Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 20:37, курсовая работа
В соответствии со ст. 118 Конституции ПМР судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, судебная система ПМР устанавливается Конституцией ПМР и федеральным конституционным законом. При этом создание чрезвычайных судов не допускается.
Введение 3
1. Понятие судебной системы, порядок создания и упразднения судов 6
2. Судебная система ПМР 11
2.1 Конституционный суд 11
2.2. Суды общей юрисдикции 13
2.1.1 Верховный суд 13
2.2.2 Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города, 15
2.2.3. Районный суд 18
Заключение 29
Тираспольский Юридический Институт Приднестровской Молдавской Республики
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Выполнил: студент
_________________________
_________________________
Проверил:
________________________
_______________________
2013
Введение 3
1. Понятие судебной системы, порядок создания и упразднения судов 6
2. Судебная система ПМР 11
2.1 Конституционный суд 11
2.2. Суды общей юрисдикции 13
2.1.1 Верховный суд 13
2.2.2 Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города, 15
2.2.3. Районный суд 18
Заключение 29
Список использованной литературы 31
В соответствии со ст. 118 Конституции ПМР судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, судебная система ПМР устанавливается Конституцией ПМР и федеральным конституционным законом. При этом создание чрезвычайных судов не допускается.
Основным условием организации
системы судов признается стабильность
утверждаемой законом системы. Эта
задача может быть решена установлением
принципа создания и упразднения
судов исключительно путем
Определяя общие контуры организации системы судов, Приднестровский закон конституционный закон "О судебной системе ПМР"1 имеет своей задачей укрепление независимости судей, обеспечение стабильности организации и деятельности судебных органов страны. Гарантией устойчивости правового регулирования основных институтов судоустройства является утвержденная Конституцией ПМР процедура принятия федеральных конституционных законов, требующая согласия квалифицированного большинства обеих палат (ч. 2 ст. 108 Конституции ПМР). Приднестровский конституционный закон учел и многолетние традиции Приднемтровского судопроизводства (преемственность судоустройственного законодательства) и специфические исходные данные той системы отношений, в рамках которой он должен работать в российской действительности, с реалистической оценкой перспективы дальнейшего развития нашего общества. Закон не оставил без внимания опыт развития национальных судебных систем развитых государств и вобрал в себя те немаловажные рекомендации, которые в последнее время разработаны на международном уровне. Таким образом, ПКЗ «О судебной системе» служит дальнейшему утверждению концепции судебной власти, закрепленной в Конституции ПМР. Признание этой концепции и ее полная реализация являются непременным условием формирования в ПМР демократического правового государства.
Закон о судебной системе ПМР содержит ряд новых для законодательства о судоустройстве положений, предусматривает установление некоторых организационных механизмов, ликвидирующих пробелы ранее действовавшего законодательства, новых институтов, существенно изменяющих структуру судебной системы. К их числу относятся:
Наиболее существенным из этих нововведений представляется включение в судебную систему судей. Так, данные о количестве рассмотренных районными судами в 1998-2001гг. дел об административных правонарушениях свидетельствуют о возрастании их числа более чем на 40%. В 1999 г. судьями районных судов единолично рассмотрено более 240 тыс. уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях. С принятием нового Уголовно - процессуального и, в будущем, нового Гражданского процессуального кодексов на рассмотрение мировых судей может быть передано до 20% уголовных и до 40% гражданских дел. Учреждение института мировых судей будет способствовать дифференциации процессуальной формы в зависимости от характера и сложности рассматриваемых дел, повышению оперативности судопроизводства.
Реализация установлений Закона о судебной системе ПМР потребует его подкрепления изданием ряда дополнительных нормативных актов, к числу которых относятся федеральные конституционные законы о судах общей юрисдикции ПМР, о военных судах в ПМР; об органах судейского сообщества, Гражданский процессуальный кодекс. Таким образом, тема судебной системы в современной Приднестровской Молдавской Республики очень актуальна, поскольку суд среди других органов государственной власти занимает особое место. Только суд своим решением может положить конец спору истца и ответчика, только суд может признать человека виновным в совершении преступления. Суд реализует права граждан на обжалование действий должностных лиц, рассматривает материалы о некоторых видах административный правонарушений. Никакой другой орган власти не правомочен выполнять эти задачи.
.
Исходя из содержания Приднестроского конституционного закона "О судебной системе ПМР", анализа его институтов, под судебной системой понимают совокупность судебных органов и учреждений, непосредственно обеспечивающих их деятельность, объединенных единством принципов и задач, руководствующихся едиными правовыми основами.
Так, в судебную систему Приднестровья входят все суды:
- Конституционный Суд ПМР;
- Верховный Суд ПМР и суды общей юрисдикции, в отношении которых он осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор и дает обязательные для исполнения разъяснения по вопросам судебной практики;
Совокупность указанных судов ПМР связана единством задач по отправлению правосудия и процессуальной формой функционирования. В настоящее время в соответствии с Конституцией и законодательством о судоустройстве все суды обладают некоторыми организационными и функциональными связями, что дает основание рассматривать каждое из звеньев судебной системы в качестве ее элементов.
Основным условием организации системы судов признается стабильность утверждаемой законом системы. Эта задача может быть решена установлением принципа создания и упразднения судов исключительно путем изменения Конституции ПМР для высших судов и путем изменения федеральных законов для других федеральных судов.
