Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
Понятие и цели административного
наказания……………….………….4
Виды административных
наказаний и их применение…………………..6
Заключение……………………………………………………..…………16
Список используемой литературы………………………………..……..17
Введение
Вступивший
в силу с 1 июля 2002 г. Кодекс Российской
Федерации об административных правонарушениях
от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ закрепил единые
для всей России принципы и общие
параметры административной ответственности
в целях единообразного осуществления
всеми субъектами административно-юрисдикционной
деятельности производства по делам об
административных правонарушениях. По-новому
была представлена и сама структура мер
административной ответственности.
Для административного наказания как явления социально-правовой
действительности системное представление
его компонентов, элементов и взаимосвязей
имеет принципиальное теоретическое значение.
От того, что понимается под системой административных
наказаний, какие и в каком порядке включаются
в нее карательные меры, как они соотносятся
между собой и приводятся в действие, зависит
почти все, что ассоциируется с административным
наказанием.
Определение
общетеоретических основ системы
административных наказаний, её признаков,
элементов, которые входят в неё,
их особенности и специфика неоднократно
подвергались аналитическому рассмотрению
в юридической литературе.
Основная
цель работы заключается в том
определить теоретические основы системы
административных наказаний.
Соответственно цели исследования были поставлены
следующие задачи:
1. Выяснить
понятие, особенности и структуру
системы административных наказаний.
2. Раскрыть
сущность, специфику и практику
применения каждого вида административных
наказаний.
Понятие и цели административного наказания
Административное
наказание - это мера ответственности,
применяемая за совершение административного
правонарушения. Новый КоАП РФ ввел
новый термин "административные
наказания" взамен ранее существовавшего
- "административные взыскания". Теперь наименованием "административные
наказания" охватываются все установленные
КоАП РФ меры административной ответственности.
Смена терминов была обусловлена тем,
что любая мера ответственности обязательно
содержит в себе какие-то ограничения
или лишение прав и свобод субъекта, привлекаемого
к ответственности.
По своей
правовой природе административными
наказаниями являются лишь те меры
административного принуждения, которые
предусмотрены в ст. 3.2-3.12 главы 3
раздела I КоАП РФ. Зафиксированные
в других разделах Кодекса иные меры
административного принуждения, применяемые
в связи с административными правонарушениями,
административными наказаниями не являются
(например, административное задержание
(ст. 27.3), личный досмотр и досмотр вещей
(ст. 27.7), изъятие вещей и документов (ст.
27.10), отстранение от управления транспортным
средством (ст. 27.12), задержание и запрещение
эксплуатации транспортного средства
(ст. 27.13) и другие меры обеспечения производства
по делу об административном правонарушении,
предусмотренные главой 27 КоАП РФ).
Содержанием
целей административных наказаний
является соблюдение установленного правопорядка
и обеспечение правомерного поведения
граждан и юридических лиц. С
помощью административных наказаний
осуществляются цели общего и специального предупреждения
правонарушений (общая и частная превенция).
Общее предупреждение
заключается в том, что наказание
конкретному правонарушителю назначается
также и для того, чтобы другие
лица не совершали правонарушений.
Общепредупредительный характер имеет само наличие
закона, содержащего меру административной
ответственности за возможное нарушение
установленных государством правил.
Специальное
предупреждение характеризуется тем,
что административное наказание, воздействуя
на конкретного правонарушителя, побуждает его не
совершать новых правонарушений.
В ч. 2 статьи
3.1. КоАП РФ находит свое проявление
принцип гуманизма законодательства
об административных правонарушениях.
Административное наказание к физическому
лицу должно применяться в пределах цивилизованных стандартов,
не должно иметь целью унижение человеческого
достоинства и причинение человеку физических
страданий. Эти установки соответствуют
положениям Всеобщей декларации прав
человека, принятой Генеральной Ассамблеей
ООН в 1948 г., и Конвенции ООН против пыток
и других жестоких, бесчеловечных или
унижающих достоинство видов обращения
и наказания, вступившей в силу в 1987 г.,
а также Европейской Конвенции о защите
прав человека и основных свобод.
Административное
наказание, применяемое в отношении юридического лица,
не должно иметь целью нанесение вреда
его деловой репутации.
Виды административных
наказаний и их применение
Предупреждение - один из видов административного
наказания. Применяется преимущественно
к лицам, виновным в совершении незначительных
административных правонарушений. Оно
может налагаться лишь в случаях, когда
это предусмотрено в санкции соответствующей
статьи Особенной части Кодекса или закона
субъекта РФ об административных правонарушениях.
Чаще всего предупреждение предусматривается
в санкциях альтернативно с административным
штрафом.
Административный
штраф представляет собой административное
наказание имущественного характера.
Он является денежным наказанием и выражается
во взыскании с нарушителя определенной
суммы денежных средств. В ином эквиваленте
административный штраф не применим. Согласно
ст. 75 Конституции Российской Федерации
денежной единицей в Российской Федерации
является рубль.
Административный штраф
является денежным взысканием, выражается
в рублях
и устанавливается для граждан в размере,
не превышающем пяти тысяч рублей; для
должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей;
для юридических лиц - одного миллиона
рублей, или может выражаться в величине,
кратной:
-
стоимости предмета административного правонарушения
на момент окончания или пресечения административного
правонарушения;
-
сумме неуплаченных и подлежащих
уплате на момент окончания
или пресечения административного
правонарушения налогов, сборов
или таможенных пошлин, либо сумме
незаконной валютной операции, либо сумме денежных
средств или стоимости внутренних и внешних
ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных
с невыполнением установленного требования
о резервировании, либо сумме валютной
выручки, не проданной в установленном
порядке, либо сумме денежных средств,
не зачисленных в установленный срок на
счета в уполномоченных банках, либо сумме
денежных средств, не возвращенных в установленный
срок в Российскую Федерацию, либо сумме
денежных средств, стоимости ценных бумаг,
иного имущества или стоимости услуг имущественного
характера, незаконно переданных или оказанных
от имени юридического лица, либо сумме
неуплаченного административного штрафа;
-
сумме выручки правонарушителя
от реализации товара (работы, услуги),
на рынке которого совершено административное
правонарушение, за календарный год, предшествующий
году, в котором было выявлено административное
правонарушение, либо за предшествующую
дате выявления административного правонарушения
часть календарного года, в котором было
выявлено административное правонарушение,
если правонарушитель не осуществлял
деятельность по реализации товара (работы,
услуги) в предшествующем календарном
году;
-
сумме выручки правонарушителя,
полученной от реализации товара
(работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых
государством цен (тарифов, расценок, ставок
и тому подобного) за весь период, в течение
которого совершалось правонарушение,
но не более одного года.
Размер
административного штрафа не может
быть менее ста рублей.
Возмездное
изъятие орудия совершения
или предмета административного правонарушения является мерой административной
ответственности имущественного характера
и может применяться лишь в отношении
собственника предметов, использовавшихся
в качестве орудий совершения или явившихся
предметом административного правонарушения.
Изъятию не подлежат предметы и орудия,
не являющиеся собственностью правонарушителя.
Возмездное
изъятие орудия совершения или предмета
административного правонарушения
может устанавливаться и применяться
в качестве как основного, так
и дополнительного вида административного
наказания.
Порядок применения возмездного
изъятия и виды предметов, подлежащих
изъятию, устанавливаются КоАП РФ. Такими
предметами и орудиями могут быть
только дозволенные орудия и предметы.
Применение возмездного
изъятия указанных орудий и предметов
приведено в соответствие с требованиями
ст. 35 Конституции РФ, согласно которой
никто не может быть лишен своего
имущества иначе как по решению
суда. Возмездное изъятие может назначаться
только судьей.
Конфискация орудия
совершения или предмета административного
правонарушения состоит в принудительном
безвозмездном обращении орудия совершения
или предмета административного правонарушения
в федеральную собственность или собственность
субъекта РФ.
Кодекс, допуская применение
конфискации за ряд правонарушений,
предусматривает конфискацию не
вообще имущества нарушителя, а лишь
тех предметов и орудий, с помощью
которых совершаются административные
правонарушения.
Конфискация признается как
основным, так и дополнительным административным
наказанием (ч. 2 ст. 3.3).
Кодекс обеспечивает гарантии
сохранности и возврата вещей, изъятых
в процессе производства по делу, но
не конфискованных при окончательном
избрании меры наказания (ч. 3 ст. 29.10). В
то же время установлен порядок исполнения
постановления о конфискации как меры,
примененной к виновному в совершении
административного правонарушения (ст.
32.4).
Конфискация как мера административного
наказания назначается исключительно
судьей.
Конфискация как мера административного
наказания может быть назначена в качестве
основной и дополнительной санкций. В
большинстве статей КоАП РФ она установлена
как дополнительная мера к штрафу или
другому основному наказанию.
Конфискация может устанавливаться
исключительно КоАП РФ и назначаться
лишь в случаях, прямо указанных в норме
об ответственности за конкретное административное
правонарушение. Порядок применения конфискации,
перечень предметов, не подлежащих конфискации,
устанавливаются КоАП РФ и другим законодательством
РФ.
Лишение специального
права заключается в том, что в
течение определенного срока данному
лицу запрещается пользоваться ранее
предоставленным ему правом.
Предоставление специального
права осуществляется в соответствии
с установленными правилами. В настоящее
время в соответствии со статьями Особенной
части КоАП РФ назначаются лишение права
охоты (ч. 1 ст. 8.37); лишение права управления
транспортом, самоходной машиной или другими
видами техники (ст. 9.3); лишение права управления
воздушным судном (ст. 11.5); лишение права
управления судном на морском, внутреннем
водном транспорте, маломерным судном
(ст. 11.7 и др.); управления автомототранспортными
средствами (ст. 12.8 и др.).
В диспозициях статей Особенной
части Кодекса, предусматривающих
лишение специального права, прямо
указывается на грубые нарушения соответствующих
правил (например, управление судном или
автомототранспортным средством в состоянии
опьянения). Следует иметь в виду, что повторное
совершение однородного правонарушения
лицом, ранее подвергнутым административному
наказанию, является обстоятельством,
отягчающим административную ответственность.
Поэтому систематическое нарушение порядка
пользования специальным правом обусловливает
назначение наказания в виде лишения этого
права.
Лишение специального права
назначается только судьей.
Срок лишения специального
права не может быть менее одного
месяца и более трех лет, причем максимальный
размер такого срока, назначаемого за
повторное нарушение, устанавливается
санкцией соответствующей статьи Особенной
части КоАП РФ.
Административный
арест - одно из самых строгих наказаний,
назначаемых за совершение административного
правонарушения. Условия отбывания этого
наказания также строгие. Оно связано
с ограничением конституционного права
на свободу и личную неприкосновенность,
закрепленного в ст. 22 Конституции РФ,
а также права на свободу передвижения,
предусмотренного ст. 27 Конституции. Такое
ограничение, применяемое за серьезное
правонарушение, согласуется с содержанием
ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, предусмотревшей,
что права и свободы человека и гражданина
могут быть ограничены федеральным законом
только в той мере, в какой это необходимо
в целях защиты основ конституционного
строя, нравственности, здоровья, прав
и законных интересов других лиц, обеспечения
обороны страны и безопасности государства.
Назначаться это наказание может на срок
до пятнадцати суток, а за нарушение требований
режима чрезвычайного положения или режима
в зоне проведения контртеррористической
операции - до тридцати суток. Право назначения
административного наказания принадлежит
только судье.
Административный
арест применяется в исключительных случаях
и это указание адресовано правоприменителю
в лице судей. Критерий для применения
административного ареста дается в конкретных
статьях КоАП РФ, содержащих соответствующие
санкции. Применение административного
ареста допускается, если по обстоятельствам
дела с учетом характера совершенного
правонарушения, личности нарушителя
применение других мер наказания, в частности
штрафа, будет признано недостаточным.
В этом случае, если дело находится у органа,
должностного лица, они передают его на
рассмотрение судье.
Сроки наказания
в виде административного ареста
измеряются сутками. Поэтому если в
санкции статьи приводится только максимальный
срок административного ареста, то
наказание может быть назначено
в пределах от одних суток до высшего предела, указанного в
соответствующей статье Кодекса.
Административное
выдворение за пределы Российской Федерации
иностранного гражданина или лица без
гражданства. Конституция РФ (ст. 62) установила,
что иностранные граждане и лица без гражданства
пользуются в Российской Федерации правами
и несут обязанности наравне с гражданами
РФ, кроме случаев, установленных федеральным
законом или международным договором
Российской Федерации.
Понятие административного
выдворения как вида административного
наказания заключается в принудительном
и контролируемом перемещении иностранного
гражданина или лица без гражданства за
пределы Российской Федерации либо в контролируемом
самостоятельном выезде такого лица из
Российской Федерации. В упомянутом выше
Федеральном законе от 25 июля 2002 г. не приведено
такое определение, вместе с тем установлен
порядок административного выдворения
(ст. 34). Конкретные составы административных
правонарушений, за совершение которых
предусмотрена возможность применения
такого наказания, содержатся в ст. 18.1
(ч. 2), 18.4 (ч. 2), 18.8, 18.10 (ч. 2), 18.11 КоАП РФ.