Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 09:15, курсовая работа
Органы местного самоуправления также осуществляют соответствующие функции в сфере управления экономикой. Они управляют имуществом, находящимся в коммунальной собственности, утверждают программы социально-экономического развития, бюджеты соответствующих административно-территориальных единиц, контролируют их выполнение, создают и ликвидируют коммунальные предприятия, организации, осуществляют контроль за их деятельностью.
Цель данной курсовой работы - раскрыть сущность административно-правового управления экономикой, рассмотреть функции и задачи административно-правового управления экономикой, классифицировать методы административно-правового управления экономикой.
Введение.
Разработку направлений развития законодательства в экономической сфере и формирование самого законодательства связывают с признанием закона как главного акта в правовом регулировании, изменением экономических функций государства, системы и функций органов исполнительной власти всех уровней.
В целом административно-правовое регулирование обеспечения рыночной экономики осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны, оно включает разработку и реализацию системы мероприятий программного руководства, прогнозирования, структурного преобразования народного хозяйства, государственную поддержку экономического и научно-технического потенциала, а с другой — создание правовой и экономической основ социально ориентированного функционирования предприятий, хозяйственных объединений, других организационно-хозяйственных структур, эффективного управления государственным имуществом.
Конституция Республики Беларусь создала базу для дальнейшего развития экономических отношений в рыночном направлении, уравняв всех субъектов права собственности перед законом. Государство обеспечивает защиту прав всех субъектов права собственности и хозяйствования, социальную направленность экономики.
Основной правовой формой реализации государственной политики в разных сферах являются, утверждаемые Национальным собранием Республики Беларусь, общегосударственные программы экономического, научно-технического, национально-культурного развития, охраны окружающей среды. Главной тенденцией развития законодательства об экономике становится комплексный характер регулирования общественных отношений.
Эти программы направлены на создание хозяйственно-управленческого механизма, отвечающего рыночной экономике: гибких организационных структур управления и хозяйствования, предпринимательства, демонополизации, акционирования, функционирования коммерческих банков, финансового оздоровления экономики, укрепления финансово-кредитной системы.
Важными в системе правовых предписаний, регулирующих экономические отношения, являются акты Президента Республики Беларусь. Они в определенной мере заполняют правовой вакуум в этой сфере деятельности, содействуют рыночным преобразованиям, проведению экономической реформы, ликвидации в экономике кризисных явлений. Актами Президента утверждаются положения о соответствующих органах управления и решаются другие важные вопросы в экономической сфере.
Проблемы развития экономики, управления экономикой находятся в центре внимания Кабинета Министров Республики Беларусь. Свидетельство тому — нормативно-правовые акты Кабинета Министров по экономическим вопросам, установлению правового положения органов управления, демонополизации и др.
Вопросы осуществления экономической деятельности находятся в поле зрения министерств и других центральных органов исполнительной власти, которые в той или иной мере имеют отношение к сфере управления экономикой, областных и районных (местных) государственных администраций. Они также решаются на уровне государственных предприятий, их ассоциаций (объединений, комплексов).
Органы местного
самоуправления также осуществляют соответствующие
функции в сфере управления экономикой.
Они управляют имуществом, находящимся
в коммунальной собственности, утверждают
программы социально-экономического развития,
бюджеты соответствующих административно-
Цель данной курсовой работы - раскрыть сущность административно-правового управления экономикой, рассмотреть функции и задачи административно-правового управления экономикой, классифицировать методы административно-правового управления экономикой.
1. Сущность административно-
Каждая страна старается определить свое направление развития экономики, эффективное функционирование которой создает основу благосостояния населения. Последние годы характеризуются для Республики Беларусь тем, что определенные изменения претерпевает характер управленческого влияния на экономические отношения. Все более это влияние со стороны государства на экономику и ее отрасли приобретает характер общего регулирования.
Управление
может рассматриваться с
Административно-правовая
организация управления есть
закрепленная нормами
Элементами
административной организации
а) органы исполнительной власти;
б) другие органы управления,
входящие в разветвленный
в) нормы административного
права, устанавливающие
г) важнейшие параметры их отношений, очерченных административным правом;
д) правовая ответственность субъектов, вытекающая из их административно-правового положения.
Понятием организации
управления охватывается как
государственное, так и
В области экономики основными правовыми актами, касающимися организации управления, являются республиканские законы, в которых регламентируются положения об отдельных органах исполнительной власти и их структурных подразделениях, акты Президента Республики Беларусь и органов исполнительной власти об образовании конкретных органов, утверждении их структуры и штатных расписаний.
Вопрос о соотношении государственного управления и государственного регулирования имеет свою историю. Прежде всего, она связана с тем, что в науке существуют два противоположных подхода к участию государства в регулировании экономических процессов — классическая и кейнсианская теории.
С точки зрения классиков, рыночный механизм автоматически обеспечивает равенство спроса и предложений, что делает невозможными нарушения в экономике, в частности инфляцию, безработицу, спад производства.
