Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 11:02, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение индивидуальных субъектов и раскрытие их административно-правового статуса.
Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие и система субъектов административного права……………………...4
1.1 Понятие и виды субъектов административного права……………………………………4
1.2 Правовой статус субъекта…………………………………………………………………...5
Глава 2. Субъекты административного права……………………………………………..7
2.1 Граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства как субъекты административного права………………………….……………………………………………7
2.2 Организации, предприятия и учреждения как субъекты административного права…..10
2.3 Органы исполнительной власти как субъекты административного права……………..13
2.4 Государственные служащие как субъекты административного права…………………15
Заключение…………………………………………………………………………………….18
Список литературы……………………………………………………….…………………..20
Иностранный гражданин — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Правовое положение иностранных граждан на территории РФ регулируется российским законодательством, а также международными договорами. Основными актами, определяющими правовое положение иностранных граждан в РФ, являются Конституция РФ (ст. 27, 62, 63), ряд федеральных законов: «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», «О гражданстве Российской Федерации», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и другие законодательные акты.
Ч. 3 ст. 62 Конституции РФ гласит:
«Иностранные граждане и лица без
гражданства пользуются в Российской
Федерации правами и несут
обязанности наравне с
Основной формой установления особенностей правового статуса иностранцев является Федеральный закон, а основная сфера, где они устанавливаются, — сфера отношений граждан с органами исполнительной власти3.
Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства можно разделить на общие, групповые и индивидуальные4.
К общим относятся следующие:
Групповые особенности административно-
По времени пребывания на территории России всех иностранных граждан и апатридов можно поделить на:
2.2 Организации, предприятия и учреждения как субъекты административного права.
Коллективными субъектами административного права являются разнообразные по своему правовому положению организации, осуществляющие хозяйственные, социально-культурные и иные функции, обеспечивающие материальные и духовные потребности граждан, общества и государства. Их административно-правовой статус определяется Гражданским кодексом Российской Федерации, законами и иными нормативными актами (положениями, уставами и т.п.)5.
Под организацией понимаются организованные коллективы людей, возглавляемые своим органом управления и имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество. Их разновидностями являются коммерческие и некоммерческие организации6.
В соответствии со ст. 50 ГК РФ коммерческими организациями считаются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (хозяйственные товарищества и объединения, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия).
Некоммерческими являются организации, не имеющие своей основной целью извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками (потребительские кооперативы, общественные и религиозные объединения, благотворительные и иные фонды). Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она служит достижению основной цели, ради которой они созданы7.
Органом управления организации
является коллегиальный орган (исполнительный
комитет, правление, дирекция) либо назначенный
учредителем организации
Разновидностями организаций являются предприятия и учреждения, которые также, как иные организации, в отличие от государственных органов исполнительной власти, осуществляют не руководство, а экономические, социально-культурные и иные функции в целях удовлетворения материальных, духовных и иных потребностей граждан, общества и государства. Предприятия и учреждения различаются между собой по их назначению.
Предприятие — это хозяйственная организация, образованная для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
В зависимости от видов
собственности предприятия
По значению и организационной
форме государственные
По характеру (виду) выпускаемой продукции и оказанию услуг, то есть по отраслевой специализации, предприятия подразделяются на:
Предприятия могут объединяться в концерны, союзы, ассоциации и другие объединения на договорной основе.
Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
К учреждениям, осуществляющим управленческие функции, относятся органы государственной власти (аппараты представительных органов, органы исполнительной власти, министерства, комитеты, управления, отделы и т.п., аппараты судебных органов, прокуратуры и др.).
Учреждения, так же как и предприятия, подразделяются на виды по разным основаниям:
По характеру и сфере деятельности выделяются учреждения:
Предприятия и учреждения являются субъектами административного права. Они вступают в административно-правовые отношения с органами исполнительной власти и иными субъектами административного права в связи с осуществлением своих функций.
Нормы права, определяющие административно-правовой статус предприятий и учреждений, устанавливают:
Административно-правовой статус
государственных предприятий и
учреждений имеет свои особенности.
К особенностям административно-правового
статуса предприятий и
Руководство государственными
предприятиями и учреждениями осуществляют
должностные лица, назначаемые компетентными
государственными органами и обладающие
государственно-властными
Муниципальные предприятия и учреждения — основанные на собственности муниципальной, т.е. органов местного самоуправления.
2.3 Органы исполнительной
власти как субъекты
Право граждан на объединение предусмотрено ст.30 Конституции РФ. Содержание этого права, основные его государственные гарантии, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации, ликвидации регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 год « Об общественных объединениях», Гражданским Кодексом Российской Федерации и другими законами об отдельных видах общественных объединений - политических партиях, профессиональных союза, благотворительных и других. Под общественным объединением понимается добровольное самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Добровольность формирования
- важнейший признак
Существуют общероссийские,
межрегиональные, региональные и местные
общественные объединения. Запрещается
создание и деятельность общественных
объединений, цели и действия которых
направлены на насильственное изменение
основ конституционного строя и
нарушение целостности
Объём административной правоспособности общественных объединений может быть различным.