Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:19, контрольная работа
Первая, самая важная часть прав и обязанностей представляет собой правовой статус личности, человека как субъекта административного права. В российском государстве правовое регулирование положения личности, человека должно занимать центральное, приоритетное место, поскольку выражает идею о том, что право и государство, его органы и должностные лица призваны служить обществу, каждой личности, каждому человеку. Именно эта мысль выражена в ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».
Вопрос 1. Граждане – субъекты административно-правовых отношений
Основы административно-правового статуса гражданина
Российской Федерации
1.2 Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
1.3 Административно-правовые гарантии прав, свобод и законных
интересов граждан
1.4 Обращения граждан
1.5 Особенности административно-правового статуса
иностранных граждан и лиц без гражданства
Вопрос 2. Президент РФ: статус, порядок выборов и отрешения
от должности, компетенция
Вопрос 3 Гражданское правоотношение
3.1 Понятие гражданского правоотношения
3.2 Содержание гражданско-правового правоотношения
3.3 Субъекты и объекты гражданского правоотношения
3.4 Виды гражданско-правовых отношений
3.5 Основания возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений
Используемая литература
Органы государственного управления и их должностные лица призваны создавать материальные, организационные, правовые другие необходимые условия для органов, предприятий, учреждений и организаций, занимающихся реализацией прав граждан, рассматривать конкретные индивидуальные дела и административно-правовые споры, возникающие по инициативе граждан либо в процессе контрольно-надзорной деятельности. Эти органы и должностные лица должны создавать необходимые условия для свободного пользования гражданами своими правами, своевременно пресекать нарушения этих прав, восстанавливать нарушенные права и применять соответствующие меры воздействия к виновным в таких нарушениях.
Важнейшей гарантией является ответственность должностных лиц, нарушающих права граждан или препятствующих их осуществлению. Если акты управления ущемляют права граждан, они в установленном порядке отменяются. Вышестоящие органы управления контролируют и направляют работу нижестоящих органов, подчиненных предприятий и учреждений в области удовлетворения законных интересов граждан и охраны их прав.
Важное место в системе гарантий занимает Уполномоченный по правам человека, осуществляющий свою деятельность на основании Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г.
В соответствии с данным Законом Уполномоченный по права человека способствует: а) восстановлению нарушенных прав; б) совершенствованию законодательства РФ о правах человека и гражданина; в) гармонизации его с общепризнанными принципами нормами международного права; г) выявлению нарушенных прав: д) устранению выявленных нарушений; е) правовому просвещению в области прав и свобод человека, форм и методов их защиты. Например, 2 ноября 2000 г. в «Российской газете» опубликовано заключение Уполномоченного по правам человека с обращением к Министру обороны РФ о неисполнении в Министерстве обороны Федерального закона, предусматривающего выплату военнослужащим «северные» процентные надбавки к заработной плате и соответствующие районные коэффициенты, с рекомендацией издать необходимый нормативный акт, исключающий подобные нарушения закона.
В систему гарантий прав граждан необходимо включить Комиссию по правам человека, образованную при Президенте РФ. В соответствии с Положением о ней от 18 октября 1996 г. ее основной задачей является содействие реализации полномочий Президента РФ как гаранта основных прав и свобод человека; уважению и соблюдению прав и свобод человека в РФ; совершенствованию законодательного обеспечения прав и свобод человека; защите прав и покровительству гражданам РФ, находящимся за ее пределами.
Конституция РФ, гарантируя государственную защиту прав и свобод человека, предоставляет гражданам возможность защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 Конституции РФ), например, проводить пикетирование, осуществлять право на необходимую оборону и действия в состоянии крайней необходимости, использовать право обращения в адрес от Президента РФ до местной администрации.
1.4. Обращения граждан
Одним из важных элементов
административно-правового
Обращения граждан могут быть трех видов. Предложение — это обращение граждан в государственные или общественные организации, не связанные с нарушением каких-либо субъективных прав или ущемлением законных интересов граждан, они обычно направлены на улучшение, совершенствование работы органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных служащих. Заявление — это обращение с просьбой об удовлетворении тех или иных прав и законных интересов граждан, не связанных с их нарушением, либо сообщение о злоупотреблениях, нарушениях законности и иных нарушениях, не затрагивающих непосредственно права и интересы заявителя. Жалоба - это устные или письменные, индивидуальные или коллективные обращения граждан в государственные органы, органы местного самоуправления, негосударственные организации, к должностным лицам в связи с нарушением прав или законных интересов самого гражданина, других лиц либо общественных интересов (например, жители Поварской улицы Москвы с помощью жалоб, пикетирования защищали от вырубки старинный вяз в сквере, где находилась игровая площадка для детей, и отстояли свои интересы).
Право на обращения является
абсолютным, неограниченным и неотчуждаемым
правом гражданина. Каждый дееспособный
человек может обратиться в любую
государственную или
В целях совершенствования работы с обращениями граждан Указом Президента РФ от 22 мая 1995 г. создано Управление в структуре Администрации Президента РФ по работе с обращениями граждан и утверждено Положение о нем. К основным функциям этого Управления отнесены:
а) централизованный учет письменных и устных обращений граждан РФ, граждан СНГ, иностранных граждан и лиц без гражданства, поступающих на имя Президента РФ, в адрес Правительства РФ и Администрации Президента РФ;
б) обеспечение рассмотрения обращений граждан, адресованных Президенту РФ, Правительству РФ и Администрации Президента РФ;
в) информирование Президента РФ, Правительства РФ и руководителя Администрации Президента РФ о количестве и содержании обращений граждан и принятых по ним мерах.
Весьма обширны задачи Управления: это организационно-методическое взаимодействие с подразделениями Администрации Президента РФ, Аппаратом Правительства РФ, федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ по вопросам рассмотрения обращений граждан; своевременное рассмотрение поступивших письменных и устных обращений граждан, а также направление их для рассмотрения в соответствующие государственные органы и органы местного самоуправления по вопросам их компетенции; извещение граждан о результатах рассмотрения в Управлении их предложений, заявлений и жалоб; прием граждан работниками Управления в приемной Администрации Президента РФ и Правительства РФ, а также руководителями Администрации Президента РФ, заместителями Председателя Правительства РФ и другими лицами, входящими в состав Правительства РФ, и другими государственными служащими; осуществление контроля за своевременным и полным рассмотрением обращений граждан, направленных в федеральные органы государственной власти и органы власти субъектов РФ; анализ и обобщение вопросов, которые ставят граждане в письмах и на личном приеме, и на основе этого оперативное и периодическое информирование Президента РФ о количестве и характере обращений граждан; подготовка на основе анализа и обобщения обращений граждан Предложений по устранению причин, порождающих обоснованные жалобы, и некоторые другие задачи.
Так, в истекшем году в адрес Президента поступило более 500 тыс. обращений от отечественных и зарубежных авторов, причем каждое десятое из них — коллективное, нередко с сотнями и тысячами подписей (резолюции митингов, собраний). Таким образом, можно говорить о миллионах граждан, проявивших желание или необходимость обратиться к главе государства со своими заботами и суждениями о событиях в жизни страны. Все эти обращения были зарегистрированы, рассмотрены компетентными лицами и получили то или иное разрешение. Значительное число граждан были приняты в Управлении на личном приеме. Существенное развитие получает работа с обращениями, поступающими по сети «Интернет». Такую возможность для работы с обращениями граждан получили многие федеральные органы исполнительной власти и регионы страны.
Подобные Управлению Администрации Президента РФ структурные подразделения по работе с обращениями граждан имеются и в составе федеральных органов и органов государственной власти субъектов РФ. Например, Приказом Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ от 27 марта 2000 г. утверждена Инструкция о порядке рассмотрений предложений, заявлений, жалоб и организации приема граждан в федеральных органах правительственной связи и информации, которой, в частности, определены формы учета предложений, заявлении и жалоб, контроля за ходом и сроками исполнения каждого обращения, организации приема граждан. Подобная инструкция 4 декабря 2000 г. утверждена в ФСБ РФ. Аналогичные правовые акты действуют и в других федеральных органах исполнительной власти.
Повышению эффективности обращений как способа защиты прав, свобод и законных интересов граждан служит Указ Президента РФ «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы» от 6 июня 1996 г.
Данным Указом предусмотрен
специальный порядок
Важное значение в этом деле имеет обращение Президента РФ к руководителям федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, в котором, в частности, говорится: «Работу с обращениями граждан прошу держать в поле постоянного контроля, и ни один факт равнодушия; волокиты, недисциплинированности должностных лиц не должен оставаться без последствий».
Основным нормативным
правовым актом, определяющим юридическую
природу, механизм реализации и порядок
осуществления обращений
В целях усиления борьбы с анонимными наветами 2 феврале 1988 г. данный нормативный акт был дополнен Указом Президиума Верховного Совета СССР следующего содержания: «Письменное обращение гражданина должно быть им подписано с указанием фамилии, имени, отчества и содержать помимо изложения существа предложения, заявления или жалобы также данные с месте его жительства, работы или учебы. Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит»3.
Данный нормативный акт среди трех видов обращений выделяет жалобу или, как ее называют многие авторы, — общую административную жалобу, которая отличается от специальной административной жалобы, регламентируемой особыми нормативны ми актами (например, КоАП, ТК).
Общая административная жалоба также реализуется в порядке, определенном Федеральным законом «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 14 декабря 1995 г.
Статья 4 названного Закона устанавливает, что гражданин вправе обратиться с жалобой на действия, (решения), нарушающие его права и свободы либо непосредственно в суд (где она будет рассмотрена по правилам гражданского судопроизводства), либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию и объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему. Вышестоящие в порядке подчиненности органу объединение, должностное лицо, государственный служащий обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться в суд, т.е. использовать свое право на судебное обжалование.
Общая административная жалоба характеризуется рядом особенностей: