Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 21:55, курсовая работа
Система массового обслуживания (СМО) — система, которая производит обслуживание поступающих в неё требований. Обслуживание требований в СМО производится обслуживающими приборами. Классическая СМО содержит от одного до бесконечного числа приборов.
Для эксплуатации любой имитационной модели необходимо выбрать единицу времени. В зависимости от природы моделируемой системы такой единицей может быть микросекунда, час, год и т.д. Так, например, при моделировании процесса функционирования крупного аэропорта в качестве единицы времени, как правило, используют минуту, а при моделировании процесса эволюции в изолированной популяции — среднюю продолжительность жизни одного поколения.
Для иллюстрации принципа эксплуатации имитационных моделей приведем простейший типовой пример.
Рассмотрим
одноканальную систему
Для простейшего
входного потока заявок с интенсивностью
А = 3 (заявки в час) длительность временного
интервала между двумя
А так как по условию с вероятностью 0,5 время обслуживания одной заявки равно либо 0,2 ч, либо 0,6 ч, то реализация времени обслуживания.
В рассматриваемой системе массового обслуживания возможны два основных события: поступление заявки и уход заявки из системы в связи с окончанием обслуживания. Действия, связанные с этими событиями, можно охарактеризовать следующим образом.
I. Действия, связанные с поступлением заявки в систему массового обслуживания:
1) генерация момента поступления следующей заявки на обслуживание путем определения реализации к длительности ( ) временного интервала между двумя последовательно поступившими заявками и прибавлением к текущему времени моделирования;
2) проверка состояния системы (процесс обслуживания или простой): а) если система простаивает (канал обслуживания свободен), то следует начать обслуживание поступившей заявки, для чего моделируется время обслуживания и вычисляется время окончания обслуживания, добавляемое к текущему времени моделирования . Состояние системы изменяется на рабочее и корректируется суммарное время ее простоя, а если система находится в процессе обслуживания, то следует поставить поступившую заявку в очередь, увеличив ее длину на единицу.
II. Действия по окончании обслуживания заявки в системе связаны с проверкой состояния очереди:
1) если очередь
пуста, т.е. в ней нет заявок,
то объявляется простой
2) если очередь
не пуста, то необходимо
Одноканальная система начинает работать при пустой очереди и свободном канале обслуживания, т.е. ее функционирование начинается с простоя. Время 1 поступления первой заявки на обслуживание моделируется псевдослучайным числом:
Таким образом, в момент времени t = 0 + 1 = 0,31 происходит событие, состоящее в поступлении заявки на обслуживание. Вычисляем время поступления следующей заявки:
Поскольку в начальный момент времени система простаивает, то в момент времени t = 0,31 начинается обслуживание первой заявки. Время обслуживания (0,66655) = 0,6 ч, т.е. время окончания обслуживания равно:
Система объявляется
работающей, а время простоя
Следующее по времени событие связано с поступлением заявки на обслуживание в момент времени t = 0,55 ч. Так как в это время происходит обслуживание первой заявки, то поступившая заявка становится в очередь, длина которой корректируется:
Следующая заявка поступает в момент времени
А так как
система все еще обслуживает
первую заявку, то длина очереди
увеличивается:
Далее определяется время поступления следующей заявки:
А так как система все еще обслуживает первую заявку, то длина очереди увеличивается:
Определим время поступления следующей заявки:
Полезно отмечать новые события на рисунке по мере их реализации (на рис.3. символ аобозначает поступление заявки, символ Р — время окончания обслуживания заявки).
Рис 3
Следующее событие наступает в момент времени t=0,91 ч и представляет собой окончание обслуживания первой заявки. А так как очередь не пуста, то начинается обслуживание следующей заявки и корректируется длина очереди:
При этом суммарное время ожидания обслуживания равно
а время обслуживания второй заявки равно (0,47764) = 0,2 ч. Таким образом, обслуживание второй заявки завершится в момент времени
t = 0,91 + 0,2 = 1,11 ч.
Процедура повторяется до тех пор, пока
не будет промоделирован весь отрезок
времени [0, Т] функционирования одноканальной
системы массового обслуживания. При этом
можно определить оценки основных характеристик
этой системы и установить зависимость
их качества от величины Т, т.е. от длительности
времени моделирования процесса функционирования
системы. Так, например:
а) доля времени простоя системы (в процентах)
равна отношению суммарного времени простоя
к величине Т, умноженному на 100;
б) среднее время ожидания обслуживания
равно отношению суммарного времени ожидания
к числу поступивших заявок;
в) средняя длина очереди равна отношению т(А)/Т, где т(А) — площадь
плоской фигуры А,ограниченной
осью времени и ступенчатой линией r = r(t), t
[0, Т], отражающей зависимость длины
очереди от времени t.
Алгоритм моделирования СМО: