Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 22:27, реферат
Конституция в любом государстве это правовой акт высшей юридической силы, основной закон, своеобразный признак государственности и, в известном смысле, общества в целом. Конституция выступает юридическим фундаментом государственной и общественной жизни, главным источником национальной системы права, гарантом законности, правопорядка и стабильности институтов власти.
Конституция демократического государства закрепляет суверенитет народа, основы социально-политического строя, права и свободы человека и гражданина, форму государственного устройства, механизм реализации власти.
Значение конституции.
По вопросу о значении конституции в жизни страны существуют разные взгляды. Во время борьбы против королевского абсолютизма в прошлом, а в некоторых странах Востока и теперь идеологи борьбы за демократию, исходя из волюнтаристских концепций, придают конституции решающее значение в установлении общественного и государственного строя страны. С их точки зрения, все зависит от идей, которыми руководствуются создатели конституции: общественный строй будет справедливым, если принять «хорошую» конституцию. Конечно, на бумаге можно написать любой текст конституции. Но если этот текст не будет соответствовать социально-политическим условиям, он останется мертвой буквой. В условиях коммунистических режимов в Болгарии, Румынии, Чехословакии в конституциях провозглашалась полнота власти парламентов и местных советов, перечислялись обширные права граждан и назывались такие важные гарантии, которых было в основных законах стран западной демократии. Однако действительность не соответствовала этим положениям.
Для того чтобы конституция действовала, она должна учитывать реальные условия страны, уровень правовой культуры населения и многие другие факторы общественной жизни. Но это не значит, что конституция — лишь простой слепок существующей ситуации. Прогрессивная демократическая конституция (Японии 1946 г., Италии 1947 г., Бразилии 1988 г. и др.) способствует подлинному выражению и учету воли народа, укреплению демократических порядков, осуществлению назревших социально-экономических реформ. Конституции, закреплявшие авторитарные порядки (Румынии 1965 г. в редакции 1974 г., Заира в редакции 1980 г., Эфиопии 1987 г., ЮАР 1983 г. и др.), в конечном счете препятствовали развитию страны, социальному прогрессу и были чреваты социальным взрывом, что и произошло в Румынии, Эфиопии и других странах. В ЮАР режим апартеида был ликвидирован, конституция 1983 г. заменена в 1994 г. временной конституцией, а затем конституцией 1997 г
По форме государственного устройства США - федерация. Страна состоит из 50 штатов и федерального округа Колумбия. С островами Пуэрто-Рико и Гуам заключено соглашение о “свободной ассоциации”, на основании которого им предоставлен статус “свободно присоединившихся государств”. Население островов избирает законодательные собрания и губернаторов, однако, на их территории действуют федеральные законы США, обладающие верховенством по отношению к местным законам. Острова Восточное Самоа и Виргинские острова находятся в прямом управлении США.
Конституция США содержит четкий перечень вопросов, отнесенных к компетенции центральной власти. Вопросы, не включенные в этот перечень, штаты правомочны решать самостоятельно. Каждый штат имеет свою конституцию, свои законодательные органы - легислатуры, свою исполнительную власть и судебную систему. Штатам запрещено заключать договоры с иностранными государствами и с другими штатами, вести войну, создавать вооруженные силы, вступать в союзы, чеканить монету, выпускать кредитные билеты, облагать импорт и экспорт таможенными сборами или иными пошлинами, принимать законы об опале и имеющие обратную силу, жаловать дворянские титулы. Все остальные предметы ведения принадлежат штатам. Штаты, как субъекты федерации, не обладают государственным суверенитетом; они не имеют права выхода из союза. Законы федерации обладают верховенством в отношении законов штатов. Главами штатов являются губернаторы, избираемые на основе всеобщих, равных прямых выборов на два-четыре года. Полномочия губернаторов систематически расширяются, однако в целом в последнее время в американском федерализме все более отчетливо проявляется тенденция к централизации.
Штаты делятся на графства, которыми управляют муниципальные органы.
В соответствии с американской
правовой доктриной конституционный статус
органов местного самоуправления определяется
формулой "муниципалитеты - креатуры
штатов". Положения, регулирующие вопросы
организации и деятельности муниципалитетов,
содержатся в конституциях штатов. Помимо
конституций штатов существенное значение
в правовом регулировании системы органов
местного управления в США имеет законодательство
штатов. Штаты принимают по вопросам местного
самоуправления так называемые "общие
законы" (они адресованы всем муниципалитетам),
законы об отдельных видах муниципальных
органов (например, Закон о тауне) и др.
Важным элементом правового статуса местных
органов в США являются муниципальные
хартии, имеющиеся у большинства муниципалитетов.
Принятие муниципальным органом хартии
связано с соответствующим актом легислатуры
штата и происходит на основе положений
конституции штата. Система органов местного
самоуправления в США строится на основе
административно-
В графствах возможно формирование двух основных типов представительных органов – комиссионерных советов и советов контролеров. Комиссионерные советы, получившие распространение приблизительно в 80% графств, избираются непосредственно населением обычно на срок два или четыре года в составе трех-пяти человек, причем исключительно для работы в данном органе, без права занимать иные государственные должности. Советы контролеров формируются из выборных должностных лиц муниципалитетов и тауншипов, входящих в графство и от количества таких единиц зависит численый состав совета контроленров (в среднем – 20 человек). Члены советов выполняют свои обязанности по совместительству, а работа советов организуется в рамках образуемых ими комитетов. Кроме того, население графств (их в стране насчитывается более 3 тысяч) избирает некоторых должностных лиц (шерифа, прокурора, казначея, коронера и др.).
В 20 штатах графства подразделяются на тауны и тауншипы (тауншипы наиболее распространены на северо-востоке и севере страны). Таун – это небольшой городок с прилягающей к нему сельской местностью; тауншип – группа однородных поселков. Вопросы местного значения решаются на собраниях жителей общин, входящих в их состав. На этих же собраниях избираются исполнительные комитеты и некоторые должностные лица. В мелких таунах и тауншипах проводятся собрания всех жителей данных административных единиц. Города выделены из графств. Они имеют статус муниципальных корпораций (сити, бороу, виллижис). Органы местного самоуправления в них обладают теми же полномочиями, что и в графствах.
Города в США выделены из состава графств. В них сложились три системы муниципального самоуправления:
"Система мэр - совет", которая действует более чем в половине всех самоуправляющихся городов США. При этом может идти речь о "сильном" мэре и "слабом" мэре, ибо реальная власть мэра далеко не одинакова во всех муниципалитетах. На объем власти мэра, его место в системе муниципального управления влияют такие факторы, как процедура его избрания (мэр либо избирается непосредственно жителями, либо муниципальным советом; возможен и иной способ избрания мэра - мэром может стать муниципальный советник, набравший наибольшее число голосов на выборах в совет); срок полномочий мэра (это может быть и четыре года, и два года); право мэра налагать вето на решение совета и др.
"Система совет - менеджер" (или "городской управляющий"). Эта форма городского управления используется почти в 40 процентов городов США. Мэр и муниципальный совет нанимают профессионального чиновника - менеджера (городского управляющего), который руководит городской администрацией и осуществляет практическую реализацию определяемой советом политики. Муниципальный совет и мэр являются политическими органами, определяющими общую политическую линию.
Третья форма городского самоуправления в США - "комиссия" - встречается достаточно редко. Существует она в небольших городах. Городское управление осуществляется комиссией, состоящей обычно из трех-семи человек, избираемых всеобщим голосованием. Члены комиссии одновременно выполняют функции совета и глав основных подразделений аппарата муниципального управления.
Компетенция местного самоуправления включает следующие основные направления деятельности:
1. Охрана общественного порядка.
2. Фискальные права (устанавливает местные налоги и сборы и определяет местный бюджет).
3. Оказание социальных услуг.
4. Управление имуществом.
Компетенция органов местного самоуправления постоянно расширяется.
1. Баглай М.В. Конституционное
право Российской Федерации. - М.: Издательская
группа НОРМА-ИНФРА-М, 2000.
2. Государственное право Российской Федерации. Учебник/ Под ред. О.Е. Кутафина. - М.: Юрид литература, 1999.
3. Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 2003,
4. Конституция РФ: Научно-практический комментарий. /Под ред. акад. Б.Н. Топорина. - М.: Юристъ, 1997. -
5. Конституция РФ.
6. Маунц Т. Государственное право Германии (ФРГ и ГДР). М„ 2001,
7. Конституционное право России. Учебник. - Под ред. В.Г. Стрекозова, Ю.Д. Казанчева. - М.: Новый Юрист, 2007. -
8. Козлова Е.И. Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. - М.: Юристъ, 2002. -
9. Коваленко А.И. Конституционное право России. Учебник. - М.: Закон и правопорядок, 2000. -
10. В.Е. Чиркин. Основы государственной власти. - М.: Юристъ, 1999.
Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательные акты / Под ред. О.А. Жидкова. - М., 1993.