Новым для Приднестровского законодательства о судоустройстве является включение в судебную систему особого. Приднестровсий районный суд учреждается как непосредственно не связанный с административным делением. Районный суд наделяется полномочиями суда второй инстанции, имеющего право пересматривать решения и приговоры судей в апелляционном порядке. Кроме того, перспективным для дальнейшего развития судебной системы Приднестровской Республики является законодательное утверждение допустимости создания специализированных судов общей юрисдикции для рассмотрения гражданских и уголовных дел, а так же субъектам предоставлено право создавать конституционные (уставные) суды для рассмотрения вопросов соответствия нормативных актов органов государственной власти субъектов их конституциям (уставам), а также для толкования конституции (устава) субъекта Приднестровской Молдавской Республики.
В соответствии со ст. 17 ПриднестровскогоКонституционно
Итак, дефиниция порядка
создания судов раскрывается с помощью
таких характеристик, как конституционное
определение компетенции по установлению
законодательных основ
Конституция ПМР и Приднестровский конституционный закон "О судебной системе ПМР" определяют содержание и пределы полномочий по законодательному регулированию создания судебных органов. Так, создание судебной системы как организационной структуры судебной власти Конституция ПМР относит к исключительной компетенции Приднестровской Молдавской Республики. Согласно п. "г" ст. 71 Конституции ПМР в ведении находится установление системы федеральных органов судебной власти, порядка их организации и деятельности. В сферу компетенции Российской Федерации входит также судоустройство (п. "о" ст. 71), понимаемое не только как совокупность законодательных актов, регулирующих образование, организацию и деятельность судов, непосредственно осуществляющих правосудие, но и как система институтов, обеспечивающих деятельность судов.
Создание высших судов приднестровской судебной системы закреплено Конституцией ПМР в главе 7 "Судебная власть", где указаны общие полномочия и определено место в судебной иерархии Конституционного Суда Приднестровской Молдавской Республики, Верховного Суда ПМР и Конституция ПМР определяет также правовые основы создания органов судебной власти. Это сама Конституция ПМР и Приднестровский конституционный закон о судебной системе (ч. 3 ст. 118), иные федеральные конституционные законы, призванные установить полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда ПМР, Верховного Суда ПМР, (ч. 3 ст. 128).
Согласно Закона «О судебной системе ПМР» иные суды создаются только приднестровскими законами. Следовательно, порядок образования судов общей юрисдикции, военных судов и иных приднестровских судов (в частности, специализированных) может быть установлен только приднестровскими законодательными актами и не входит в компетенцию субъектов. Осуществлять судебную власть в ПМР вправе только суды, перечисленные в Конституции ПМР и в Законе о судебной системе ПМР и образованные в соответствии с Конституцией ПМР, Законом о судебной системе ПМР, Законом о судоустройстве РСФСР2, Законом о статусе судей в ПМР3, Законом о Конституционном Суде ПМР4.
Как известно, конституционные суды в Приднестровской молдавской республики не представляют единой системы. Учреждение конституционных (уставных) судов субъектов - право этих субъектов, а не обязанность. Образование этих судебных органов и их упразднение входит в компетенцию законодательных органов субъектов. Соответствующими законами субъектов должны определяться порядок их организации, компетенция, структура, процедура деятельности.
Ст. 17 ПКЗ «О судебной системе» закрепляет стабильность системы судов, являющейся структурным каркасом судебной власти Приднестровья. Закрепление системы высших судов в Конституции ПМР означает, что изменение этой системы, упразднение ее отдельных звеньев возможно только путем внесения поправок в Конституцию ПМР. Упразднение иных федеральных судов Закон о судебной системе допускает путем принятия соответствующего федерального закона. Однако если эти суды образованы федеральным конституционным законом (например, арбитражные суды), то и упразднены они могут быть также только при принятии соответствующего федерального конституционного закона. Кроме того, в результате упразднения конкретного суда не должен образоваться вакуум юрисдикции. Компетенция каждого суда определяется законом; судебная власть осуществляется им, как правило, на территории определенного государственно - административного образования (или структурного образования - в отношении военных судов). Этими пределами ограничивается его юрисдикция, т.е. право решать правовые вопросы, осуществлять правосудие. Право граждан на судебную защиту, на обращение в суд не должно пострадать от упразднения конкретного судебного органа. Поэтому Закон о судебной системе ПМР специально обязывает государственные органы позаботиться о своевременной передаче относящихся к ведению упраздняемого суда вопросов в юрисдикцию другого суда (ч. 3 ст. 17).
В соответствии со ст. 128 Конституции ПМР судьи Конституционного Суда Приднестровской молдавской республики назначаются Верховным Советом по представлению Президента ПМР. В соответствии со ст. 18. ПК закона «О судебной системе» Конституционный Суд ПМР является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Приднестровской Молдавской Республики устанавливаются конституционным законом.
О юридической природе Конституционного Суда ПМРсуществуют различные мнения. Одни авторы полагают, что Конституционный Суд - орган высшего арбитражного свойства и в известной степени он должен оставаться вне традиционно известных ветвей государственной власти5. Другие обращают внимание на двойственную юридическую природу Конституционного Суда6. С одной стороны, Конституционный Суд является органом правосудия, его конституционные полномочия определяет ст. 125, помещенная в главу 7 Конституции ПМР - "Судебная власть"; с другой стороны, Конституционный Суд, учитывая его функции и установленные непосредственно Конституцией ПМР полномочия (в отличие от Верховного Суда Приднестровской Молдавской Республики), выступает одновременно и в качестве высшего органа конституционного контроля, находящегося на одном уровне с органами государственной власти, осуществляющими президентскую, законодательную и исполнительную власть.
Информация о работе Судебная система Приднестровской молдавской республики