Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 09:12, курсовая работа
Цель исследования - проанализировать правовую сущность института понятия и принципов законности.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- охарактеризовать понятие законности;
- проанализировать понятие принципов законности;
- охарактеризовать принципы законности;
- проанализировать гарантии законности.
ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................................- 3 -
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЗАКОННОСТЬ..........................................................- 5 -
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЗАКОННОСТИ............................... - 12 -
2.1 Принцип единства..................................................................................... - 12 -
2.2 Принцип недопустимости противопоставления законности и
целесообразности.............................................................................................- 14 -
2.3 Презумпция невиновности...........................................................................- 15 -
2.4 Принцип верховенства закона.....................................................................- 17 -
2.5 Принцип защиты прав человека как приоритетной цели законности........- 18 -
2.6 Принцип взаимосвязи законности и культурности......................................- 18 -
2.7 Презумпция невиновности........................................................................- 19 -
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................- 20 -
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........................................- 22 -
Любая дефиниция, будучи относительной, фиксирует не все, а лишь наиболее существенные признаки определяемого явления. Полностью, детально оно может быть раскрыто только путем подробного описания и анализа. А соблюдение законов, независимо от меняющихся условий, есть главное и основное содержание законности. Выходит, без соблюдения нет законности, но и одно только соблюдение не дает полного представления о законности как в сложном социальном явлении. Совершенствование понятия законности необходимо, но оно, на наш взгляд, не должно идти настолько далеко, чтобы отказаться от формулы соблюдения как прочной и непригодной, ибо в этом случае из содержания законности выпадет одна из главных ее составляющих. Тем более, что в нынешних российских условиях речь идет о соблюдении в целом вполне демократических (правовых) законов, исходящих от демократически избираемой власти.
Интерпретация законности как идея, как требования или как воплощения права в законах представляется слишком общей и расплывчатой для дефиниции. Можно сколько угодно требовать соблюдения законов, а законности не будет, что, собственно, и происходит сегодня в России. Эффект дает не требования как таковое, а реальное соблюдение законов. Именно это создает нужный режим и стабильность в обществе.
Поэтому поиск приемлемого, более четкого и вместе с тем достаточно полного (адекватного) определения законности должен быть продолжен, как и осмысление проблемы в целом. Разумеется, коллективными условиями. Перед нами сложный политико-правовой феномен, затрагивающий интересы всех и каждого в отдельности и требующий вдумчивого анализа.
Состояние законности в современной России, мягко говоря, оставляет желать лучшего. По сути, она находится в глубоком затяжном кризисе. Законы не уважают и не соблюдают даже Конституцию. Процветает правовой нигилизм, переходящий во многих случаях в беспредел. Много нарушений допускается в самой правоохранительной системе, особенно в органах полиции, где само слово «законность» почти выпало из их служебного лексикона. В этих условиях кардинальное укрепление законности и правопорядка, борьба с преступностью, коррупцией, становится первостепенной и неотложной задачей, от решения которой зависит судьба многих других проблем. В местах лишения свободы находятся около миллиона человек, и по данному «показателю» наша страна, к сожалению, держится на первом месте в мире. Видимо, имея в виду это обстоятельство, Министр юстиции РФ недавно публично назвал Россию «тюремным государством».
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЗАКОННОСТИ
Под принципами законности понимаются исходные, основополагающие начала, характеризующие данное явление как с внутренней, так с внешней стороны. В принципах раскрываются социальное и функциональное назначение законности, ее сущность, роль и место в обществе, связь с другими категориями (правом, политикой, культурой и т.д.).К основным принципам законности относятся следующие
2.1 Принцип единства.
Этот принцип направлен на эффективное противодействие местничеству, ведомственности, региональному влиянию. Законность, если видеть в ней прежде всего соблюдение законов, должна быть единой и одинаковой для всех и на всей территории страны. Она не может быть разной для разных зон «калужской» или «казанской», а только единой всероссийской. Законность – «не земледелие».
Соответственно и прокуратура, призванная осуществлять надзор за единообразным пониманием и соблюдением законности, должна иметь централизованное подчинение и не зависеть от местных властей. Для законности как единого общегосударственного режима не имеют значения местные условия, специфика, различия, ибо такие особенности, традиции учитываются в самих законах и иных нормативно-правовых актах, издаваемых субъектами Федерации. Требования же законности одинаковы.
Проблема единства законности
особенно обострилась в связи
с ростом в последнее время
регионального сепаратизма,
К сожалению, сегодня в России
фактически нет единой
Вместо этого устанавливаются
разного рода цензы (оседлости,
В тоже время единство
Именно на это направлены
2.2 Принцип недопустимости противопоставления законности и
целесообразности.
В процессе соблюдения, исполнения и применения законов очень важно не допускать подмены законности и целесообразностью. Высшая государственная целесообразность заключена в самом законе, поскольку он принят и действует. Если же исполнители, каждый по-своему, будут оценивать закон с точки зрения его целесообразности или нецелесообразности, нужности или ненужности, выгодности или невыгодности и, следовательно, решать вопрос – руководствоваться им или не руководствоваться, то никакого порядка в обществе установить невозможно.
Существует презумпция
(идеологической, политической, прагматической) недопустимо. Равно как и
исходить из «здравого смысла», «особых обстоятельств», « скрытых
полномочии», «духа и буквы» закона, «ради дела» и т.д. В свое время
принимались в расчет, прежде всего «революционного» или «классовая»
целесообразность, позже – «социалистическая».
Если же закон устарел, отстал от
жизни или просто оказался неудачным,
несовершенным, его надо отменить, изменить,
поправить в установленном
«Российская практика последних лет знает не мало случаев, когда законность отступала на второй план перед политической и иной целесообразностью. Особенно это было заметно на начальном этапе реформ, в процессе форсированной приватизации, во время проведения первой «чеченской компании», во взаимоотношениях центральной власти и субъектов Федерации», отмечал Н.И.Матузов. Подобные аномалии встречаются и сейчас. Вообще, чиновники всех рангов обычно руководствуются в своих действиях, прежде всего соображениями пользы, выгоды, удобства, а не интересами государства.
Целесообразность допустима
Но это – разрешенная
2.3 Принцип неотвратимости наказания за нарушение законности.
Давно подмечено, что соблюдение законов, а стало быть, и законности обеспечивается не столько суровостью наказания, сколько его неотвратимостью. Последнее гораздо важнее, чем правовое. Закон должен быть не суровым, а результативным. «Мир еще никогда не удавалось ни исправить, не устрашить одним наказанием».
Именно это и происходит
Но этого нет. Напротив, социологические
опросы среди осужденных, что
каждый четвертый из них,
Истины старые, но выводы из
них делаются не всегда верные
и своевременные. Даже
противоправное деяние.
2.4 Принцип верховенства закона.
Важнейшей чертой любого демократического
правового государства является
безусловный приоритет закона над
всеми иными нормативно-
Верховенство закона
К сожалению, в современной
российской практике очень
ведомственного
Нарушение принципа
требующих безотлагательного
решения. Без этого условие
правового государства
в России может быть
Информация о работе Сущность института понятия и принципов законности