Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 09:15, курсовая работа
Органы местного самоуправления также осуществляют соответствующие функции в сфере управления экономикой. Они управляют имуществом, находящимся в коммунальной собственности, утверждают программы социально-экономического развития, бюджеты соответствующих административно-территориальных единиц, контролируют их выполнение, создают и ликвидируют коммунальные предприятия, организации, осуществляют контроль за их деятельностью.
Цель данной курсовой работы - раскрыть сущность административно-правового управления экономикой, рассмотреть функции и задачи административно-правового управления экономикой, классифицировать методы административно-правового управления экономикой.
6) создание условий для увеличения ресурсов продовольствия и сельскохозяйственного сырья;
7) улучшение снабжения населения продуктами питания.
Кроме министерства (Минсельхозпрод), существуют и другие органы, осуществляющие руководство сельским хозяйством на республиканском уровне. К ним относится:
1) республиканский штаб по вопросам управления агропромышленным комплексом. Данный орган необходимо рассматривать как межведомственный, координирующий. В его состав входят министры финансов, сельского хозяйства, энергетики и другие министры и должностные лица.
Основные задачи штаба:
— рассматривает положение дел в агропромышленном комплексе и выработка предложения по его дальнейшему развитию;
— анализ хода выполнения республиканских программ, направленных на обеспечение развития агропромышленного комплекса;
— выработка мер, направленных на решение текущих, злободневных задач агропромышленного комплекса;
Полномочия штаба:
— имеет право получить от республиканского органа информацию, касающуюся агропромышленного комплекса (статистика, отчеты, данные и т.д.);
— имеет право рекомендовать проведение проверок по отдельным вопросам деятельности агропромышленного комплекса;
— приглашает на заседания штаба с отчетами руководителей республиканских ОГУ и вносить предложения по привлечению к ответственности должностных лиц, допустивших нарушение в сфере агропромышленного комплекса.
2) государственные объединения (концерны в сфере агропромышленного комплекса (хлебопродукты)). Государственные объединения выступают от имени собственника в отношении организаций, входящих в концерны, и осуществляют реализацию целей и задач госуправления в определенных сферах агропромышленного комплекса.
Областной уровень управления агропромышленным комплексом:
На данном уровне управление осуществляется областными комитетами по сельскому хозяйству и продовольствию. Комитеты являются самостоятельными юридическими лицами и подчиняются в своей деятельности облисполкомам и министерству сельского хозяйства и продовольствия (двойное подчинение). Председатель комитета назначается и освобождается от должности председателя соответствующего облисполкома по согласованию с министром сельского хозяйства и продовольствия. (в Минске нет).
Районный уровень:
При райисполкомах для управления агропромышленным комплексом создаются управления сельского хозяйства и продовольствия (райсельхозпрод). Они являются самостоятельными юридическими лицами и имеют двойное подчинение: облисполкому и Минсельхозпроду.
Взаимоотношения между республиканскими органами и местными органами управления в сфере агропромышленного комплекса строятся на основе взаимодействия в решении экономических, социальных и других вопросов в сфере агропромышленного комплекса.
Торговля представляет собой экономическую деятельность физических и юридических лиц в сфере товарного обращения, заключенного в обмене товаров путем купли-продажи, оказание связанных с этим процессом торговых услуг и выполнения работ.
Основная форма госуправления в сфере торговли:
1) лицензирование торговли;
2) квотирование постановок товаров;
3) формирование товарных ресурсов, проведение закупочных и товарных интервенций;
4) техническое нормирование, стандартизация продовольственных и непродовольственных товаров.
В структуре управления торговлей выделяют 3 уровня (звена):
1) республиканский (министерство торговли). Минторгу подчиняется ряд государственных и негосударственных организаций: государственные торгово-промышленные объединения «Белресурсы», РУП «Белговелирторг», белорусские государственные объединение «организация бытового обслуживания населения» и др.;
2) областной – управление торговли облисполкомов (в Минске создано главное управление);
3) районный, городской отделы (управление торговли и услуг при рай- и горисполкомах).
Транспортная деятельность – это совокупность организационных и технологических операций по перемещению грузов, пассажиров и багажа автомобильным, железнодорожным, воздушным, морским, речным и другими видами транспорта.
Основные НПА, регламентирующие госуправление в транспортной сфере:
— законы РБ «об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках», об автомобильных дорогах и дорожной деятельности», «о транспортно-экпедиционной деятельности»;
— декреты и указы президента.
Система ОГУ транспортом:
— реализация единой дорожно-транспортной политики;
— разработка и реализация программ развития в области транспортной деятельности;
— проведение анализа деятельности и разработки прогнозов в области трудовой деятельности;
— осуществление координации и взаимодействия различных видов транспорта.
Органы (департаменты), входящие в структуру Минтранса:
— департамент «Белавтодор» (с правами юридического лица). Данный департамент осуществляет специальные функции (исполнительные, контрольные, регулирующие и др.) в области дорожной деятельности. Основными задачами департамента:
— реализация дорожной политики;
— рациональное развитие и улучшение технического состояния сети автодорог;
— осуществление мер по управлению республиканскими автодорогами и т.д.;
— департамент по авиации – ведущий орган по госрегулированию грузовых и пассажирских авиаперевозок.
