Сущность института понятия и принципов законности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 09:12, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - проанализировать правовую сущность института понятия и принципов законности.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- охарактеризовать понятие законности;
- проанализировать понятие принципов законности;
- охарактеризовать принципы законности;
- проанализировать гарантии законности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................................- 3 -
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЗАКОННОСТЬ..........................................................- 5 -
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЗАКОННОСТИ............................... - 12 -
2.1 Принцип единства..................................................................................... - 12 -
2.2 Принцип недопустимости противопоставления законности и
целесообразности.............................................................................................- 14 -
2.3 Презумпция невиновности...........................................................................- 15 -
2.4 Принцип верховенства закона.....................................................................- 17 -
2.5 Принцип защиты прав человека как приоритетной цели законности........- 18 -
2.6 Принцип взаимосвязи законности и культурности......................................- 18 -
2.7 Презумпция невиновности........................................................................- 19 -
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................- 20 -
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........................................- 22 -

Файлы: 1 файл

Курсовая готовая!!!!!!!!.doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)

Любая дефиниция, будучи относительной, фиксирует не все, а лишь наиболее существенные признаки определяемого  явления. Полностью, детально оно может  быть раскрыто только путем подробного описания и анализа. А соблюдение законов, независимо от меняющихся условий, есть главное и основное содержание законности. Выходит, без соблюдения нет законности, но и одно только соблюдение не дает полного представления о законности как в сложном социальном явлении. Совершенствование понятия законности необходимо, но оно, на наш взгляд, не должно идти настолько далеко, чтобы отказаться от формулы соблюдения как прочной и непригодной, ибо в этом случае из содержания законности выпадет одна из главных ее составляющих. Тем более, что в нынешних российских условиях речь идет о соблюдении в целом вполне демократических (правовых) законов, исходящих от демократически избираемой власти.

Интерпретация законности как идея, как требования или как воплощения права в законах представляется слишком общей и расплывчатой для дефиниции. Можно сколько угодно требовать соблюдения законов, а законности не будет, что, собственно, и происходит сегодня в России. Эффект дает не требования как таковое, а реальное соблюдение законов. Именно это создает нужный режим и стабильность в обществе.

Поэтому поиск приемлемого, более  четкого и вместе с тем достаточно полного (адекватного) определения  законности должен быть продолжен, как  и осмысление проблемы в целом. Разумеется, коллективными условиями. Перед нами сложный политико-правовой феномен, затрагивающий интересы всех и каждого в отдельности и требующий вдумчивого анализа.

Состояние законности в современной  России, мягко говоря, оставляет  желать лучшего. По сути, она находится в глубоком затяжном кризисе. Законы не уважают и не соблюдают даже Конституцию. Процветает правовой нигилизм, переходящий во многих случаях в беспредел. Много нарушений допускается в самой правоохранительной системе, особенно в органах  полиции, где само слово «законность» почти выпало из их служебного    лексикона.    В    этих    условиях    кардинальное    укрепление законности и правопорядка, борьба с преступностью, коррупцией, становится первостепенной и неотложной задачей, от решения которой зависит судьба многих других проблем. В местах лишения свободы находятся около миллиона человек, и по данному «показателю» наша страна, к сожалению, держится на первом месте в мире. Видимо, имея в виду это обстоятельство, Министр юстиции РФ недавно публично назвал Россию «тюремным государством».

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЗАКОННОСТИ

 

   Под принципами законности понимаются исходные, основополагающие начала, характеризующие данное явление как с внутренней, так с внешней стороны. В принципах раскрываются социальное и функциональное назначение законности, ее сущность, роль и место в обществе, связь с другими категориями (правом, политикой, культурой и т.д.).К основным принципам законности относятся следующие

2.1 Принцип единства.

Этот принцип направлен на эффективное противодействие местничеству, ведомственности, региональному влиянию. Законность, если видеть в ней прежде всего соблюдение законов, должна быть единой и одинаковой для всех и на всей территории страны. Она не может быть разной для разных зон «калужской» или «казанской», а только единой всероссийской. Законность – «не земледелие».

