Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 21:55, курсовая работа
Система массового обслуживания (СМО) — система, которая производит обслуживание поступающих в неё требований. Обслуживание требований в СМО производится обслуживающими приборами. Классическая СМО содержит от одного до бесконечного числа приборов.
Система массового обслуживания (СМО) — система, которая производит обслуживание поступающих в неё требований. Обслуживание требований в СМО производится обслуживающими приборами. Классическая СМО содержит от одного до бесконечного числа приборов. В зависимости от наличия возможности ожидания поступающими требованиями начала обслуживания СМО подразделяются на
Выбор требования из очереди на обслуживание производится с помощью так называемой дисциплины обслуживания. Их примерами являются FCFS/FIFO (пришедший первым обслуживается первым), LCFS/LIFO(пришедший последним обслуживается первым), random (англ.)(случайный выбор). В системах с ожиданием накопитель в общем случае может иметь сложную структуру.
Основные понятие СМО
Требование (заявка) — запрос на обслуживание.
Входящий поток требований — совокупность требований, поступающих в СМО.
Время обслуживания — период времени, в течение которого обслуживается требование.
Математическая модель СМО — это совокупность математических выражений, описывающих входящий поток требований, процесс обслуживания и их взаимосвязь.
Системы МО являются
частью более широкого класса динамических
систем, которые иногда называют системами
потоков. Системой
потоков называется система, в которой
некоторые предметы перемещаются по одному
или нескольким каналам с ограниченной
пропускной способностью с целью перемещения
из одной точки в другую.
При анализе систем потоков их разбивают
на два основных класса:
Ø регулярные системы, т. е. системы, в которых
потоки ведут себя предсказуемым образом
(известны величина потока и время его
появления в канале). В случае, когда канал
один, расчет системы тривиален. Очевидно,
что между интенсивностью потока R и скоростью
обслуживания с есть соотношение R < c;
Ø нерегулярные системы, т. е. системы,
в которых потоки ведут себя непредсказуемым
образом.
Более интересным является случай регулярного
потока, который распределяется по сети
каналов. Очевидно, что условие R < c сохраняется
для каждого канала. При этом возникает
сложная комбинаторная задача.
Рис. 7.20
Имеется семь дорог. Необходимо
перевезти груз из А в Д. Пропускная
способность каждого канала известна.
Какова пропускная способность сети и
каким путем должен следовать поток? Решить
эту задачу можно с помощью теоремы о максимальном
потоке, которую мы рассматривали ранее
(рис. 7.20).
Ко второму классу относятся случайные
вероятные потоки, в которых время поступления
требования не определено, число требований
непредсказуемо. Решением таких задач
и занимается теория массового обслуживания.
В общем случае система массового обслуживания
может быть представлена на рис. 7.21.
Рис. 7.21
Предметом теории
массового обслуживания являетс
В качестве характеристик эффективности могут
применяться следующие величины и функции:
Анализ СМО упрощается, если в
системе протекает марковский процесс,
тогда систему можно описать
обыкновенными
Марковский процесс требует, чтобы все
потоки были пуассоновскими (без последействий),
но аппарат марковских процессов используется
и тогда, когда процесс отличен от марковского.
В этом случае характеристики СМО могут
быть оценены приблизительно: чем сложнее
СМО, тем точнее приближение.
Системы массового обслуживания
Системы массового
обслуживания (СМО) представляют собой
системы специфического вида. Основой
СМО является определенное число
обслуживающих устройств —
Предназначение СМО состоит в обслуживании потока заявок (требований), представляющих последовательность событий, поступающих нерегулярно и в заранее неизвестные и случайные моменты вре¬мени. Само обслуживание заявок также имеет непостоянный характер, происходит в случайные промежутки времени и зависит от многих и даже неизвестных причин. Случайный характер потока заявок и вре¬мени их обслуживания обусловливает неравномерность загрузки СМО: на входе могут накапливаться необслуженные заявки (перегрузка СМО) либо заявок нет или их меньше, чем свободных каналов (недогрузка СМО). Структура систем массового обслуживания показана схематически на рис.1. В СМО поступает поток заявок; часть из них принимается на обслуживание в каналы, часть ждет в очереди на обслуживание, часть покидает систему необслуженными.
Рис. 1
Основными элементами СМО являются:
Эффективность функционирования СМО определяется ее пропускной способностью — относительным числом обслуженных заявок.
По числу каналов n все СМО разделяются
на одноканальные (n= 1) и многоканальные (n >1). Многоканальные
СМО могут быть как однородными (по каналам),
так и разнородными (по продолжительности
обслуживания заявок).
По дисциплине обслуживания различаются
три класса СМО.
Целью теории систем массового обслуживания является выработка рекомендаций по рациональному построению СМО и рациональной организации их работы и регулированию потока заявок. Отсюда вытекают задачи, связанные с теорией массового обслуживания: установление зависимостей работы СМО от ее организации, характера потока заявок, числа каналов и их производительности, правил работы СМО.
Многоканальная СМО с ожиданием
и ограничением на длину
Основные понятия и схема
Рассмотрим многоканальную
СМО (n ? 1) с ожиданием,
т. е. заявка, поступившая в СМО в момент
времени, когда все каналы заняты, в отличие
от СМО с отказами, не покидает систему
необслуженной, а становится в очередь
и ожидает обслуживания. Следует отметить,
что большинство обслуживающих фирм и
учреждений устроены как раз по такому
принципу. Пусть максимальное число мест
в очереди равно т ? 1, т. е. в очереди
могут ожидать своего обслуживания не
более т заявок.
