Сущность института понятия и принципов законности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 09:12, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - проанализировать правовую сущность института понятия и принципов законности.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- охарактеризовать понятие законности;
- проанализировать понятие принципов законности;
- охарактеризовать принципы законности;
- проанализировать гарантии законности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................................- 3 -
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЗАКОННОСТЬ..........................................................- 5 -
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЗАКОННОСТИ............................... - 12 -
2.1 Принцип единства..................................................................................... - 12 -
2.2 Принцип недопустимости противопоставления законности и
целесообразности.............................................................................................- 14 -
2.3 Презумпция невиновности...........................................................................- 15 -
2.4 Принцип верховенства закона.....................................................................- 17 -
2.5 Принцип защиты прав человека как приоритетной цели законности........- 18 -
2.6 Принцип взаимосвязи законности и культурности......................................- 18 -
2.7 Презумпция невиновности........................................................................- 19 -
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................- 20 -
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........................................- 22 -

Файлы: 1 файл

Курсовая готовая!!!!!!!!.doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................................- 3 -                                                                                                    

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЗАКОННОСТЬ..........................................................- 5 -

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЗАКОННОСТИ............................... - 12 -                                            

2.1  Принцип единства..................................................................................... - 12 -                                                                            

2.2 Принцип недопустимости противопоставления   законности и

 целесообразности.............................................................................................- 14 -

2.3 Презумпция невиновности...........................................................................- 15 -                                                                       

2.4 Принцип верховенства закона.....................................................................- 17 -                                                              

2.5 Принцип защиты прав человека  как приоритетной цели законности........- 18 -   

2.6 Принцип взаимосвязи законности и культурности......................................- 18 - 

2.7 Презумпция невиновности........................................................................- 19 -                     

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................- 20 -                                                                                            

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........................................- 22 -

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 Государство управляется с помощью различных методов и средств - экономических, политических, идеологических, организационных, правовых. Среди последних важнейшее место занимают законность и правопорядок, без которых невозможно обеспечить нормальную жизнедеятельность общества, его граждан. Посредством одной силы этого сделать еще никому не удавалось.

Законы и их соблюдение - древнейший и наиболее цивилизованный способ управления людьми. Сегодня он общепринят во всех развитых демократических странах, в мировом сообществе. Ничего лучшего, более разумного и рационального человечество пока не придумало. Не будь законов, любое общество погрузилось бы во мрак невежества. Законов не было лишь на самых ранних, незрелых стадиях развития истории, когда господствовали простейшие, подчас примитивные формы общежития.

Объективная необходимость законности и правопорядка в современных  российских условиях заключается в  том, что без них невозможно решить стоящие перед обществом и  государством задачи.

 

Цель исследования - проанализировать правовую сущность института понятия и принципов законности.

Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

- охарактеризовать понятие  законности;

- проанализировать понятие  принципов законности;

- охарактеризовать принципы  законности;

- проанализировать гарантии законности.

Объектом исследования выступают правовые отношения, регулирующие функционирование и развитие института понятия и принципов законности.

 

Предметом данного анализа послужила научная и художественная литература, регулирующая правоотношения в области понятия и принципов законности.

 

При проведенном  исследовании были использованы следующие  методы:

-абстрактно-логический (изучение определённого явления  без учёта его несущественных  признаков);

-анализа и синтеза  (в работе был проанализирован массив информации связанный с темой и сделан синтез);

-обобщения информации (сведение поученных данных к  единому общему выводу).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ  ЗАКОННОСТИ

 

Законность — одно из центральных  и, пожалуй, наиболее сложных понятий правоведения. Соответственно существует и множество его трактовок от совпадающих до взаимоисключающих. Разброс мнений, помимо прочего, объясняется тем, что само это явление сильно политизировано и идеологизировано, отражало и отражает устремления различных правящих элит, которые, сменяя друг друга, предавали категории законности нужное, нередко конъюнктурное, содержание и направленность, использовали в своих целях.

Именно поэтому законность, как  никакой другой правовой институт, всегда имела не только чисто теоретическое, но и остро социальное и самое непосредственное практическое значение, ибо от уровня, состояния и понимания законности зависит жизнь и судьба миллионов людей. Об этом красноречиво свидетельствуют трагические страницы истории нашей страны. Субъектами законности являются все без исключения граждане и организации.

Как указывалось выше, законы —  цивилизованное средство управления обществом, проведение государственной политики. Но простое наличие законов, пусть  даже и мудрых, совершенных, еще не ведет к достижению желаемой цели, требуется, что бы эти законы всеми и повсюду соблюдались, исполнялись, давали нужный социальный эффект. Конечно, без законов законность немыслима, но и одних из законов как таковых для нее не достаточно. Законы должны работать.

Профессор М.Н. Марченко полагал, что  для понимания законности как  неотъемлемого качества правовой системы  в целом, особого состояния общественной и государственной жизни, режима функционирования правового    государства    существенное    значение    имеет    содержательная

 

характеристика самих норм права (конституции, законов и подзаконных, включая ведомственные, актов и др. ), их аксиологическая оценка. Содержание законности составляет не само наличное законодательство (пусть даже совершенное с точки зрения юридической техники), а такое законодательство,

которое адекватно воплощает правовые принципы, общечеловеческие идеалы и ценности, насущные потребности и интересы человека, объективные тенденции социального прогресса.

Вот почему законность всегда включает в себя две стороны: наличие качественных, полноценных законов и их реальное претворение в жизнь. В последнем  суть проблемы, ибо обилие законов ни о чем не говорит. Это лишь предпосылка, нормативная база законности. В России сегодня принято не мало хороших, полезных законов, но все дело в том, что они плохо реализуются, оказываются не эффективными на практике. Причины - кризисное состояние общества, низкая правовая культура, юридический нигилизм, высокая преступность, отсутствие материальных ресурсов. Следовательно, необходимо «подтягивать», обеспечивать вторую сторону законности. Именно это должно быть сегодня на первом плане.

В специальной литературе неизменно  подчеркивается многоаспектность понятия  законности, которая «с функциональной точки зрения Н.В. Витрука может быть охарактеризована как принцип построения и функционирования демократического правового государства, как определяемого им требования к деятельности всех властных структур, органов, организаций, учреждений, общественных объединений, их должностных лиц; как метод (средство) осуществления политической власти; как состояние (режим) общественной и государственной жизни».

Безусловно, законность - это и непременный  атрибут демократии, свободы личности, реальности прав человека.

 

Однако, несмотря на всю  свою многогранность, законность имеет  достаточно простое и краткое  определение. Под законностью понимается строгое и неуклонное соблюдение всеми субъектами права существующих в стране законов и основанных на них подзаконных нормативных актов. Ключевым словом здесь выступает соблюдение.

Именно в нем изначальный  смысл и суть рассматриваемого явления  в любой его интерпретации. Нет  соблюдения - нет и законности. С  этим мнением соглашается М.С. Строгович, он полагает, что «сущность законности составляет соблюдение и исполнение именно законов». Из этого по его мнению вытекает «необходимость соблюдения и исполнения подзаконных актов, соответствующих законам, изданным на основе закона, соответствие с законом и в исполнении закона».

Иначе говоря, речь идет о соответствии действий и поступков всех участников общественных отношений требованиям юридических норм. Чем выше степень этого соответствия, тем выше уровень законности, тем она прочнее и устойчивее. Отсюда законность - «это реализующееся право» отмечает С.С. Алексеев. Право, законы - естественная почва законности, ее питательные корни.

Такое понимание законности было преобладающим  в советское время, как впрочем, и раньше. Остается оно в принципе в силе (с различными вариациями) и сейчас, поскольку, повторяем, там, где нет соблюдения законов, там нет и быть не может законности как таковой, ибо в этом случае она утрачивает одно из коренных, главных своих свойств. В свое время профессор Н.Г. Александров предлагал компромиссное решение. Он не ставил в один ряд нарушения закона, допускаемые гражданами и должностными лицами. Законность в широком аспекте, по его мнению, означает «требование соблюдать законы всеми субъектами права». А в узком аспекте, законность означает «соблюдение законов именно должностными лицами государства, т.е. законность, распределяется только на деятельности государственного аппарата».