Соответственно и прокуратура, призванная осуществлять надзор за единообразным  пониманием и соблюдением законности, должна иметь централизованное подчинение и не зависеть от местных властей. Для законности как единого общегосударственного режима не имеют значения местные условия, специфика, различия, ибо такие особенности, традиции учитываются в самих законах и иных нормативно-правовых актах, издаваемых субъектами Федерации. Требования же законности одинаковы.

         Проблема единства законности  особенно обострилась в связи  с ростом в последнее время  регионального сепаратизма, противостояния, одностороннего понимания самостоятельности,  настроений неподчиненности центру. Для определения этих негативных тенденций как раз и нужна твердая общефедеральная законность, способная обеспечить единое правовое пространство, равную защиту прав и свобод человека, соблюдение Конституции РФ, целостность государства.

         К сожалению, сегодня в России  фактически нет единой законности, общеюридическое право размыто,  на местах издают законы и  другие нормативно-правовые акты, противоречащие федеральному законодательству. Нарушаются конституционные основы  построения правовой системы, правового регулирования, рвутся экономические и культурные связи.

         Вместо этого устанавливаются  разного рода цензы (оседлости,  грамотности, языка, местожительства,  гражданства), принимаются решения   по вопросам исключительной компетенции центра. Появились многочисленные «разновидности» местной законности. Между тем понимание и применение законов не терпит разнобоя, самодеятельности. При всем разнообразии законов и других правовых актов, несхожести местных условий законность должна быть одна. Недопустимо, чтобы каждый регион, город, а тем более каждое предприятие имели «свою» (областную, заводскую, республиканскую) законность.

         В тоже время единство законности  не должно вести к ранжированию  и шаблонизации в правотворческой и правоприменительной деятельности, бюрократическому централизму, сковывать инициативу мест. Речь идет о том, чтобы субъекты Федерации, проявляя разумную инициативу и учитывая своеобразие своих условий, соблюдали общие «правила игры», Конституции РФ, ущемляли права граждан, интересы государства. Такой подход вполне демократичен и оправдан.

         Именно на это направлены последние  инициативы нового Президента  России, связанные с реорганизацией  государственной власти в стране ( изменение порядка формирования Совета Федерации, образование системы федеральных территориальных округов, создание механизма отстранение региональных лидеров от должности за нарушения законов и т.д.). Все эти меры призваны укрепить единство российской государственности, предотвратить ее распад, повысить управляемость, переломить опасные сепаратистские тенденции  и волюнтаризм на местах, утвердить обязательную для всех законности и порядок.

 

2.2 Принцип недопустимости противопоставления законности и

  целесообразности.

В процессе соблюдения, исполнения и применения законов очень важно не допускать подмены законности и целесообразностью. Высшая государственная целесообразность заключена в самом законе, поскольку он принят и действует. Если же исполнители, каждый по-своему, будут оценивать закон с точки зрения его целесообразности или нецелесообразности, нужности или ненужности, выгодности или невыгодности и, следовательно, решать вопрос – руководствоваться им или не руководствоваться, то никакого порядка в обществе установить невозможно.

         Существует презумпция целесообразности  закона. Не целесообразных законов  в принципе не должно быть. Поэтому брать под сомнение  закон по соображениям личной  или какой-либо иной заинтересованности 

(идеологической, политической, прагматической) недопустимо. Равно как и

исходить из «здравого  смысла», «особых обстоятельств», «  скрытых

 полномочии», «духа  и буквы» закона, «ради дела»  и т.д. В свое время 

принимались в расчет, прежде всего «революционного» или «классовая»

целесообразность, позже – «социалистическая».

Если же закон устарел, отстал от жизни или просто оказался неудачным, несовершенным, его надо отменить, изменить, поправить в установленном порядке, а не обходить, не нарушать, не поступать  по своему разумению. Очень важна  здесь роль юридической науки, которая призвана вовремя подмечать такие несоответствия, коллизии и вносить в официальные органы обоснованные предложения и рекомендации, «исправлять» закон не может отдельно взятый гражданин или организация.

