Сущность конституций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 22:27, реферат

Описание работы

Конституция в любом государстве это правовой акт высшей юридической силы, основной закон, своеобразный признак государственности и, в известном смысле, общества в целом. Конституция выступает юридическим фундаментом государственной и общественной жизни, главным источником национальной системы права, гарантом законности, правопорядка и стабильности институтов власти.
Конституция демократического государства закрепляет суверенитет народа, основы социально-политического строя, права и свободы человека и гражданина, форму государственного устройства, механизм реализации власти.

Файлы: 1 файл

курсоваЯ.docx

— 48.86 Кб (Скачать файл)

Конечно, если под идеологией по-старому понимать лишь классовую идеологию, т.е. выражение интересов и идеалов только одного класса, то демократическая конституция может и не должна быть ее воплощением, ибо призвана базироваться на учете интересов общества в целом, выражать баланс интересов различных общественно-политических сил. Ценности, принципы и нормы современной демократии и цивилизации, на которые опираются конституционные основы демократической страны, действительно имеют внеклассовый или надклассовый характер. Но выражение и отстаивание этих ценностей, интересов и идеалов — это тоже идеология, идеология современной демократии, гуманизма и цивилизации. Другое дело, что идеология бывает разной и способна играть различную роль в жизни общества и в конституционном праве. Но от этого практически любая современная демократическая конституция не перестает быть в той или иной мере и идеологическим документом. Даже закрепление в такой конституции принципа идеологического плюрализма — это не что иное, как воплощение идеологии демократии. А во многих мусульманских странах их конституции — выражение идеологии ислама. Надо признать, что конституция — «необходимое условие для выражения любой идеологии».

 

 

 

 Структура и содержание конституции

 

Самая общая структура конституций обычно включает: преамбулу (введение); основную часть; заключительные, переходные и дополнительные положения; а иногда и приложения.

Преамбула, имеющаяся в большинстве конституций, чаще всего в торжественно-декларативной форме отражает причины, принципы, цели и исторические условия принятия конституции, важнейшие нравственные начала государственной политики и др. Положения преамбулы несут большую политическую и идеологическую нагрузку, но, как правило, непосредственно не имеют юридической силы, если только не включают в себя (в порядке исключения из общего правила) положений нормативного характера (например, провозглашение прав и свобод граждан в действующей преамбуле Конституции Франции 1946 г.). Другое дело, что текст преамбулы имеет важное нормативное значение для юридического толкования и применения других установлений конституции. В ряде кодифицированных конституций преамбула отсутствует (Италия, Бельгия, Нидерланды, Греция, Норвегия, Египет, Малайзия и др.).

Основную часть конституции чаще всего составляют: общие нормы, характеризующие важнейшие основы общественного и государственного строя; нормы об основных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина; нормы о политико-территориальном устройстве государства (особенно федеративного); нормы о системе и статусе государственных органов и взаимоотношениях между ними; нормы о местном самоуправлении; нормы об избирательной системе; нормы о государственной символике и порядке изменения конституции.

Хотя в большинстве конституций ее основная часть начинается с общего, вводного раздела, в ряде конституций (например, конституциях ФРГ, Нидерландов и др.) таких разделов нет, и они начинаются сразу с раздела об основных правах человека и гражданина. Некоторые конституции начинают свою основную часть с других разделов. Конституция Бельгии, например, — с раздела о политико-территориальном устройстве страны — «О Бельгийской федерации, ее составных частях и территории». Расположение и наименование глав внутри разделов, посвященных организации и деятельности органов государственной власти, во многом определяется принятой формой правления. Ясно, например, что в конституциях монархических стран этот раздел не только по структуре, но и по содержанию будет существенно отличаться от конституций стран, избравших республиканскую форму правления. Конституция Японии даже начинается с главы «Император». В рамках конституций стран республиканской формы правления расположение глав в данном разделе чаще всего зависит от того, идет ли речь о президентской или парламентской республике: В-первых вначале обычно дается глава о президенте (Франция, Россия, Конго, Казахстан и др.), а во-вторых, глава о парламенте (Италия, Чехия, Болгария и др.).

