Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 19:47, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что построение правового государства в нашей стране немыслимо без создания сильной и независимой судебной власти, осуществляющей свою деятельность на основе общепризнанных демократических принципов отправления правосудия. Основу судебной власти составляет совокупность судебных органов различной компетенции. Актуальность и значение рассматриваемой темы предопределяются тем обстоятельством, что согласно Конституции РФ судебные органы являются единственным органом, уполномоченным осуществлять правосудие как особую функцию государственной власти. Целью осуществления правосудия является защита конституционного строя Российской Федерации, прав и свобод граждан, прав и законных интересов предприятий, учреждений и организаций.
Введение 3
1.1История становления и развитие судебной власти в РФ 6
1.2 Понятие и признаки судебной власти на современном этапе 10
1.3 Место судебной власти в системе органов государственной власти Российской Федерации 16
2. Организация судебной власти в России 19
2.1. Суды конституционной юрисдикции 19
2.2. Суды общей юрисдикции 28
2.3 Суды арбитражной юрисдикции 31
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РОССИ………………………………………………………………………………………….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....47
используемые источники и нормативные правовые акты 50
Научная и Учебная Литература……………………………………………….51
Наконец, следует отметить, что органы судейского сообщества - советы и квалификационные коллегий судей - не только встали на ноги, окрепли, но и развиваются вполне динамично.
Верховным Судом РФ в порядке законодательной инициативы были представлены предложения о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство и принятии ряда новых законов.
Вместе
с тем в области
Как известно, ст.15 Конституции РФ определяет, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы страны. Одним из основополагающих актов международного права является Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Объем гарантий основных прав, предоставляемый Конвенцией, оценивается в свете практики заседающего в Страсбурге Европейского Суда по правам человека41.
Задача
сегодняшнего дня состоит в закреплении
достижений судебной реформы и продвижении
ее дальше, особенно в вопросах расширения
доступа граждан к правосудию,
приближения судебной защиты к стандартам
Европейского Суда, в поиске новых
возможностей совершенствования
Таким образом, в заключение данной главы можно сказать, при осуществлении любой судебной реформы следует, прежде всего, исходить из главных задач правосудия: правильного и своевременного разрешения дел, защиты прав, свобод и интересов граждан и организаций, кроме того, следует учитывать традиции правосудия в данном государстве, накопленный опыт судебной практики, все положительные черты существующей судебной системы.
В результате проведенного исследования подведем ряд обобщающих выводов.
В ФКЗ<<о судебной системе Российской Федерации>> закреплены основные признаки судебной власти с позиции разделения властей и отделения судебной власти от законодательной и исполнительной.
Анализ данного закона
и других законов о судоустройстве
позволяет выдвинуть и
На современном этапе
судебная власть регулируется достаточно
большим количеством
По Конституции РФ судебная власть является трехзвенной. Высшими судебными органами являются Верховный Cуд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ , Конституционный Суд РФ. Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам. Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров. Конституционный Суд РФ призван осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ.
В России сложилась система судов, отвечающая мировым стандартам, вобравшая в себя то положительное, что было характерно для судов дореволюционной и советской России.
Выделяются следующие основные функции судебной власти: 1) функция правосудия 2) контрольно-надзорная функция (юрисдикционный, судебный контроль. В литературе кроме указанных функций называются и такие, как функция формирования судейского корпуса и руководство судебной практикой (разъяснение судам Верховным Судом РФ вопросов и практики применения действующего законодательства).
В рамках функции правосудия выделяют следующие четыре направления деятельности судебной власти: а) судебный контроль за конституционностью нормативных и правоприменительных актов; б) сдерживание, уравновешивание законодательной и исполнительной властей; в) применение мер государственного принуждения; г) обеспечение социальной и юридической ценности актов правосудия, их обязательности, действенности и стабильности.
Значение
судебной деятельности в наибольшей
степени проявляется при
Концептуальным основам развития судебной реформы придается основополагающее государственное значение.
Основным моментом, определяющим особую роль суда в системе правоприменения, следует признать его решающее значение для защиты и реализации прав физических и юридических лиц. Именно на примере работы судебных органов формируются представления граждан о состоянии правовой системы государства, о степени защищенности их прав и свобод, об эффективности всего правового инструментария, но наряду с этим проявляются и основные недостатки, присущие как действующему законодательству, так и правовой системе государства. Поэтому очень важно понять причины неудовлетворительного состояния системы правоприменительной деятельности, проиллюстрировать которое можно на конкретных фактах, освещенных в прессе.
Задача
сегодняшнего дня состоит в закреплении
достижений судебной реформы и продвижении
ее дальше, особенно в вопросах расширения
доступа граждан к правосудию,
приближения судебной защиты к стандартам
Европейского Суда, в поиске новых
возможностей совершенствования
При осуществлении
любой судебной реформы следует,
прежде всего, исходить из главных задач
правосудия: правильного и своевременного
разрешения дел, защиты прав, свобод и
интересов граждан и
Научная и Учебная литература:
1 Кони А.Ф. Отцы и дети судебной реформы. М., 2003. С. 29.
2 Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1.
4 Конституционное право России: Учебник. / Под ред. Козлова Е. И., Кутафин О.Е. М.: Юристъ, 2005. С.191.
нормативные акты органов Советской власти (ВЦИК и СНК РСФСР), принятые в 1917—1918 гг. и регламентировавшие деятельность судебных органов в первые годы после Октябрьской революции.
5 Для рассмотрения дел исключительной важности 16 мая 1918 года был учрежденРеволюционный трибунал при ВЦИК, избиравшийся в составе председателя и 6 членов
9 Ермошин Г.Т. Судебная власть как система органов государственной власти // Законодательство и экономика.- 2004. - № 4. – С. 22.
11 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (<span class="Emp