Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 18:20, курсовая работа
В современной России существует слишком громоздкий государственный аппарат. Одни органы повторяют компетенцию, функцию и задачи друг друга. Другие созданы для непонятной цели, их функции и компетенция чётко не определены. Третьи - будучи созданными для определённой задачи, не справляются с ней. При этом все органы вторгаются в компетенцию друг друга. Всё это порождает определённую путаницу в системе органов исполнительной власти, что препятствует их нормальному функционированию, что и является одной из причин провала реформ.
Введение …………………………………………………………………………………3
1. Органы исполнительной власти: понятие, система и правовое положение………5
1. 1. Понятие и принципы органов исполнительной власти………………………….5
1.2. Классификация органов исполнительной власти…………………………….….10
1.3. Полномочия органов исполнительной власти: регулирование, реализация..…11
2. Система и структура федеральных органов исполнительной власти и их правовое положение……………………………………………………………………………….15
2.1. Система федеральных органов исполнительной власти…………………………15
2.2. Правительство РФ в системе органов исполнительной власти…………………19
2.3. Федеральные органы исполнительной власти РФ……………………………….21
3. Территориальные органы федеральной исполнительной власти как элемент единой системы………………………………………………………………………….27
3.1. Территориальные органы федеральной исполнительной власти в субъектах Федерации……………………………………………………………………………….27
3.2. Правовое положение территориальных органов федеральной исполнительной власти в единой системе федеральной исполнительной власти…………………….29
Заключение……………………………………………………………………………..35
Список использованных источников…………………………………………………37
Содержание
Введение ………………………………………………………………………………
1. Органы исполнительной власти: понятие, система и правовое положение………5
1. 1. Понятие и принципы органов исполнительной власти………………………….5
1.2. Классификация органов исполнительной власти…………………………….….10
1.3. Полномочия органов исполнительной власти: регулирование, реализация..…11
2. Система и структура федеральных органов
исполнительной власти и их правовое положение………………………………………………………
2.1. Система федеральных органов исполнительной власти…………………………15
2.2. Правительство РФ в системе органов исполнительной власти…………………19
2.3. Федеральные органы исполнительной власти РФ……………………………….21
3. Территориальные органы федеральной
исполнительной власти как элемент единой
системы……………………………………………………………
3.1. Территориальные органы федеральной
исполнительной власти в субъектах Федерации………………………………………………………
3.2. Правовое положение территориальных органов федеральной исполнительной власти в единой системе федеральной исполнительной власти…………………….29
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………………3
Введение
Актуальность исследования. Нынешний этап российской истории является этапом революционных перемен, реформ и потрясений. После крушения советской власти в начале 90-ых годов началось реформирование всех сфер общественной жизни, которое длиться по сей день. Современная власть ищет наилучшие пути построения уже не советского тоталитарного, а демократического российского общества.
Однако большинство попыток реформирования оканчивают не совсем удачно. Одной из причин этого является состояние органов исполнительной власти, на которые, зачастую, и возложено проведение той или иной реформы.
В современной России существует слишком громоздкий государственный аппарат. Одни органы повторяют компетенцию, функцию и задачи друг друга. Другие созданы для непонятной цели, их функции и компетенция чётко не определены. Третьи - будучи созданными для определённой задачи, не справляются с ней. При этом все органы вторгаются в компетенцию друг друга. Всё это порождает определённую путаницу в системе органов исполнительной власти, что препятствует их нормальному функционированию, что и является одной из причин провала реформ.
Для решения этой проблемы требуется упорядочивание всей системы государственного управления. Ведь, чтобы провести преобразования, нужно иметь нормально функционирующую систему органов управления, на плечи которых и ложиться большинство реформ.
Поэтому знание системы органов исполнительной власти имеет огромное значение, чтобы дать объективную оценку, как конкретному органу исполнительной власти, так и всей системе, в целом.
Значимость конституционно-правового регулирования формирования и функционирования системы органов исполнительной власти объясняется еще и тем, что это не только вопрос сферы государственного управления, «правоприменимости» нормативных актов, но и один из важнейших институтов публичной власти в жизни любого современного государства.
Государственное управление, реализуемое через систему органов исполнительной власти, в современных условиях становится всё более всеобъемлющим и одновременно многообразным по формам реализации государственной воли.
Основное назначение исполнительной власти - организация практического исполнения Конституции и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направляемой на удовлетворение публичных (общественных) интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права1.
Исполнительная власть РФ реализуется не только через центральные органы государственной администрации, но и через их территориальные структуры в тех случаях, когда эти органы образуют такие структуры.
Территориальные структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти образуют территориальный уровень системы исполнительной власти РФ.
Таким образом, в исполнительной власти заключено то звено государства, которое практически организует жизнь каждого гражданина и всего народа в целом. Эта власть включает в себя основную массу государственных органов и наибольшее число государственных служащих, она обладает широкими полномочиями2.
Однако стоит признать, что в РФ имеется целый комплекс проблем по организации функционирования органов федеральной исполнительной власти.
По мнению коллектива авторов Института государства и права, при видимых перестановках руководителей, переименовании органов исполнительной власти, передаче полномочий, сама система не меняет своих производственных параметров, и нет показателей изменения качества управления. Напротив, созидательные процессы развиваются достаточно медленно, бюрократический аппарат наращивает свою мощь, соответственно растут расходы на его содержание3.
Основополагающим принципом государственного устройства России, согласно Конституции РФ, является единство системы государственной власти.
Противоправное расширение компетенции субъектов Федерации, полное или частичное присвоение ими федеральных полномочий и полномочий совместного ведения фактически закрепляют неконституционную деятельность органов исполнительной власти субъектов Федерации и препятствуют созданию федеральными министерствами и ведомствами территориальных органов, а зачастую полностью исключают эту возможность4.
1. Органы исполнительной власти: понятие, система и правовое положение
1. 1. Понятие и принципы органов исполнительной власти
Закрепленный в Конституции принцип разделения властей привёл к замене старого понятия «органы государственного управления» на новое понятие «исполнительные органы государства», «органы исполнительной власти». Но, не смотря на это, в современной российской литературе используется как старое, так и новое понятие.
В действующем законодательстве термины «органы исполнительной власти» и «органы государственного управления» используются как равнозначные при определении административно-правового положения соответствующих органов. Деятельность этих государственных органов обеспечивает возможность реализации статуса иных участников административно-правовых отношений.
По-разному определяют авторы сущность органов исполнительной власти. Одни считают, что орган исполнительной власти - «это политическое учреждение, созданное для участия в осуществлении функций исполнительной ветви государственной власти, и наделённое в этих целях полномочиями государственно-властного характера». Другие авторы считают, что органы исполнительной власти - «это звенья государственного аппарата, которые в соответствии со своими функциями осуществляют на основании и во исполнения законов и подзаконных актов исполнительную и распорядительную деятельность»5.
«Орган исполнительной власти - это вид государственного органа, который наделен правом от имени государства осуществлять функции исполнительной власти, и, в рамках закрепленной за ним компетенции, решать задачи, возникающие в процессе государственного управления».
«Орган исполнительной власти - это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, территориальный масштаб деятельности, компетенцию, образуется в порядке, установленном законом или другим нормативным правовым актом, использует определенные методы в работе, наделена правом выступать по поручению государства, и призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества».
Являясь самостоятельной частью государственного аппарата, органы исполнительной власти обладают характерными для себя определёнными признаками, позволяющие составить точное представление о них.
Действующие в России органы исполнительной власти составляют определённую систему органов исполнительной власти.
Чтобы каждое структурное подразделение этой системы нормально функционировало, она должна строиться на совокупности определённых принципов. В юридической литературе нет единой системы таких принципов. Одни авторы в качестве основных принципов организации и деятельности исполнительной власти выделяют:
1. Принцип федерализма в системе органов исполнительной власти. Он обусловлен государственным устройством России. В юридическом смысле принцип федерализма проявляется в следующем:
а) компетенция органов исполнительной власти и взаимоотношения между ними определяется на основе нормативно-правовых актов, закрепляющих разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и её субъектов;
б) Конституцией РФ регламентируется соотношение правовых актов органов исполнительной власти и её субъектов;
в) одна из правовых форм регулирования взаимоотношений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - административный договор (федеральный орган исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ).
2. Принцип законности проявляется в том, что все его органы государственной власти и должностные лица обязаны соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации.
3. Принцип сочетания централизации и децентрализации оказывает большое влияние на функционирование всей системы исполнительной власти. Он подразумевает централизацию, т.е. сосредоточение большей части государственных функций в ведении центральных органов федеральной исполнительной власти, но в то же время закрепление предметов ведения и полномочий за конкретным органом, которые он должен осуществлять самостоятельно без вмешательство вышестоящих органов (децентрализация)6.
Ряд авторов7 этот список значительно расширяют. Помимо уже вышеуказанных выделяются такие принципы, как:
1. Самостоятельность органов исполнительной власти. Данный принцип вытекает из статьи 10 Конституции РФ, по которой «органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Он выражается в том, что органы исполнительной власти не находятся в организационном подчинении у органов двух других ветвей власти.
2. Единство системы органов исполнительной власти. Данный принцип означает то, что все органы исполнительной власти образуют единую систему исполнительной власти.
3. Принцип экономичности подразумевает экономию средств в сфере государственного управления.
Существует также ещё ряд действующих принципов: народовластие, гласность, обеспечение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина, ответственность. Но значение этих принципов очевидно.
В институциональном плане исполнительная власть имеет иерархическую структуру, которая включает:
Д.Н. Барах в зависимости от правовой основы образования предлагает различать органы, создаваемые на основе конституций, текущего законодательства, подзаконных актов8.
Иерархическая структура - организационная основа исполнительной власти, механизм действия которой предполагает реализацию властных полномочий в рамках определенной административной процедуры.
Поэтому органы исполнительной власти подразделяются на:
В композиционном плане орган исполнительной власти включает два основных элемента: