Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:19, контрольная работа
Первая, самая важная часть прав и обязанностей представляет собой правовой статус личности, человека как субъекта административного права. В российском государстве правовое регулирование положения личности, человека должно занимать центральное, приоритетное место, поскольку выражает идею о том, что право и государство, его органы и должностные лица призваны служить обществу, каждой личности, каждому человеку. Именно эта мысль выражена в ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».
Вопрос 1. Граждане – субъекты административно-правовых отношений
Основы административно-правового статуса гражданина
Российской Федерации
1.2 Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
1.3 Административно-правовые гарантии прав, свобод и законных
интересов граждан
1.4 Обращения граждан
1.5 Особенности административно-правового статуса
иностранных граждан и лиц без гражданства
Вопрос 2. Президент РФ: статус, порядок выборов и отрешения
от должности, компетенция
Вопрос 3 Гражданское правоотношение
3.1 Понятие гражданского правоотношения
3.2 Содержание гражданско-правового правоотношения
3.3 Субъекты и объекты гражданского правоотношения
3.4 Виды гражданско-правовых отношений
3.5 Основания возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений
Используемая литература
Министерство труда и социального развития Российской Федерации
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филиал в г. Азове
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине "Правовые основы Российского государства"
Студента 3 курса заочного отделения
Специальность ГМУ
Мишиной Кристины Евгеньевны
Зачётная книжка №23693
г. Азов
2005
Содержание
Вопрос 1. Граждане – субъекты административно-правовых отношений
Российской Федерации
1.2 Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
1.3 Административно-правовые гарантии прав, свобод и законных
интересов граждан
1.4 Обращения граждан
1.5 Особенности административно-
иностранных граждан и лиц без гражданства
Вопрос 2. Президент РФ: статус, порядок выборов и отрешения
от должности, компетенция
Вопрос 3 Гражданское правоотношение
3.1 Понятие гражданского правоотношения
3.2 Содержание гражданско-
3.3 Субъекты и объекты гражданского правоотношения
3.4 Виды гражданско-правовых отношений
3.5 Основания возникновения,
изменения и прекращения
Используемая литература
Вопрос 1. Граждане – субъекты административно-правовых отношений
1.1. Основы административно-
Гражданин как субъект административного права — это участник общественных отношений, выступающий в качестве носителя содержащихся в нормативных актах конкретных прав и обязанностей, которыми он наделен для реализации своих жизненных потребностей, участия в управлении делами общества и государства.
Права и обязанности гражданина образуют в своей совокупности его правовой статус. При этом административно-правовой статус гражданина обладает рядом особенностей.
Во-первых, он носит сложный комплексный характер и «пропитан» нормами конституционного, гражданского, финансового и других отраслей права, отражающих взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива.
Во-вторых, по обязательности предписаний он содержит в себе либо только права (например, право гражданина на обращение в те или иные инстанции с предложениями, заявлениями и жалобами), либо только обязанности (например, соблюдать правила дорожного движения), либо права и обязанности (например, при рассмотрении дел об административных правонарушениях гражданин имеет право обжаловать постановление по делу и несет обязанность уплатить в установленный срок наложенный на него штраф).
В-третьих, содержание административно-правового статуса гражданина в одних случаях зависит от желания того или иного лица (например, гражданин обращается в органы внутренних дел за разрешением на приобретение охотничьего ружья), а в других случаях он формируется вопреки его желанию (например, гражданин, совершивший мелкое хулиганство, подвергается административному задержанию и доставлению в милицию).
В-четвертых, правовой статус гражданина как субъекта административного права включает права и обязанности, общие для всех граждан, например, обязанность соблюдать правила пожарной безопасности, права и обязанности, принадлежащие только какой-либо категории граждан, например водителям автомобильного транспорта, предпринимателям, охотникам, а также права и обязанности конкретных индивидов, например лица, являющегося беженцем или вынужденным переселенцем.
Административно-правовой
статус гражданина представляет собой
сложное юридическое
Первая, самая важная часть прав и обязанностей представляет собой правовой статус личности, человека как субъекта административного права. В российском государстве правовое регулирование положения личности, человека должно занимать центральное, приоритетное место, поскольку выражает идею о том, что право и государство, его органы и должностные лица призваны служить обществу, каждой личности, каждому человеку. Именно эта мысль выражена в ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».
