Исчисление срока давности в этом случае возобновляется со дня обнаружения указанного лица либо его вещей, доходов, на которые в соответствии с постановлением может быть обращено административное взыскание. При отсрочке или приостановлении исполнения постановления течение срока давности приостанавливается до истечения срока отсрочки или срока приостановления. В случае рассрочки исполнения постановления течение срока давности продлевается на срок рассрочки.21
Постановление, исполненное полностью, возвращается органом, должностным лицом с отметкой об исполнении субъекту административной юрисдикции, вынесшим постановление.
Информация о работе Стадии производства по делам об административных правонарушениях