         «Российская практика последних лет знает не мало случаев, когда законность отступала на второй план перед политической и иной целесообразностью. Особенно это было заметно на начальном этапе реформ, в процессе форсированной приватизации, во время проведения первой «чеченской компании», во взаимоотношениях центральной власти и субъектов Федерации», отмечал Н.И.Матузов. Подобные аномалии встречаются и сейчас. Вообще, чиновники всех рангов  обычно руководствуются в своих действиях, прежде всего соображениями пользы, выгоды, удобства, а не интересами государства.

         Целесообразность допустима лишь  в рамках самого закона, который  во многих случаях предоставляет  такую возможность, например, при  назначении альтернативных мер  наказаний, условно-досрочном освобождении, возбуждении уголовного дела и т.д. В гражданском праве есть немало диспозитивных норм, которые предполагают выбор субъектом того или иного варианта поведения, исходя из личной целесообразности.

         Но это – разрешенная целесообразность, не имеющая ничего общего с ее противопоставлением законности. Именно такого одно из обязательных условий построения правового государства. Строгое следование закону полезно и целесообразно.

 

2.3 Принцип неотвратимости наказания за нарушение законности.

Давно подмечено, что соблюдение законов, а стало быть, и законности обеспечивается не столько суровостью наказания, сколько его неотвратимостью. Последнее гораздо важнее, чем правовое. Закон должен быть не суровым, а результативным. «Мир еще никогда не удавалось ни исправить, не устрашить одним наказанием».

 

         Именно это и происходит сейчас  в нашей жизни. Российское законодательство  предусматривает смертную казнь  или же пожизненное заключение  за убийства и другие тяжкие  преступления. Однако преступность  не сокращается, а растет, в том числе увеличивается количество убийств. Раскрываемость правонарушений низкая. Было бы намного эффективнее для утверждения  в стране законности ясно сознавал, что его деяние в любом случае не останется безнаказанным, что кары, возмездия ему не миновать.

         Но этого нет. Напротив, социологические  опросы среди осужденных, что  каждый четвертый из них, задумывая  и совершая преступление, верил,  что он не будет пойман и  наказан. Вот почему еще Цицерон  заметил: «Величайшим поощрением  преступления является безнаказанность». Ничто так не укрепляет законность и порядок, как требовательность и взыскательность.

         Истины старые, но выводы из  них делаются не всегда верные  и своевременные. Даже общественное  мнение придерживается взгляда,  что главная причина преступности кроется в мягкости (либеральности) наших законов. Стоит их ужесточить, как со злом будет покончено. Свыше 80% населения в России и других странах выступают за сохранение смертной казни. В некоторых мусульманских государствах до сих пор практикуются такие виды наказания, как отсечение руки, ноги, головы. Но преступность там сохраняется. Значит, дело не в жесткости, а в чем-то другом. К числу этих других мер относится, в частности, неотвратимость ответственности, за любое

противоправное деяние.

 

 

 

 

 

2.4 Принцип  верховенства закона.

Важнейшей чертой любого демократического правового государства является безусловный приоритет закона над  всеми иными нормативно-правовыми  актами, носящими подзаконный, т.е. подчиненный  по отношению к закону, характеру. Последние должны издаваться только на основе и в соответствии с законом, в его развитие, конкретизацию. Данное положение – непременное условие подлинной, а не декларируемой законности, элемента политико-правовой культуры общества. Никому не надо право стоять над законом, уходить из-под его воздействия

         Верховенство закона объясняется  тем, что является прямым выражением воли народа, единственного источника власти, имеет высшую юридическую силу, принимается в особом порядке и только законодательными (представительными) органами. Ни один монарх, царь, король, президент не в праве, как уже говорилось, издавать законы. Особое место среди законов занимает Конституция как основной закон государства. Строгое следование этому основополагающему акту составляет конституционную законность.

         К сожалению, в современной  российской практике очень часто  президентские указы, правительственные  постановления, региональные акты  не только противоречат законам,  но нередко подменяют их или  сводят на нет. Из подзаконных они как бы превращаются в «надзаконные», что неизбежно сзывается на состояние законности в стране. То же самое касается

ведомственного правотворчества.

         Нарушение принципа верховенства  закона, иерархии нормативных актов,  игнорировано конституционных положений – одна из острых проблем,

требующих безотлагательного  решения. Без этого условие строительство

 правового государства  в России может быть замедленно.

Информация о работе Сущность института понятия и принципов законности