Трудовая помощь в России XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 10:51, доклад

Описание работы

История русского народа показывает, что в его культуре еще в период родоплеменных отношений стали закладываться традиции гуманного, сострадательного отношения к немощным и обездоленным людям, и особенно к детям как наиболее беззащитным и уязвимым среди них. Другими словами, еще в тот исторический период стали закладываться традиции призрения.

Файлы: 1 файл

доклад(2).docx

— 29.78 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Доклад

Трудовая помощь в России XIX века

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Зотова Мария, гр. №104 

Содержание 

Введение

   «Без труда не  может человек соблюсти свое  человеческое достоинство» - говорил  русский писатель XIX века Лев Николаевич Толстой.

На протяжении всего развития человеческой цивилизации любое  общество, так или иначе, сталкивается с проблемой отношения к тем  его членам, которые не могут самостоятельно обеспечить свое полноценное существование: детям, старикам, больным, имеющим отклонения в физическом или психическом  развитии и другим. Отношение к  таким людям в разных обществах  и государствах на разных этапах их развития было различным - от физического  уничтожения слабых и неполноценных  людей до полной интеграции их в  общество.

История русского народа показывает, что в его культуре еще в  период родоплеменных отношений  стали закладываться традиции гуманного, сострадательного отношения к немощным и обездоленным людям, и особенно к детям как наиболее беззащитным  и уязвимым среди них. Другими  словами, еще в тот исторический период стали закладываться традиции призрения.

Понятие призрение уходит своими корнями в глубь веков.

В словаре Ожегова призрение  трактуется следующим образом:

«Призреть, призрю, призришь (кого/что) (устар.) - дать кому-нибудь приют  и пропитание».

Современные исследователи  уточняют и дополняют это понятие. Под призрением например, детей следует понимать разнообразные формы и виды помощи:

- детям инвалидам;

- социальным сиротам;

- детям сиротам оставшимся без попечения родителей;

- безнадзорным;

- детям, бежавшим от  войны;

- детям с девиантным поведением и т.д.

Происходило множество изменений  по форме, видам и содержанию призрение  сегодня выросло в целую систему  социальной поддержки, защиты и помощи нынешним нуждающимся.

В XIX веке разворачивается  частная светская благотворительность: основываются богоугодные заведения, различные благотворительные общества, богадельни, приюты, дома призрения, ночлежные дома. Нуждающиеся трудоспособные мужчины и женщины в возрасте 20-45 лет могли надеяться только на небольшие денежные пособия и бесплатные обеды. Временную работу найти было не просто. Человек в лохмотьях, истощенный, без документов, но желающий честно трудиться, практически не имел шансов на получение места. Это ломало людей нравственно и физически. И снова приучить таких людей трудиться, вернуть их обществу было непростой задачей. 

1.Специфика трудовой  помощи.

 

Трудовая помощь - емкое, многосложное понятие, которое включало в дореволюционной России целый  комплекс мер по предотвращению нищеты и бедности и по возвращению "к  честной трудовой жизни" нищих  и безработных, тунеядцев и проституток, криминальных элементов общества, в  исследованиях и публицистике конца XIX - начала XX в. встречается различное  столкновение задач, функций и форм трудовой помощи, которые можно объединить условно в несколько групп:

1. "Непосредственное предоставление  занятий", т.е. развитие специальных  производственных учреждений и  объединений и организация общественных  работ.

2. "Содействие к приложению  труда", т.е. посредничество в  поиске работы, обеспечение работы  на дому, снабжение средствами  производства, сбыт готовой продукции  и др.

3. Профессиональное обучение  детей и взрослых, переподготовке  кадров.

4. "Воспитательно-исправительная" работа с людьми, "отвыкшими  от труда и морально неподготовленными  к нему".

Это направление российской благотворительности и социального  призрения складывалось в давние времена как результат осознания  обществом и государством пагубности нищенского промысла и тунеядства, превращавшихся в страшное социальное зло. Вплоть до революции велись дискуссии о целесообразности самой древней и стойкой форм помощи "несчастным" - милостыни, подачки. В "нищелюбивой" стране, каковой являлась Россия, где несколько веков эта форма служила методом религиозно-нравственного воспитания, не сразу пришли к пониманию трудовой помощи как самого действенного и высоконравственного направления милосердной деятельности, с этим выводом известного современного исследования Л.В. Бадя нельзя не согласиться.

     Российские  специалисты социального призрения  и, в частности Е.Д. Максимов, утверждали: "Бедность, нищета и  беспомощность - явление сложное,  которое, если не вполне, то  в значительной мере устранимо  надлежащим развитием трудовой  деятельности и трудового начала отодвинутых в капиталистическом производстве на неподобающее им, по их нравственному и социальному значению, место". Но трудовая помощь оставалась делом многочисленных и почти не связанных друг с другом общественных организаций и негосударственных учреждений.

   Таким образом, в XIX веке произошли заметные изменения в структуре и работе учреждений социальной помощи. Важной особенностью этого периода стало появление новых форм и направлений социальной защиты населения призванных смягчить социальную напряженность. Сложившаяся система призрения отражала основные тенденции благотворительного движения в Российской империи, хотя и не в таких масштабах, как это было свойственно столичным регионам. Благотворительную деятельность осуществляли государственные, полугосударственные учреждения, а также органы земского и городского самоуправления, совместно решавшие задачу помощи экономически неактивному населению. Основными объектами социальной поддержки оставались сироты, старики, инвалиды, безработные. Эффективность работы учреждений социального призрения в регионе связана с целым рядом проблем. Это, прежде всего, нехватка финансовых средств и слабая законодательная база. Несмотря на все трудности они оказывали значительную помощь незащищенным слоям населения. К сожалению, спрос на социальную помощь превышал возможности учреждений, поэтому не все могли своевременно ею воспользоваться.

Больше всего в сфере  трудовой помощи удалось сделать  органам городского и земского самоуправления в эпоху "великих реформ". Несмотря на ограниченность материальных средств, местные власти стремились внедрить новые подходы к "трудовому  вспоможению": предупреждение бедности, профессиональное обучение, развитие справочно-профессиональной сети для  приискания работы, организация общественных работ и др.

 

 

 

2.История становления и развития социального

призрения в России

Отмечается, что до XVIII в. в России забота о нуждающихся  была прерогативой церкви и монастырей. Именно при монастырях возникали первые богадельни, бесплатные больницы. Государство попыталось усовершенствовать и расширить виды оказываемой помощи, разделив нуждающихся на категории, с назначением соответствующей формы призрения: трудоспособным – работа, нетрудоспособным - призрение в закрытых заведениях, больным – лечение, обедневшим – меры предупреждающие нищету, «профессиональным» нищим определялось суровое наказание. Указ 1775г. положил начало организации общественного призрения, которое сохранялось в Российской Империи до введений земских установлений в период Великих реформ, а в не земских губерниях продолжала существовать до наступления советского периода русской истории.

Новым явлением в развитии социального призрения в России стало появление в конце XVIII –  начале XIX вв. учреждений и ведомств, непосредственно занимавшихся проблемами благотворительности. Первым по времени  образования и наиболее влиятельным  было Ведомство учреждений Императрицы  Марии 1796г. В его состав входили: Императорское женское патриотическое общество (1812), Попечительство императрицы  Марии Александровны о слепых (1881), Попечительство императрицы Марии  Федоровны о глухих (1898). Деятельность Ведомства охватывала практически  всю страну: больницы, учебные заведения, дома презрения, богадельни. Примерно 40% бюджета попечительства складывалось из частных пожертвований, а остальные средства поступали из казны и центральных учреждений ведомства. Дополнительными финансовыми источниками были: сбор с публичных зрелищ и увеселений, доход от издания и продажи игральных карт. Императорское Человеколюбивое Общество появилось в 1816г. Его целью было воспитание и обучение сирот и детей бедных родителей; предоставление дешевого жилья, обеспечение пищей, одеждой, работой, призрением престарелых, инвалидов, нетрудоспособных, оказание медицинской помощи. Активная работа в обществе стимулировалась государством, его члены могли рассчитывать на получение орденов и личное дворянство.

Человеколюбивое общество быстро реагировало на события, происходившие  в империи. В конце XIX в. оно берет на себя заботу о семьях лиц, пострадавших от анархистов. В 1891г. Обществом был открыт фонд для сбора средств в пользу пострадавших от неурожая.

В 1867г. был принят устав  Общества попечения больных и  раненых воинов, которое впоследствии переименовано в Российское Общество Красного Креста. С конца 60-х гг. XIX в. создаются местные комитеты Красного Креста. В период с 1876-1880 гг. в губернских городах появилось 88 местных отделений Красного Креста. Его цель оказание помощи больным и раненым солдатам отечественной или союзной армий. В мирное время Общество открывало школы для обучения персонала, оказывало инвалидам войны материальную помощь, помогало пострадавшим от стихийных бедствий. Местные органы Красного Креста занимались подготовкой сестер милосердия. Всего в общинах получило подготовку свыше 4 тыс. сестер.

