Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 10:51, доклад
История русского народа показывает, что в его культуре еще в период родоплеменных отношений стали закладываться традиции гуманного, сострадательного отношения к немощным и обездоленным людям, и особенно к детям как наиболее беззащитным и уязвимым среди них. Другими словами, еще в тот исторический период стали закладываться традиции призрения.
В Воронежской губернии в 1817г. был основан Попечительный о бедных Комитет Императорского Человеколюбивого общества. Круг деятельности Комитета включал в себя разнообразные направления: помощь пострадавшим от стихийных бедствий и несчастных случаев, выкуп из тюрем должников, помощь в сборе приданого бедным девушкам, помощь в похоронах неимущим, оказание помощи недееспособным, воспитание и обучение детей, организация работ или трудоустройство безработных вплоть до снабжения их необходимым материалом и сбытом готовой продукции, выплата пособий во время эпидемия. Крупным направлением в деятельности отделения Попечительства о бедных являлась работа Женского благотворительного отделения. Особенное внимание уделялось развитию женского труда и оказанию помощи в сбыте готовой продукции.
Попечительство о Домах
Преобразования 60-х – 70-х гг. ХIХ в. привели к возникновению новых органов власти на местах – земств. Трудности в работе данных учреждений были связаны с дефицитом финансовых средств, наличием бюрократических проволочек, с перечислением денег с банковского счета, ранее принадлежавшего Приказу общественного призрения. Материальные средства заведений складывались из недвижимых имуществ, капиталов, пожертвований, пошлин, штрафных и пенных денег, кружечных сборов, процентов от карточных игр, обязательных пособий от городов и земств, субсидий Государственного казначейства.
В ведении губернских земств находились и приюты для подкидышей. Содержались приюты за счет губернского земского сбора. В приюте дети находились около двух месяцев. Затем их отдавали на усыновление к опекунам. Опекуны, бравшие детей на воспитание, получали установленную плату. Существовали случаи вымогательства денег с опекунов. В результате многочисленных жалоб, поступавших от крестьян на священнослужителей, наблюдение за приемными родителями передалось губернским и уездным гласным и мировым судьям.
Другим направлением в работе земств по социальному призрению детей являлось создание приютов-яслей на летнее время. Их создание связано с высокими показателями детской смертности. На создание и содержание каждого приюта-яслей Губернская земская управа выделяла 250 рублей. Для уменьшения расходов на содержание призреваемых практиковалось вместо предоставления места в богадельне назначать денежное пособие.
В функции земств входило не только управление больницами и благотворительными заведениями, но и оказание единовременной помощи населению, пострадавшему в результате стихийных бедствий. Во время неурожая государство через земские управы оказывало крестьянам значительную материальную помощь.
Все богоугодные заведения, находящиеся в ведении земств подвергались ежегодной проверке ревизионной комиссии Губернского земского собрания, которая осуществляла тщательную проверку финансовой деятельности богоугодных заведений, пресекая возможные случаи денежных махинаций.
В Курской губернии в ведении
земства находился дом
Благотворительная деятельность городских управ в целом имела схожую направленность с работой земств. Контроль за расходом городских средств принадлежал не городскому обществу, а правительству. Основным источником городских доходов было прямое налоговое обложение местных жителей, платежеспособность которых оставалась низкой. Поэтому город не всегда мог ответить положительно на инициативу губернатора об организации для беднейших жителей бесплатной врачебной или другой помощью.
Заключение
Таким образом, в исследуемый период произошли заметные изменения в структуре и работе учреждений социальной помощи. Важной особенностью этого периода стало появление новых форм и направлений социальной защиты населения призванных смягчить социальную напряженность. Сложившаяся система призрения отражала основные тенденции благотворительного движения в Российской империи, хотя и не в таких масштабах, как это было свойственно столичным регионам. Благотворительную деятельность осуществляли государственные, полугосударственные учреждения, а также органы земского и городского самоуправления, совместно решавшие задачу помощи экономически неактивному населению. Основными объектами социальной поддержки оставались сироты, старики, инвалиды, безработные. Эффективность работы учреждений социального призрения в регионе связана с целым рядом проблем. Это, прежде всего, нехватка финансовых средств и слабая законодательная база. Несмотря на все трудности они оказывали значительную помощь незащищенным слоям населения. К сожалению, спрос на социальную помощь превышал возможности учреждений, поэтому не все могли своевременно ею воспользоваться.
Больше всего
в сфере трудовой помощи удалось сделать
органам городского и земского самоуправления
в эпоху "великих реформ". Несмотря
на ограниченность материальных средств,
местные власти стремились внедрить новые
подходы к "трудовому вспоможению":
предупреждение бедности, профессиональное
обучение, развитие справочно-профессиональной
сети для приискания работы, организация
общественных работ и др.
Литература
1. Ануфриев К.И. Нищенство и борьба с ним // Изв. Санкт-Петербург. гор. думы. 1913. № 48 (дек.).
2. Бадя Л.В. Общественные работы в дореволюционной России // Проблемы изучения и преподавания истории социальной работы и благотворительности в России: Сб. науч. тр. М., 2003.
3. Бадя Л.В. Трудовая помощь в России (XIX– начало XX в.): Учеб. пособие. М., 2003.
4. Белявский Н.Н. Рабочие дома и дома трудолюбия. Юрьев,1898.
5. Благотворительность в России: социальные и исторические исследования: Сб. СПб., 2001.