Заключительные, положения содержат обычно самые разнообразные, разнохарактерные и разномасштабные нормы. Обычно ими устанавливается порядок вступления конституции в силу. Если это не урегулировано в основной части, то помещают нормы о порядке изменения конституции или о государственной символике.

Переходные положения определяют сроки вступления в действие отдельных конституционных норм, которые не могут быть реализованы сразу, порядок и сроки замены прежних конституционных институтов новыми. Нормы, содержащиеся в переходных положениях, обозначаются не в виде статей, как сделано в основной части конституции, а виде параграфов, с тем, чтобы показать их специфический характер. Они также представляют собой неотъемлемую часть конституции и очень важны для правоприменителя потому, что указывают, с какого времени подлежит применению та или иная конституционная норма. Подчас в переходных положениях устанавливаются сроки для издания законов, к которым отсылает конституция, либо вообще для приведения законодательства в соответствие с конституцией.

Дополнительные положения конституции также обычно оформляются иначе, чем основная часть, и содержат толковательные нормы, отдельные исключения из правил, установленных конституцией регулирование отдельных частных вопросов.

Что касается приложений, то они также весьма неодинаковы как по содержанию, так и по значению. Так, Конституция Индии 1950 г. имеет десяток приложений, которые, по сути дела, являются конкретизацией соответствующих статей основной части конституции.

Содержание конституции. Различное соотношение социально политических сил обусловливает не одинаковое социальное содержание конституции. Это конкретизация социальной сущности конституции. Социальное содержание богаче сущности, так как отражает необходимое (основы общественного и государственного строя) и случайное, несущественное (национально-социалистические особенности отдельной страны (группы стран) в рамках однотипного общественного и государственного строя. Конституции Японии и Пакистана одинаковы по своей сущности, но различны по социальному содержанию, ибо в обществе доминируют разные социально политические силы, определяющие развитие страны.

Структура и содержание конституций по своей структуре и содержанию конкретные конституции чрезвычайно разнообразны, что отражает многообразные особенности исторического, политического, социально-экономического, этнического, конфессионального и иного развития соответствующей страны. Не оставались неизменными структура и содержание конституций и на различных этапах истории мира в целом и отдельных стран. Претерпевают они эволюцию и на современном этапе общественного развития. Но при всем этом здесь можно и нужно выделить то общее, что обычно составляет области и объекты конституционного регулирования и тем самым основную структуру и основное содержание конституций. Конечно, в каждой конкретной конституции той или иной страны может и отсутствовать какой-то компонент или ряд компонентов такой общей и основной структуры или содержания. Форма и степень отражения одного и того же элемента такой структуры и содержания также могут быть далеко не одинаковыми. Это, однако, не может служить препятствием для выделения наиболее типичного в структуре и содержании конституций и их эволюции. Хотя среди ученых и специалистов-практиков в мире нет единого мнения по вопросам оптимальной структуры и содержания конституции, современная демократическая конституционная теория выработала определенные общие требования к ним как отражению и конкретизации сущности этих конституций.

На ранних стадиях исторического развития конституционализма содержание и структура конституций были достаточно узкими и охватывали преимущественно три основных блока проблем:

а) личные и отчасти политические права и свободы человека и гражданина;

б) организация и деятельность высших органов государственной власти;

в) политико-территориальное устройство страны.

Позднее, во второй половине прошлого века в конституции стали включаться нормы, регулирующие внешнеполитическую деятельность государств.

В XX в., особенно во второй его половине, в связи с существенно возросшей экономической и социальной ролью государства в сферу конституционного регулирования включаются все новые области общественных отношений, прежде всего социального, экономического и общественно-политического характера, а также международных отношений. Наряду с этим значительно расширяются и конкретизируются права и свободы человека и гражданина, особенно экономические, социальные и культурные. Важное место занимают вопросы экологической безопасности. В области организации и деятельности органов государственной власти в целом обнаруживается тенденция усиления исполнительной власти и повышения ее устойчивости, известного ограничения полномочий парламента, регулирования института конституционного контроля (надзора). За последние десятилетия в конституционном законодательстве особое место нашли положения, связанные с обеспечением мира и международной безопасности, а также с региональной интеграцией, особенно европейской, усилилось внимание к вопросам внешней политики и международных отношений.

Сегодня, говоря обобщенно, структуру и основное юридическое содержание конституций составляют нормы, закрепляющие:

а) основы общественного строя;

б) основы государственного строя;

в) основные права, свободы и обязанности личности;

г) систему органов государственной власти, их статус и основы механизма их деятельности и взаимодействия;

д) основы избирательной системы;

е) основы местного управления и самоуправления.

Специалисты по-разному и даже противоположно решают принципиальные вопросы структуры и содержания конституций. Так, по вопросу о масштабах и характере вмешательства государства в различные сферы общественной жизни одни высказываются за резкое сужение сферы конституционного регулирования, а другие, наоборот, выступают за ее всемерное расширение. Практика, однако, показывает, что необходимо избегать обеих этих крайностей. Не только всепроникающее и всепоглощающее государственное руководство обществом, характерное для тоталитарных систем, но и необоснованный, неподготовленный, преждевременный отказ от конституционного регулирования основ экономической, социальной и политической структур общества способны нанести большой вред. Конечно, в различных условиях разных стран этот вопрос не может и не должен решаться по шаблону, однозначно. Но в целом сегодня эти вопросы остаются в сфере конституционного регулирования. При этом важно отметить, что в развитых демократических странах речь идет о конституционном закреплении лишь принципиальных основ в данных областях. Это отнюдь не мешает формированию или развитию гражданского общества в этих странах. Можно предполагать, что и в других странах, по мере формирования и утверждения такого общества и создания других необходимых предпосылок, сфера конституционного регулирования этих вопросов будет сужаться.

Содержание конституций (если они выражены в форме единых кодифицированных документов) определенным образом структурируется и получает свое выражение в структуре конституции, т.е. в принятом порядке их организационного построения, внутреннего согласования и расположения разделов, глав, статей и т.д. Не только в содержании, но и в структуре конституции отражается общий замысел законодателя и глубинный смысл данного основного закона. Так, выдвижение на первый план в структуре многих современных конституций раздела, посвященного политико-правовому статусу личности, несомненно, отразило возрастание роли и значения, гуманистических начал в жизни демократического общества и в его правовой системе. Тем более что в конституциях авторитарных и тоталитарных стран этот раздел обычно либо вообще отсутствовал, либо был достаточно куцым и относился в конец текста. Другой пример: в Конституции Франции 1958 г. главу о президенте и правительстве поставили перед главой о парламенте, что несомненно, должно было отразить переход от парламентской к президентской форме правления и усиление роли исполнительной власти в стране. Аналогичное заключение можно сделать и из факта помещения главы о Президенте РФ в Конституции РФ 1993 г. перед главой о Федеральном Собрании.

 

 

 Понятие и юридические свойства конституции. 
 
Конституцию как нормативный правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в правовой системе современного демократического государства, от всех других правовых актов традиционно отличают следующие черты: 
 
1)     Особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она принимается; 
 
2)     Учредительный, первичный характер конституционных установлений; 
 
3)     Всеохватывающий характер конституционной регламентации, т.е. тех сфер общественных отношений, воздействие на которые она распространяет; 
 
4)     Особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, порядок принятия, внесения поправок, специфические формы охраны и др. 
 
Рассмотрим эти черты. 
 
1.      Конституция в современном значении этого понятия является актом, который, как правило, принимается народом или от имени народа. 
 
Эта сущностная черта конституции и поныне признается доминирующей в конституционной теории и практике. Неслучайно конституции большинства демократических государств мира начинаются словами: «Мы, народ… принимаем (провозглашаем, учреждаем и т.п.) настоящую конституцию». 
 
В Конституции РФ 1993 г. Рассматриваемая черта отражена наиболее последовательно по сравнению со всеми предшествующими Конституциями. В ее преамбуле сказано: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации… принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». Причем это первая во всей российской истории Конституция, которая принята действительно народом (а не от имени народа) путем всенародного голосования. 
 
2.      Особенность субъекта, принимающего конституцию, обуславливает и вторую сущностную черту конституции – ее  учредительный характер. Поскольку народ в демократическом государстве признается носителем суверенитета и единственным источником власти, только он обладает и ее высшим проявлением - учредительной властью. В содержание последней вкладывается именно право принемать конституцию и посредством ее учреждать те основы общественного и государственного устройства, которые выбирает для себя данный народ. Только учредительная власть может изменить, в том числе и самым радикальным образом, основы устройства общества и государства. 
 
Вся история конституционного развития как нашей страны, так и зарубежных стран служит тому подтверждением. Через конституции получали легитимность принципиальные изменения всего общественного строя. Такую роль, в частности, сыграли Конституция РСФСР 1918 г., Конституция Российской Федерации 1993 г. 
 
Учредительная природа конституции проявляется и в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, являются первичными. Это означает, что для установления положений конституции не существует никаких правовых ограничений. Не может быть такой правовой нормы, которая не могла быть включена в конституцию по признаку того, что она не соответствует какому-либо правовому акту данного государства. Так, законы в Российской Федерации не могут противоречить ее Конституции. Указы Президента РФ не должны противоречить Конституции и федеральным законам, постановления Правительства не могут противоречить Конституции, федеральным законам, указам Президента. У Конституции РФ нет такого юридического «потолка». 
 
3.      Важной чертой, характеризующей конституцию, является особый предмет конституционного регулирования, т.е. специфика того слоя общественных отношений, на которые она воздействует.        
 
Конституционное регулирование отличается всеохватывающим характером, чего не имеет никакой другой нормативный правовой акт. Конституция затрагивает все сферы жизни общества – политическую, экономическую, социальную, духовную и другие, либо регулируя в этих сферах в соответствии с предметом конституционного права базовые, фундаментальные, общественные отношения, либо подвергая их своему воздействию в полной мере. 
 
4.      Конституцию отличают и особые юридические свойства. 
 
Они производны от перечисленных выше сущностных черт конституции и выражаются: 
 
- в верховенстве конституции; 
 
- в ее высшей юридической силе; 
 
- в ее роли как ядра правовой системы государства и системы права; 
 
- в особой охране конституции; 
 
- в особом порядке принятия и пересмотра конституции, внесения в нее поправок. 
 
Эти юридические свойства последовательно отражены в Конституции РФ 1993г. 
 
1.      В ней впервые в истории страны получил закрепление принцип верховенства Конституции РФ. Ни в одной из прежних конституций России такого положения не содержалось. Не закреплялось верховенство и Конституции СССР.  
 
2.      В ст. 15 Конституции РФ закрепляется, что Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Это юридическое свойство Конституции имеет иное содержание, чем принцип ее верховенства. 
 
3.      Конституция 1993 г. Является ядром правовой системы России. Принципы и положения Конституции играют направляющую роль для всей системы права и системы законодательства. Причем определяющее значение Конституции в указанном плане проявляется как в ее содержательном воздействии на основные принципы, заложенные во всем текущем законодательстве, так и в ее роли, связанной с установлением формы права.  
 
4.      К юридическим свойствам Конституции РФ относится ее особая охрана, в которой задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах. 
 
Статья 80 Конституции закрепляет, что Президент России является ее гарантом. В своей присяге он обязуется соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации (ст. 82). 
 
5.      Конституцию РФ отличает и особый, усложненный порядок ее пересмотра и внесения в нее поправок. 
 
Рассмотрев основные признаки понятия конституции, можно сделать общий вывод: конституция представляет собой единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативный правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекта государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности  человека и гражданина. Этим признакам общего понятия конституции отвечает и действующая Конституция РФ. 
 
               Личные права и свободы гражданина России 
 
Конституция Российской Федерации 1993 г. Закрепила систему личных прав и свобод в полном соответствии с основополагающими международными документами, регулирующими права и свободы человека и гражданина, такими как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. 
 
