Судебная система Приднестровской молдавской республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 20:37, курсовая работа

Описание работы

В соответствии со ст. 118 Конституции ПМР судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, судебная система ПМР устанавливается Конституцией ПМР и федеральным конституционным законом. При этом создание чрезвычайных судов не допускается.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие судебной системы, порядок создания и упразднения судов 6
2. Судебная система ПМР 11
2.1 Конституционный суд 11
2.2. Суды общей юрисдикции 13
2.1.1 Верховный суд 13
2.2.2 Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города, 15
2.2.3. Районный суд 18
Заключение 29

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 49.97 Кб (Скачать файл)

Выступая в качестве судебного  органа, Конституционный Суд осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства, что предполагает только коллегиальное рассмотрение дел конституционными судьями, обладающими  единым статусом, установленным для  судей всех судов (ч. 1 ст. 120, ст. 123 Конституции ПМР). Конституционный Суд является элементом единой судебной системы ПМР (см. ст. 3 комментируемого Закона). Применительно к Конституционному Суду это единство, в частности, обеспечивается установлением судебной системы Конституцией ПМР, законодательным закреплением единства статуса судей. Вместе с тем, в отличие от других судов, которые подчиняются Конституции ПМР и, Конституционный Суд при осуществлении своих полномочий руководствуется только Конституцией ПМР (ст. 29 ПКЗ "О Конституционном Суде ПМР"). Решения Конституционного Суда действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда ПМР не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.

В соответствии со ст. 3 ПКЗ  «О Конституционном суде ПМР» в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции ПМР на всей территории ПМР Конституционный Суд:

1) разрешает дела о  соответствии Конституции ПМР;

2) разрешает споры о  компетенции;

3) по жалобам на нарушение  конституционных прав и свобод  граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции ПМР;

5) дает заключение о  соблюдении установленного порядка  выдвижения обвинения Президента  ПМР в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной  инициативой по вопросам своего  ведения;

7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией ПМР, договором и конституционными законами.

Компетенция Конституционного Суда ПМР, установленная настоящей статьей, может быть изменена не иначе как путем внесения изменений в настоящий Приднестровский конституционный закон.

Конституционный Суд ПМР решает исключительно вопросы права. Конституционный Суд ПМР при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд  ПМР принимает Регламент Конституционного Суда ПМР.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Суды общей  юрисдикции

2.1.1 Верховный суд

 

В соответствии со ст. 128 Конституции ПМР, ст. 19 ПКЗ «О судебной системе ПМР» Верховный Суд Приднестровской Молдавской Республики является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Верховный Суд ПМР осуществляет в предусмотренных приднестровским законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая и специализированные приднестровские суды, а также в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных приднестровским законом, - также и в качестве суда первой инстанции.

Верховный Суд Приднестровской Молдавской Республики является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов. Кроме того, Верховный Суд Российской Федерации дает разъяснения по вопросам судебной практики. При этом полномочия, порядок образования и деятельности Верховного ПМР устанавливаются федеральным конституционным законом.

Содержащееся в п. 1 ст. 19 положение вытекает из ст. 126 Конституции ПМР. Оно определяет предназначение Верховного Суда как высшего судебного органа по всем делам, подсудным судам общей юрисдикции. Юридическое значение понятия "высший судебный орган" заключается в окончательности решений Верховного Суда ПМР по делам, подведомственным судам общей юрисдикции, а также в его праве проверить в порядке надзора любое дело, рассмотренное судами общей юрисдикции, включая дела. Коллегии Верховного Суда ПМР в порядке, установленном уголовно - процессуальным и гражданским процессуальным законодательством, рассматривают в качестве суда второй инстанции уголовные и гражданские дела, рассмотренные по первой инстанции областными, военными окружными и приравненными к ним судами.

В случаях, предусмотренных приднестровским законом, судебные коллегии рассматривают уголовные и гражданские дела по первой инстанции. Вынесенные при этом приговоры, решения и другие судебные постановления являются окончательными и не могут быть обжалованы и опротестованы в кассационном порядке.

Особая роль в деятельности Верховного Суда ПМР отведена его Пленуму. В его состав входят все судьи Верховного Суда. Задачей Пленума является обеспечение единства судебной практики в Приднестровской Молдавской Республики путем дачи разъяснений по вопросам, связанным с применением судами законодательства. В отличие от нормативных актов, разъяснения Пленума не носят обязательного характера, но они ориентируют суды всех уровней на одинаковый подход к применению правовых норм.

Полномочия, порядок образования  и деятельности Верховного Суда ПМР должны быть установлены приднестровским конституционным законом (ст. 128 Конституции ПМР).

В связи с тем, что такой  закон до настоящего времени не принят, работа Верховного Суда ПМР строится в соответствии с требованиями Конституции ПМР, ПКЗ «О судебной системе», процессуального законодательства ПМР и других приднестровских законов, регулирующих функционирование Верховного Суда ПМР.

 

 

 

 

 

2.2.2 Верховный суд республики, краевой  (областной) суд, суд города 

 

В соответствии со ст. 20 Приднестровского Конституционного закона «О судебной системе» Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Перечисленные в части 1 ст. 20 суды являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта Приднестровской Молдавской Республики

Итак, верховные суды республик, краевые (областные) суды, суды городов  являются приднестровскими судами общей юрисдикции. В системе приднестровских судов общей юрисдикции они занимают положение судов среднего звена, являясь одновременно высшими судебными органами соответствующих субъектов Приднестровской Молдавской Республики.