Подобный характер взаимоотношений личности и государства является общепризнанным для большинства государств мира, что нашло свое закрепление в важнейших актах международного права, принятых ООН, организациями Европейского Союза, Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Эти естественные, неотъемлемые
права и свободы нашли
Российское государство, следуя по пути признания общедемократических начал развития общества и международных актов в этой области, приняло в 1991 г. «Декларацию прав и свобод человека и гражданина», положения которой впоследствии нашли отражение в действующей Конституции 1993 г.
Согласно Конституции
РФ и основанному на ней законодательству
личность, человек, независимо от его
служебного, общественного или
Среди основных прав и свобод, составляющих правовой статус личности и находящихся в той или иной мере в сфере административно-правового регулирования, можно назвать, например, право на жизнь (ч. 1 ст. 20), право на свободу и личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22), право на неприкосновенность жилища (ст. 25), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23), право на свободное передвижение, выбор места пребывания и места жительства, свободного выезда за пределы РФ и беспрепятственного возвращения в РФ (ст. 27).
Провозглашая права личности, Конституция устанавливает для человека определенные обязанности и запреты, например, платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57), сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58), запрещается заниматься экономической деятельностью, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34), запрещается принудительный труд (ч. 2 ст. 37).
Вместе с тем Конституция РФ (ч. 3 ст. 55) устанавливает в исключительных случаях возможность ограничения федеральным законом прав личности, причем правовые нормы, ограничивающие права личности, обычно носят административно-правовой характер. Например, право на неприкосновенность жилища может быть ограничено сотрудниками милиции на основе Закона РФ «О милиции» при наличии оснований, предусмотренных соответствующими административно-правовыми нормами, в частности при розыске преступника, если в квартире или доме совершается преступление или нарушение общественного порядка, угрожающего жизни или здоровью людей, при пожаре и в других случаях.
Вторая составная часть
административно-правового
Нормы административного
права, определяющие административно-правовой
статус гражданина, устанавливают его
права и обязанности в
Когда физическое лицо обрело
статус личности, затем гражданина,
к ним добавляется третий элемент
административно-правового
Личности, гражданину для этого нужны новые, дополнительные права и обязанности. В сфере общественно-трудовой деятельности насчитываются тысячи профессий и специальностей, и каждая из них имеет свой правовой статус, установленный в основном нормами трудового и административного права. И здесь в качестве социального элемента административно-правового статуса гражданина можно выделить правовые статусы рабочего, служащего, учащегося, военнослужащего, пенсионера, вынужденного переселенца и т.д.
Четвертый элемент административно-
Административно-правовой статус гражданина определяется содержанием его административной правосубъектности, включающей в себя административную правоспособность и дееспособность.
Гражданин, чтобы стать участником административно-правовых отношений, должен обладать административной правоспособностью, т.е. реальной возможностью иметь субъективные права и выполнять юридические обязанности, установленные административно-правовой нормой. Административная правоспособность возникает у граждан с момента рождения и прекращается со смертью. Она не может быть отчуждена или передана другому лицу, но может быть частично или временно ограничена в случаях, предусмотренных законодательством. Например, КоАП предусмотрена возможность временного лишения гражданина права управления транспортным средством за соответствующие нарушения Правил дорожного движения.
Административная
1.2. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
Конституционные права, свободы и обязанности граждан, связанные с регулирующим воздействием других отраслей права, для своей реализации нуждаются обычно в административно-правовом механизме, участии органов исполнительной власти, всей системы органов государственного управлений. Именно поэтому еще совсем недавно реализация прав и свобод гражданина целиком зависела от административного усмотрения огромной армии чиновников государственного аппарата. Человек «терялся» перед стеной ведомственных актов, жестко регулировавших его поведение в разных сферах - хозяйственной, социальной, военной, коммунальной, жилищной и др.
В современных условиях административно-правовой статус гражданина в сфере государственного управления существенно меняется.
Во-первых, права и свободы человека признаны ст. 2 Конституции РФ высшей ценностью, и их признание, соблюдение и защита — обязанностью государства.
Во-вторых, корреспондирующая ст. 2 Конституции РФ ст. 18 устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, в том числе и в сфере государственного управления.
В-третьих, административно-правовой
статус граждан в сфере