Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 20:53, реферат
Цель контрольной работы: изучить сущность и задачи общего надзора прокуратуры.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) раскрыть понятие общего надзора прокуратуры и выявить его проблемы;
2) охарактеризовать сущность общего надзора прокуратуры в РФ;
3) определить задачи, стоящие перед прокуратурой при реализации общего надзора;
4) рассмотреть полномочия прокурора по надзору за исполнением законов.
Введение………………………………………………………………….....3
1. Понятие общего надзора прокуратуры и его проблемы……………...5
2. Сущность общего надзора прокуратуры в РФ……………………...…9
3. Задачи, стоящие перед прокуратурой при реализации общего
надзора…………………………………………………………………….12
4. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов………14
Заключение………………………………………………………………..18
Список используемой литературы…..…………………………………..42
В сфере экономики основные усилия должны быть сосредоточены на надзоре за исполнением законов о собственности, земле, предпринимательской деятельности, бюджетного, налогового, банковского, таможенного, антимонопольного законодательства. С учетом экологической обстановки в каждом регионе необходимо наладить эффективный надзор за исполнением законов об охране природы и рациональном использовании ее ресурсов.
Особое внимание обращается на профилактическую направленность прокурорского надзора. В частности, должно систематически проверяться исполнение законов о занятости населения, борьбе с наркоманией, пьянством, нарушением порядка приобретения и использования оружия.
В целях предупреждения правонарушений при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель могут объявлять в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности (в том числе административной) в установленном законом порядке.
Протест прокурора приносится прокурором или его заместителем на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. До его рассмотрения протест может быть отозван принесшим его лицом.
Представление прокурора об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, и о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.
Российская прокуратура
Защита прав и свобод человека и гражданина средствами прокурорского надзора пронизывает всю многогранную деятельность прокурора. Какие бы действия ни совершал прокурор, реализуя предоставленные ему полномочия, в какой бы отрасли он ни осуществлял надзор – его в первую очередь интересует вопрос, соблюдаются ли права и свободы человека и гражданина. И если они не соблюдаются, прокурор принимает предусмотренные законом меры к восстановлению нарушенных прав и свобод граждан.
В связи с этим прокурорский надзор выступает одной из гарантий реального соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Он является основным, важнейшим направлением прокурорской деятельности на современном этапе1.
3. Задачи, стоящие перед прокуратурой при реализации
общего надзора
Цель деятельности прокуратуры заключается в создании на территории РФ такого режима законности, который позволил бы обеспечить верховенство и соблюдение Конституции, исполнение законов, действующих на территории России, а также сформировать надежный механизм защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства.
Достижение указанной цели осуществляется с помощью решения основных задач, стоящих перед Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему нижестоящими прокурорами при реализации общего надзора. Эти задачи можно сгруппировать в несколько блоков2.
1. Задачи по обеспечению
единства правового
- достижение единообразия и точности при исполнении действующего на территории РФ законодательства;
- обеспечение соответствия
издаваемых на территории
- гарантированное соблюдение на всей территории РФ прав и свобод человека и гражданина;
- обеспечение судебной защиты нарушенных интересов государства путем подачи исков в арбитражные и гражданские суды.
2. Организационные задачи:
- обеспечение оперативного
поступления информации об
- установление эффективного
сотрудничества с
- обеспечение населения
достоверной информацией о
- обобщение практических
материалов по ведению
- подготовка
Решение стоящих перед прокуратурой задач при реализации общего надзора осуществляется через организацию ее деятельности по следующим основным направлениям:
1) обеспечение общего
надзора за соблюдением
2) рассмотрение и
разрешение в органах
3) участие прокуратуры в правотворческой деятельности;
4) участие прокуроров
в заседаниях федеральных
5) организация издания специальной литературы;
6) осуществление деятельности по подготовке и повышению квалификации прокурорско-следственных кадров.
4. Полномочия
прокурора по надзору за
Прокуратура наделена комплексом полномочий, позволяющих прокурорам своевременно реагировать на нарушения законности в управлении, принимать меры по устранению причин и условий ее нарушения, восстанавливать нарушенные права, привлекать к ответственности виновных лиц. Полномочия прокурора по осуществлению общего надзора закреплены в ст. 22, 27 Закона о прокуратуре РФ.
Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов устанавливаются в ст. 22 Закона о прокуратуре РФ.
Для того чтобы прокурорские работники эффективно выполняли возложенные на них обязанности по надзору за исполнением законов и соответствием правовых актов законам, законодатель наделяет их определенными полномочиями. В юридической литературе предоставляемые прокурорам полномочия по надзору за исполнением законов и соответствием им правовых актов предлагается подразделять на две группы:
1) полномочия по своевременному
выявлению нарушений законов
и способствующих им
2) полномочия, направленные на устранение уже выявленных нарушений законов и способствующих им обстоятельств, а также на привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении закона.
Итак, прокурор в целях своевременного выявления нарушений законов, причин и условий нарушений, установления виновных в этом лиц вправе осуществлять полномочия, предусмотренные ст. 22 Закона о прокуратуре.
Прежде всего, прокурор наделяется правом по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения федеральных органов исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля, а также в помещения органов управления коммерческих и некоммерческих организаций.
Прокуроры обладают правом доступа к документам и материалам вышеперечисленных органов и организаций и правом проверить исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона. При проведении проверок прокуроры должны акцентировать внимание на защите закрепленных в Конституции РФ трудовых, имущественных, жилищных, экологических, избирательных и иных политических прав и свобод человека и гражданина; при проверках на предприятиях и в организациях анализировать выполнение работодателями обязанностей по своевременной выплате заработной платы и созданию работникам безопасных условий труда.
Прокуроры вправе требовать
от руководителей и других должностных
лиц указанных органов
Кроме того, прокурор может
потребовать выделения
Прокурор может вызвать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
В случае, если нарушение уже выявлено, виновные лица установлены, прокурор наделяется полномочиями, предусмотренными ч. 2 ст. 22 Закона о прокуратуре. Так, прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом:
1) возбуждает уголовное
дело или производство об
2) требует привлечения
лиц, нарушивших закон, к иной
установленной законом
3) предостерегает о недопустимости нарушения закона.
Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органом, обязан освободить своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов. Прокуроры должны решительно пресекать факты незаконного применения к гражданам административного задержания, штрафов и иных мер административной ответственности.
При обнаружении несоответствия законам издаваемых органами и организациями актов, прокурор опротестовывает противоречащие закону правовые акты, вносит представление об устранении нарушений закона. В случае выявления несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции РФ и федеральным законам, несовершенства федерального законодательства прокуроры предоставляют материалы Генеральному прокурору РФ. При обнаружении пробелов и противоречий в действующем законодательстве, руководствуясь ст. 9 Закона о прокуратуре, прокурор вносит в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов.
Следует отметить, что должностные лица вышеперечисленных органов обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно. Согласно ст. 6 Закона о прокуратуре требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований прокурора и следователя, вытекающих из их полномочий, а также уклонение от явки по их вызову влекут за собой установленную законом ответственность.
Полномочия прокуроров находят свое выражение в актах прокурорского реагирования. Выявив нарушения законов, установив обстоятельства, способствующие нарушениям, и виновных лиц, прокурор принимает меры к их устранению и недопущению в будущем, а также к привлечению к установленной законом ответственности виновных лиц путем принятия соответствующих актов прокурорского реагирования. Прокуроры в документах прокурорского реагирования должны излагать правовую сущность, а также негативные последствия нарушений закона, причины и условия, которые этому способствовали, ставить вопрос об их устранении и ответственности виновных лиц.
Статьи 23-25, 25.1 Закона о прокуратуре предусматривают в качестве средств прокурорского реагирования: протест, представление, постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении, предостережение о недопустимости нарушения закона.
Заключение
Изучение в контрольной работе темы «Сущность и задачи общего надзора прокуратуры» позволило сделать следующие выводы.
В этой отрасли прокурорского надзора наиболее рельефно раскрывается сущность и назначение надзора за точным и единообразным исполнением законов в государстве, осуществляемого Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами.
При разработке концепции прокурорского надзора в целом и общего надзора в частности, очевидно, следует исходить из конституционных установлении понятия законности, признаков правового государства. К сожалению, Конституция РФ в ст. 129 не дает определения сущности прокурорского надзора, отсылая по этому поводу к федеральному закону.