В связи с голодом 1891-1892 гг. был учрежден особый комитет  Красного Креста, который работал  в 22 губерниях. Им открыто 3400 учреждений: столовых, чайных, приютов, ночлежных  домов, пекарен и складов. В начале XX в. существовало 630 учреждений Красного Креста.

Другим прогрессивным  направлением благотворительной деятельности в конце XIX в. являлась трудовая помощь. В 1895г. в стране действовало 43 дома трудолюбия, в 1900 насчитывалось 130. В 1906г. Попечительство о домах трудолюбия и работных домах переименовано в Попечительство о трудовой помощи, которое занималось содержанием Домов трудолюбия, трудовых пунктов, лечебно-продовольственных станций, детских яслей, ночлежных домов, столовых, исправительных и воспитательных учреждений, посреднических контор являвшихся, по существу, прообразами будущих бирж труда, организации общественных работ в период неурожаев и стихийных бедствий. В конце XIX - начале XX вв. его деятельность охватывала до 3 млн. человек и оказывала существенное воздействие на внутриполитическое и экономическое положение страны.

Развитие капитализма  в России привело к росту численности  людей лишившихся традиционных основ  жизни и прежних источников существования  и, следовательно, нуждавшихся в  помощи. Сложившаяся ситуация потребовала  от правительства реформ и в области  социального призрения. Казенных средств для социального призрения было недостаточно и деятельность приказов не всегда соответствовала своему назначению. Многие относились к делу формально. В 1864г. упраздняются Приказы общественного призрения и все их благотворительные учреждения передаются городским управам и земствам. Переход заведений из ведения Приказов общественного призрения в руки земств и городского управления произошел не сразу. Этому предшествовал период многолетних бюрократических тяжб. Они оставили в наследство органам местного самоуправления 784 учреждения. Особенно в неудовлетворительном состоянии были медицинские и благотворительные заведения. Повсеместно наблюдались плохие санитарно-гигиенические условия, обветшалость зданий или их неприспособленность.

Первые шаги земств в сфере социального призрения были сопряжены с целым рядом трудностей. Например, в статьях положения о губернских и уездных земских учреждениях недостаточно оговаривались права и обязанности, не определялись функции по социальному призрению и степень ответственности в случае их невыполнения.

 

 

 

 

3. Деятельность учреждений социального призрения

     Во второй половине XIX в. сложилась система общественного призрения, которая отражала основные тенденции благотворительного движения в Российской империи, хотя и не с таким размахом, как это было свойственно столичным регионам. Социокультурная ситуация в российской провинции отличалась многообразием форм и проявлений.

Общей целью открытия всех приютов являлось стремление оказать  помощь неимущим родителям, дать образование  и воспитание детям. В приюте получали начальное образование, приобретали  практические знания и умения необходимые  для самостоятельной жизни.

Расходы на приюты уплачивались из процентов, приходившихся на капиталы Общества содержавшихся в ценных бумагах и пожертвования. В среднем  в год на одну девочку тратилось 90 рублей, а на мальчика 66 рублей. Со временем при сохранении относительной  численности воспитанников расходы  на содержание детей росли. В 1905г. на одну девочку в год истрачено  ─ 113 рублей, на мальчика 93 рубля.

Существуют примеры, когда  общественные заведения переходили под контроль благотворительных ведомств. Так, Обоянский детский уездный приют был открытый в 1894г., через десять лет своего существования из-за нехватки финансовых средств перешел в Ведомство учреждений императрицы Марии.

Вторым по значимости было Общества Красного Креста. В Воронеже местное управление открыто в 1872г., а комитеты существовали во всех уездных  городах. С 1875г. в Курске стало действовать  управление Российского Общества Красного Креста и его комитеты. Организация и содержание больных и раненых производилась на средства местного управления Красного Креста и добровольные пожертвования частных лиц и обществ.

Инициатива учреждения в  Воронежской и Курской губерниях  общин сестер милосердия принадлежала главному военно-медицинскому управлению. Они были организованы в 1893г. Учебная  программа предусматривала изучение гигиены, анатомии, хирургии, физиологии, терапии, закона божьего. Курс обучения рассчитан на один год (в объеме курса  и практических занятий, установленных  правилами МВД и программ Главного управления Российского Общества Красного Креста от 19 февраля 1882г.). В отличие  от Воронежской Общины сестер милосердия в Курской сестры имели возможность проходить стажировку при своей больнице, а не в Губернской земской больнице.

Информация о работе Трудовая помощь в России XIX века