И, тем не менее, подобное понимание данного явления представляется формально и, в конечном счете, ущербным. Или, по крайней мере, некорректным, так как в нем отсутствует качественный критерии. По существу, предлагается формула: соблюдай и исполняй, не раздумывая.

  А это неприемлемо для свободного демократического общества. Поэтому современная юридическая мысль ищет более адекватное определение законности. Речь должна идти не только о соответствии действий субъектов законам, но и соответствии самих законов объективным потребностям развития общества, гуманистическим принципам.

Как справедливо отмечается в литературе Н.В. Витруком , что « главный недостаток определения законности только через соблюдение законов состоит в том, что оно не затрагивает вопроса о характере самих законов». Между тем законы бывают разные: демократические, справедливые, гуманные или, как принято, теперь говорить, правовые, т.е. соответствующие высшим идеалам права; и законы антидемократические, неправовые, идущие вразрез с интересами народа, противоречащие подлинному праву (например, репрессивные, тоталитарные, дискриминационные, фашистские и т.д.). Получается, что соблюдение и этих законов есть законность. С этим согласиться нельзя.

Кроме того, понятие законности должно распространяться не только на область  действия законов, но и на сферу их создания, т.е. законотворчество, а шире все правотворчество, ибо эти  процессы также подвержены оценке с позиции идей нравственности и законности. Не должны издаваться законы, ущемляющие права человека и гражданина, не соответствующие принципам международных гуманитарных стандартов.

 

Законы призвано уважать, прежде всего, сама власть. В противном случае законность окажется неполной, усеченной, а власть – не правовой. Уже отмечалось, что нет ничего опаснее, чем узаконенное беззаконие. В советское время о негодной практике « насаждение беззакония законодательным путем» отмечал М.С. Строгович. Вообще, законы, право могут использоваться как во благо, так и во вред. История, в том числе российская, знает немало таких примеров, что дало основание И.А. Ильину заметить: «По своему объективному назначению право есть орудие порядка, мира и братства; в осуществлении же оно слишком часто прикрывает собой ложь и насилие, тягание и раздор, бунт и войну».

Таким образом, для раскрытия действительной сущности законности недостаточно лишь одного указания на необходимость соблюдения законов, хотя это и явление одним из главных компонентов; есть и другие немаловажные составляющие. Иными словами, узкое понимание данного явления уже не соответствует современным представлениям о том, какой должна быть законность. Требуется новое ее «прочтение», более глубокое осмысление.

Трудность, однако, состоит в том, что не так - то просто ввести указанные  выше качественные критерии в краткую  дефиницию законности. Ведь если под  законностью понимать соблюдение не любых, а только «правовых» законов, то сразу встает вопрос: а кто и как должен определять правовой закон или не правовой, хороший или плохой. В результате на практике могут возникать ситуации, когда субъект будет действовать по принципу «нравится закон - исполняю, не нравится — не исполняю». Конечно, как раньше, так и теперь были, есть и, по-видимому, будут отдельные акты, не соответствующие или не вполне соответствующие интересам общества, государства. В этом случае, как заметил В.В. Лазарев, «строгое соблюдение» на деле означает «строгое нарушение», т.е. приводит к отрицательным социальным последствиям. Приходится следовать аксиоме: закон нужно уважать, даже если он не идеальный. Ведь несовершенных законов много и это не может служить оправданием для их нарушения. Если исключить из законности «соблюдение», то от нее ничего не останется, кроме высоких слов.

В научной литературе дискутируют  о том, как понимать законодательство только как совокупность законов или же и всех иных нормативных актов. Ясно, что это имеет прямое отношение к законности. Разделяя точку зрения, согласно которой законодательство следует трактовать в широком смысле. В противном случае трудно было бы обеспечить режим законности в обществе. Понятие законности должно охватывать собой соблюдение всех юридических норм, а не какой-то их части. «Выборочный» метод здесь не годится. Иначе содержание законности было бы неоправданно сужено. 

Информация о работе Сущность института понятия и принципов законности