— белорусская железная дорога – государственной объединение, осуществляющее госуправление в сфере железнодорожного транспорта. Ее основными задачами являются:
— развитие и модернизация железнодорожной сети;
— организационно-техническое обеспечение грузовых и пассажирских железнодорожных перевозок;
— управление подчиненными предприятиями;
— обеспечение безопасности железнодорожного движения;
— управление морского и речного транспорта.
Определенные полномочия в транспортной сфере предоставляется местным советам и исполкомам:
— разработка и реализация программы развития местных автомобильных дорог;
— распоряжение в пределах своей компетенции средствами местных дорожных фондов;
— руководство коммунальными дорожными предприятиями;
Система местных органов управления транспортом составляют автотранспортные управления, которым непосредственно подчинены расположенные в областях, районах автохозяйства (автопарки и т.д.).
Базовой хозяйственной единицей в сфере дорожного транспорта является дорожно-эксплуатационные участки (ДЭУ).
Авиаперевозки уже прочно вошли в нашу жизнь. Теперь уже мало кто ездит на отдых, по работе, к родным на большие расстояния по земле – все это нам заменили самолеты, которые по воздуху позволяют прибыть в любую точку Земли за минимальное время, да еще и с комфортом.
Строительство представляет собой одну из приоритетных областей государственной деятельности. Строительство как отрасль экономики позволяет развивать ряд других отраслей промышленности (промышленность строительных материалов, машиностроение и т.д.).
Система ОГУ в строительной сфере
Республиканскими отраслевыми органами в данной сфере является министерство архитектуры и строительства. Его основные задачи:
— разрабатывает проекты законодательных актов в сфере строительства;
— осуществляют контроль за осуществлением строительных работ, ведущимися хозяйствующими субъектами;
— разрабатывает планы развития строительной индустрии и перспективные планы строительства важных социальных объектов.
В облисполкомах создаются управления по архитектуре и строительству. В гор- и райисполкомах создаются отделы (управления) архитектуры и градостроительства. Основным базовым звеном управления строительства является строительный трест. В его состав могут входить строительно-монтажное управление, управление механизации, строительное управление.
7.ЖКХ имеет первоочередное
социальное значение, поскольку
затрагивает интересы всех
В структуру ЖКХ включены:
— объекты коммунального обеспечения (водопровод, канализация);
— объекты благоустройства (мостовые, тротуары, водостоки);
— жилищные хозяйства (жилищные фонды).
Правовая основа управления ЖКХ:
— жилищный кодекс;
— закон «о государственных минимальных социальных стандартах»;
— декреты, указы президента, постановления Совмина.
Управление ЖКХ включает:
— эксплуатацию жилищных фондов;
— ремонт и обеспечение сохранности объектов коммунального обеспечения и объектов благоустройства;
— управление организациями, входящими в структуру ЖКХ.
Система органов управления ЖКХ
Республиканским отраслевым органом в сфере ЖКХ является министерство ЖКХ. Одна из важнейших функций министерства – обеспечение государственной политики в сфере ЖКХ и координация деятельности в данной сфере другими республиканскими ОГУ.
Предмет ведения министерства ЖКХ:
— жилищное ремонтно-строительное водопроводно-канализационное хозяйство;
— коммунальная теплоэнергетика;
— городской электротранспорт;
— городское дорожное строительство;
— санитарная очистка и благоустройство;
— зеленое строительство;
— ритуальные услуги.
Министерство организует:
— изучение общественных потребностей отрасли;
— составляет социально-экономические прогнозы в сфере ЖКХ;
— разрабатывает проекты строительства, расширения объектов отрасли.
В облисполкомах руководство осуществляет управление ЖКХ, в гор- и райисполкомах производственные объединения. Низшее звено – администрация жилищно-эксплуатационной организации.
Заключение.
Рассмотрев тему «Административно-правовые основы управления экономикой», можно сделать вывод, что административно-правовое регулирование экономики включает в себя разработку и реализацию системы мероприятий программного руководства, прогнозирования, структурного преобразования народного хозяйства, государственную поддержку экономического и научно-технического потенциала, создание правовой и экономической основ социально ориентированного функционирования предприятий, хозяйственных объединений, других организационно-хозяйственных структур, эффективного управления государственным имуществом. Функциями государственного управления экономикой являются: анализ и оценка экономических процессов, прогнозирование тенденций развития экономических процессов, стратегическое планирование развития экономики, разработка и усовершенствование экономических механизмов, разработка и утверждение программ введения новых хозяйственных механизмов и корректирование существующих.
Методы административно-правового регулирования необходимо классифицировать по характеру влияния на экономические и внеэкономические. Экономические методы предполагают использование средств государства и делятся на методы прямого и опосредствованного влияния государства на экономику. К внеэкономическим методам относятся такие, которые не требуют прямых расходов государственных средств и не создают дополнительных материальных стимулов. Они основываются на силе государственной власти и содержат меры запрета, разрешения или принуждения.
Основными правовыми актами в области экономики, касающимися организации управления, являются республиканские законы, в которых регламентируются положения об отдельных органах исполнительной власти и их структурных подразделениях, акты Президента Республики Беларусь и органов исполнительной власти об образовании конкретных органов, утверждении их структуры и штатных расписаний.
Информация о работе Сущность административно-правового управления экономикой