Теория Дж. М. Кейнса, в отличие от классической, обосновывает объективную необходимость и большое практическое значение государственного регулирования экономики[1].
Однако следует отметить, что в развитых странах практически отсутствуют «чистые» модели государственного управления экономикой. Как показывает мировой опыт, без участия государства рыночные отношения не могут быть эффективными. И потому основной задачей науки административного права является определение функций государства по регулированию экономических процессов, методов, с помощью которых оно происходит, и границ вмешательства государства в рыночное хозяйство.
Сравнивая категории государственного управления и государственного регулирования, нужно определиться, прежде всего, с понятиями.
Государственное управление экономикой предусматривает прямое вмешательство органов исполнительной власти в деятельность хозяйствующих субъектов, непосредственное руководство ею путем оперативно-распорядительных действий, которое выражается в том, что государство принимает на себя функции прогнозирования, планирования, организации хозяйственной деятельности субъектов и контроль за ее эффективным осуществлением.
Под государственным регулированием понимают лишь общее упорядочение общественных отношений в конкретной сфере экономики, которая осуществляется в соответствии с требованиями законодательства путем прямого влияния на хозяйственную деятельность субъектов экономических отношений.
Механизм государственного
регулирования – совокупность
государственных функций и
а) нормативное регулирование путем установления общих правил;
б) его оперативную корректировку в соответствии с реальными задачами, которые надлежит решать управлению;
в) контроль за исполнением правовых норм, регулирующих те или иные отношения;
г) государственную защиту
прав и интересов участников общественных
отношений, урегулированных
д) координацию и общее направление их деятельности;
е) содействие ее успешному осуществлению;
ж) определение приоритетов в структурной политике;
з) государственные контракты (договоры);
и) государственные программы;
к) государственную регистрацию;
л) лицензирование и др.
Традиционными
инструментами
— Планирование
– определение достижения
— Прогнозирование
– научное обоснование
— Программирование
– определение целей
— Координация – обеспечение согласованной работы различных органов государственного управления, подведомственных им объектов с целью наиболее эффективного выполнения их общих или взаимосвязанных задач.
Государственные заказы в современных условиях – важный инструмент государственного регулирования, не противоречащий рыночным отношениям. Более того, субъекты рынка часто ориентируются на государственные заказы. Государство должно учитывать их при определении объема гарантированного спроса на ту или иную продукцию.
Государственная регистрация бывает двух видов: а) уведомительная или заявительная; б) регистрация, выступающая в качестве юридического факта, с которым законодатель связывает легитимность функционирования той или иной организации; возникновение, изменение или прекращение правоотношений; признание прав и выполнение обязанностей; удостоверение предусмотренных правовым актом фактических обстоятельств.
Стандартизация – установление уполномоченным государственным органом требований, норм, нормативов применительно к какой-либо продукции или услугам.
Сертификация – проверка уполномоченным государственным органом соответствия продукции или услуг предъявляемым к ним требованиям, нормам, стандартам.
Государственное регулирование направлено на создание благоприятных экономических, правовых и организационных условий деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, предпринимательства. Оно не предполагает вмешательство государственных органов в их производственную и хозяйственно-финансовую деятельность, кроме случаев, когда его возможность прямо предусмотрена правовыми актами. Такое регулирование заключается преимущественно в установлении и корректировке общего правового режима их деятельности, охватывает прежде всего экономические и социально-культурные процессы в целом.
Государственное регулирование экономики – это обеспечение разумного сочетания в механизме регулирующего и властного по своей изначальной природе воздействия на регулируемые объекты и их поведение; соотношения методов прямого и косвенного характера.
Административная реформа – комплекс мероприятий государственной власти по совершенствованию организации исполнительного аппарата государства, государственной администрации, ее функций, форм и методов деятельности. Целью реформы является создание системы эффективного исполнения государственных функций, обеспечивающей высокие темпы экономического роста и общественного развития.
В условиях конкурентной экономики рынок менее ограничен, чем при плановой. Основу обмена товарами и услугами составляют не личный статус индивида, производство товаров отвечает потребительскому спросу и измеряется возможностью граждан платить за них деньги, которые являются безличным посредником при любом обмене. В условиях рыночной конкуренции в экономических операциях принимает участие огромное количество покупателей и продавцов. И ни одна из фирм не имеет власти, позволяющей ей диктовать цену товара или решать, в каком количестве его вырабатывать[2]. Но сложная, многоукладная экономика содержит в своем составе и государственный сектор, который играет в ее функционировании не последнюю роль. Пребывание имущества в государственной собственности предусматривает необходимость существования соответствующей разветвленной системы органов государственного управления, на которые возлагаются исполнительные и распорядительные функции в отношении использования этого имущества, управления им. Здесь государство реализует все свои полномочия как собственник имущества, применяя как экономические, так и внеэкономические, административные методы.
Информация о работе Сущность административно-правового управления экономикой