Впредь до принятия приднестровского конституционного закона, которым будут установлены полномочия, порядок образования и деятельности вышеперечисленных судов, правовой основой организации, формирования и деятельности их основных подразделений являются Конституция ПМР, Приднестровский конституционный закон "О судебной системе Приднестровской Молдавской Республики", Гражданский процессуальный кодексПМР7, Уголовно - процессуальный кодексПМР8. При создании, формировании и организации деятельности высших судебных органов республик в Приднестровье последние руководствуются Приднестровским конституционным законом "О судебной системе Приднестровской Молдавской Республики " и своими конституциями.

Суды среднего звена системы  судов общей юрисдикции наделены равной компетенцией, имеют одинаковую структуру и в основном совпадающие полномочия. По количественному составу судей и аппарата суда они различаются между собой, что зависит от объема работы данного суда.

Являясь вышестоящими судами по отношению к районным судам, они  призваны осуществлять функцию надзора  за судебной деятельностью этого  звена судебной системы. В свою очередь  суды субъектов Приднестровья подлежат надзору со стороны Верховного Суда ПМР как высшего судебного органаПМР. Таким образом, суды среднего звена находятся в функциональной связи с нижестоящими звеньями судебной системы общей юрисдикции и с возглавляющим ее вышестоящим судебным органом - Верховным Судом ПМР.

В компетенцию судов среднего звена входит осуществление всех инстанционных полномочий судов  общей юрисдикции: рассмотрение дел  в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора  и по вновь открывшимся обстоятельствам. Так в качестве суда первой инстанции  областной и равные ему суды рассматривают  гражданские дела, принятые ими к  своему производству, и уголовные  дела о наиболее опасных преступлениях. К подсудности судов рассматриваемого звена относятся также все  дела, содержащие сведения, составляющие государственную тайну.

В качестве кассационной инстанции  в вышестоящем суде среднего звена  действует судебная коллегия в составе  трех членов суда. Кассационное производство возникает при наличии кассационной жалобы, принесенной участниками  процесса (сторонами) и другими лицами, участвующими в процессе, либо протеста прокурора.

Являясь по отношению к  районным судам кассационной инстанцией, Верховный суд республики, областной  и равные им суды проверяют (по кассационной жалобе участников процесса или по кассационному протесту прокурора, а также по частным жалобам  и протестам) законность и обоснованность приговоров, решений, определений и постановлений районных судов, не вступивших в законную силу. Эта деятельность представляет собой одно из ведущих полномочий судов среднего звена, она позволяет исправлять допущенные судами первой инстанции ошибки и оказывает направляющее влияние на судебную практику судов первой инстанции.

В качестве надзорной инстанции  в областном и равном ему суде действует президиум соответствующего суда. В состав президиума входит председатель суда, его заместители и члены  суда. Состав президиума утверждается Президентом ПМР по представлению Председателя Верховного Суда ПМР. На президиум возлагается рассмотрение дел по протестам на вступившие в законную силу приговоры, решения и постановления судей районных судов, а также на кассационные определения, вынесенные этим судом.

Рассматривая компетенцию  судов среднего звена, необходимо отметить, что Верховный суд республики в соответствии с конституциями  ряда республик является высшим судебным органом республики и осуществляет надзор за судебной деятельностью районных судов республики. В пределах своих  полномочий Верховный суд республики обеспечивает единообразное понимание  и применение судами законодательства, охрану прав и свобод граждан. Верховный суд республики наделен правом законодательной инициативы в представительном органе республики и может вносить предложения о принятии новых законов, об изменении либо отмене действующих законов республики в пределах полномочий, определенных Конституцией ПМР и конституцией соответствующей республики.

 

 

 

2.2.3. Районный суд

 

В соответствии со ст. 21 Приднестровского конституционного закона «О судебной системе» районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные приднестровским конституционным законом. Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

Итак, районный суд является основным звеном судебной системы, рассматривающим  более 90% уголовных и гражданских  дел. До принятия Закона "О судебной системе ПМР" районный суд назывался народным. Этим подчеркивалась его близость к населению и то обстоятельство, что судьи районного суда избирались жителями района. С изменением порядка наделения судей полномочиями отпало основание для такого названия, однако социальная сущность районного суда не изменялась; по своему местоположению районные суды наиболее близки к населению. Районные суды образуются в каждом районе или городе. На район и город может быть создан один суд. К районным судам по статусу приравнены городские, межмуниципальные, окружные суды. По существу, Закон вводит судебные районы, не совпадающие с административным делением. Идея такого принципа образования судов была впервые изложена в Концепции судебной реформы. Одно из направлений судебной реформы заключалось в максимальном обеспечении независимости судов. Образование районных судов по территориальному принципу, соответствующему административно - территориальному делению, предопределяет их зависимость от местной власти.

При проведении судебной реформы  предлагалось создание окружных судов, которые, действуя в качестве судов  первой инстанции в судебных округах, не совпадающих с административно - территориальным делением, выводились бы из-под влияния местной исполнительной власти. Окружные суды должны были быть крупнее по численному составу, чем районные суды, что позволяло создать специализированные составы для рассмотрения определенных категорий дел (несовершеннолетних, трудовых и др.). Практическая возможность устранить какую-либо зависимость судов от местной власти и административной системы появляется с образованием судебных районов (ч. 2 ст. 21 ПКЗ «О судебной системе»).

Районный суд прежде всего является судом первой инстанции. Закон относит к подсудности районных судов все гражданские дела, подавляющее большинство уголовных дел и ряд дел об административных правонарушениях.

Впервые районные суды наделены статусом суда второй инстанции. В соответствии с ч. 2 ст. 21 Закона о судебной системе ПМР районный суд является непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

Информация о работе Судебная система Приднестровской молдавской республики