Личные права направлены на защиту охраны человеческой жизни, свободы, достоинства. Большинство личных прав и свобод являются неотъемлемыми и не подлежащими ограничению. К личным правам и свободам относятся:  
 
- Право на жизнь, (ст. 20 КРФ) 
 
- Достоинство личности, ( ст. 21 КРФ) 
 
- Право на свободу и личную неприкосновенность, ( ст. 22 КРФ)  
 
- Право на частную жизнь, ( ст. 23 КРФ) 
 
- Неприкосновенность жилища, ( ст. 25 КРФ) 
 
- Национальная принадлежность, ( ст. 26 КРФ) 
 
- Свобода передвижений и места жительства, ( ст. 27 КРФ; Закон РФ от 25.06.1993 г. ( с измен. на 18.07.2006 г.) « О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ») 
 
- Свобода совести и вероисповедания, (ст. 28 КРФ; ФЗ от 26.09.1997 г. №125 – ФЗ « О свободе совести и религиозных объединениях») 
 
- Свобода мысли и слова, ( ст. 29 КРФ) 
 
Право на жизнь было впервые закреплено в Декларации независимости США 1776 г. В нашей стране право на жизнь впервые было закреплено в Декларации прав и свобод человека и гражданина, которая была принята Верховным Советом РФ в 1991 г. И позже – Конституцией Российской Федерации 1993 г. Право на жизнь предполагает проведение государством миролюбивой международной политики, по возможности, разрешение международных конфликтов путем мирных переговоров. 
 
Государство обязано организовать борьбу с преступностью. 
 
Гарантиями права на жизнь являются наличие системы здравоохранения, охраны от несчастных случаев на производстве, профилактики дорожно-транспортных происшествий. 
 
Право на защиту достоинства личности означает, что не допустимо унижать человеческое достоинство, подвергать человека пыткам, насилию, другому жесткому обращению или наказанию. Эти нормы Конституции соответствуют положениям международного права ( Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1975 г., Конвенция против пыток и других бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.) 
 
Неприкосновенность личности включает в себя несколько элементов: физическую, нравственно-психологическую, частной и семейной и семейной жизни. 
 
Содержание физической неприкосновенности сводится к тому, что лицо вправе совершать любые действия, не противоречащие закону. При этом его свобода не должна подвергаться ограничению. В соответствии с нормами Конституции ограничения свободы личности ( арест, заключение под стражу, содержание под стражей) возможны только на основании судебного решения. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. 
 
Нравственно-психологическая неприкосновенность тесно связана с правом на защиту чести и достоинства личности, а также с законодательным запрещением на применение к человеку угроз, шантажа, вымогательств.   
 
Под частной жизнью понимаются бытовые, личные, интимные отношения. Право лишь в самых общих чертах может регулировать взаимоотношения между людьми в сфере личной жизни. Право человека на частную жизнь предполагает недопустимость вмешательства государства в эту сферу.  
 
Тайну частной жизни составляют также: 
 
- врачебная ( медицинская) 
 
- адвокатская и нотариальная 
 
- тайна денежных вкладов ( банковская) 
 
- тайна усыновления 
 
- тайна голосования 
 
- тайна страхования 
 
- тайна исповеди 
 
Право на неприкосновенность жилища закреплена в Конституции РФ. В соответствии с Конституцией РФ жилище – это не только место постоянного жительства, но и место временного пребывания ( гостиница, больница и пр.). Доступ в жилище посторонних лиц возможен лишь с согласия лиц, в нем проживающих. Однако действующим законодательством ( Законом «Об оперативно-розыскной деятельности», Законом О чрезвычайном положении» и т. д.) определены случаи, когда возможно проникновение в жилище против воли проживающих в нем лиц. Проникновение в жилище без согласия лиц, проживающих в нем, возможно также на основании судебного решения. Нарушение неприкосновенности жилища является преступлением. 
 
Право свободного передвижения означает не только беспрепятственное перемещение по территории Российской Федерации, но и право любого лица свободно выезжать за пределы РФ и также свободно возвращаться в РФ. 
 
Право на свободу совести и свободу вероисповедания понимается право человека свободно и самостоятельно решить вопрос об отношении к религии. Человек вправе быть атеистом или верить в Бога.  Свобода вероисповедания означает право человека на выбор религиозного учения.  
 
Свобода мысли тесно связана со свободой слова. Свобода слова означает, что человек может свободно высказывать свои мысли, сделать их достоянием других. В части 2 статьи 29 Конституции указано, что свобода мысли и слова несовместимы с пропагандой или агитацией, направленной на разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти и вражды. В законе РФ «О государственной тайне» от 6 октября 1997 г. Определен перечень сведений, составляющих государственную тайну. Эти сведения не подлежат разглашению в печати и других средствах массовой информации. 

Информация о работе Сущность конституций