Поэтому заявка, пришедшая на вход в СМО
в момент, когда в очереди уже находятся т заявок,
получает отказ и покидает систему. Иными
словами, «заполнение» СМО заявками из
входного потока идет в два этапа: сначала
происходит загрузка каналов обслуживания,
затем заполняется очередь. Нумерация
состояний системы в этом случае имеет
следующий вид: от состояния s0 (в СМО нет заявок
и все каналы свободны) до состояния sn (в
СМО n заявок
и все каналы заняты) очереди нет; от состояния sn+1 (в
СМО n + 1 заявка, все каналы
заняты и одна заявка находится в очереди)
до состояния sn + m(все
каналы заняты и все т мест
в очереди заняты заявками) происходит
заполнение очереди.
Граф состояний СМО показан на рис. 2. Переход
системы из состояния sk в
состояние sk+1слева направо (k = 0, 1,..., n + т - 1)
происходит под воздействием одного и
того же входного потока заявок интенсивности
, следовательно, плотности вероятности
перехода из состояния в состояние слева
направо одинаковы и равны
.
рис. 2.
Переход системы
из состояния в состояние справа
налево происходит с разными плотностями
вероятностей внутри двух циклов состояний,
отмеченных выше. Если заявка продолжает
оставаться в очереди (состояние sk, n+1?k?n+т), т.
е. все каналы заняты, то эти переходы имеют
плотность вероятности, равную n
(перемещение системы из состояния
в состояние обусловлено общей работой n каналов).
Если система находится в состоянии, когда
занято k каналов
(1 ? k ? n ), то переход
ее в левое состояние обусловлен потоком,
представляющим собой сумму k потоков
обслуживании (общей работой k каналов);
в таком случае плотность вероятности
перехода равна k
.
Следует отметить, что система не может
«перескакивать» через промежуточное
состояние, а переходит из состояния в
состояние последовательно: либо слева
направо, либо справа налево по графу состояний.
Основные соотношения
Предельные
вероятности р0, р1,..., рn, рn
К этой системе уравнений необходимо добавить нормировочное условие
Введем величину = р/n = /(n ) - показатель нагрузки на один канал. Решение системы уравнений выражается, как и в случае СМО с отказами, через вероятность простоя системы (или вероятность того, что все каналы свободны) р0:
Второе слагаемое в правой части этого равенства является суммой т членов геометрической прогрессии с первым членом изнаменателем , т. е. формула для р0упрощается:
Остальные предельные вероятности состояний имеют вид, аналогичный формулам:
Характеристики СМО
Вероятность отказа (заявка, поступившая
в момент, когда заняты все n каналов
и все т мест
в очереди) есть вероятность того, что
СМО находится в состоянии sn+m, откуда получаем:
Так как события отказа заявки и приема ее в СМО являются противоположными, то вероятность приема заявки в СМО равна вероятности psys и относительной пропускной способности системы:
Отсюда получаем формулу для абсолютной пропускной способности:
Так как каждый занятый канал обслуживает в среднем ц заявок в единицу времени, то среднее число заявок, находящихся под обслуживанием (или среднее число занятых каналов) подсчитывается по формуле:
Для вычисления среднего числа заявок line, находящихся в очереди, рассмотрим дискретную случайную величину Nline, — число заявок в очереди. Закон распределенияNline имеет вид:
Nline |
0 |
1 |
2 |
… |
т |
Р |
Ps |
Рп+1 |
Рп + 2 |
… |
Рп + т |
Здесь
поскольку событие, состоящее в том, что в очереди нет ни одной заявки, является объединением событий, состоящих в том, что СМО находится в одном из состояний s0,s1..., sn. Так как lineявляется математическим ожиданием М случайной величины Nline;,то отсюда получаем и преобразуем:
Сумма в последнем равенстве имеет выражение в виде компактной формулы как при (формула суммирования), так и при (сумма отрезка натурального ряда чисел). Соответственно мы получаем окончательное выражение для среднего числа заявок в очереди:
Среднее число
заявок, находящихся в системе, равно
сумме средних чисел
Для средних величин времени обслуживания заявки, времени ожидания заявки в очереди и времени пребывания заявки в системе имеем, соответственно, следующие формулы (формулы Литтла):
Выше названные формулы позволяют рассчитать все характеристики работы многоканальной СМО с ожиданием и ограничением на длину очереди. Эти формулы используются для проверки результатов моделирования.
Первый этап создания любой имитационной модели — этап описания реально существующей системы в терминах характеристик основных событий. Эти события, как правило, связаны с переходами изучаемой системы из одного возможного состояния в другое и обозначаются как точки на временной оси. Для достижения основной цели моделирования достаточно наблюдать систему в моменты реализации основных событий.
Для наглядности иллюстрации идеи использования основных событий в компьютерном имитационном моделировании рассмотрим пример одноканальной системы массового обслуживания. Как правило, целью имитационного моделирования подобной системы является определение оценок ее основных характеристик, таких, как среднее время пребывания заявки в очереди, средняя длина очереди и доля времени простоя системы. Характеристики самого процесса массового обслуживания могут изменять свои значения либо в момент поступления новой заявки на обслуживание, либо при завершении обслуживания очередной заявки. К обслуживанию поступившей заявки система массового обслуживания может приступить немедленно (канал обслуживания свободен), но не исключена необходимость ожидания, когда заявке придется занять место в очереди (система массового обслуживания с очередью, канал обслуживания занят). После завершения обслуживания очередной заявки система массового обслуживания может сразу приступить к обслуживанию следующей заявки, если она есть, но может и простаивать, если таковая отсутствует. Необходимую информацию можно получить, наблюдая различные ситуации, возникающие при реализациях основных событий. Так, при поступлении заявки в систему массового обслуживания с очередью при занятом канале обслуживания длина очереди увеличивается на единицу. Аналогично длина очереди уменьшается на единицу, если завершено обслуживание очередной заявки и множество заявок в очереди не пусто.