Министерство образования и
науки РФ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Нижегородский государственный
университет им. Н. И. Лобачевского»
Дзержинский филиал
Направление подготовки
«Юриспруденция»
Курсовая работа
по дисциплине Конституционное
право
Участие граждан
в системе местного самоуправления
Выполнил: студент 2 курса очной
формы обучения (гр. 3-Б12 Ю/19)
Березина Евгения
Романовна
_________________
Проверил:
ст. ассистент Котрикова
Татьяна Юрьевна
__________________
Дзержинск
2014
Содержание
Введение |
3 |
Глава 1. |
Формы непосредственной демократии
при осуществлении местного самоуправления |
6 |
|
1.1 |
Местный референдум. Муниципальные
выборы |
7 |
|
1.2 |
Голосование по отзыву депутата,
члена выборного органа местного самоуправления,
выборного должностного лица местного
самоуправления, голосование по вопросам
изменения границ муниципального образования,
преобразования муниципального образования |
11 |
|
1.3 |
Территориальное общественное
самоуправление |
13 |
|
1.4 |
Сход граждан |
15 |
Глава 2. |
Осуществление местного самоуправления
непосредственно населением в Российской
Федерации |
17 |
Заключение |
22 |
Список используемой литературы |
24 |
Введение
Безусловно, вопрос о природе
власти, выраженной в местном самоуправлении,
до сих пор остается спорным. Некоторые
склонны считать его элементом гражданского
общества, отделенным от государства,
другие - частью государственного механизма,
третьи - тем и другим одновременно. Отсутствие
единства в понимании того, какое место
должно занимать местное самоуправление
в системе управления государственными
и общественными делами, в период реформ
управления 1990-х годов наряду с другими
неблагоприятными социально-экономическими
и политическими факторами привело к тому,
что население оказалось, оторвано от
органов местного самоуправления, проявляет
крайнюю пассивность при их формировании,
не имеет на них никакого влияния. В результате
население осталось незащищенным, а само
местное самоуправление приобрело выхолощенные,
искаженные формы.
В отсутствии развития общественных
начал в деятельности органов местного
самоуправления, раскрепощении самодеятельной
активности жителей, - без этого местное
публичное управление не станет подлинным
самоуправлением, несмотря на законодательную
«прописку» термина «местное самоуправление».
Вовлечение населения в самоуправленческий
процесс важно и для властных структур,
ведь имея дело с политически и социально
пассивным контингентом, бесполезно ставить
перед обществом большие цели. Нельзя
разрешать возникающие в муниципальных
образованиях проблемы исключительно
посредством муниципальных органов и
служб.
Объектом исследования являются общественные
отношения, связанные с осуществлением
гражданами своей воли в рамках местного
самоуправления.
Предметом изучения являются формы прямого
волеизъявления в системе местного самоуправления.
Методологической основой курсовой
является системный исторический и сравнительно-правовой
анализ, основанный на изучении и использовании
большого теоретического материала, официальных
документов, законодательства и иных правовых
источников, по вопросам связанным с
осуществлением гражданами местного самоуправления.
Теоретическую основу исследования
составили положения действующей Конституции
РФ, Федеральный закон «Об общих принципах
организации местного самоуправления»
и другие нормативно-правовые акты, также
использовалась научная и учебная литература.
Изучением проблем системы
местного самоуправления посвящены многочисленные
публикации, монографические и диссертационные
исследования отечественных и зарубежных
политологов, правоведов, социологов,
историков. Среди работ отечественных
авторов, в которых проводится комплексное
исследование вопросов местного самоуправления,
можно назвать работы М.В. Баглая, 1Е.И. Козлова, 2 О.Е. Кутафина 3, С.А. Авакьян 4и др.
Недостаточная изученность
темы определила цель исследования: изучение
институтов непосредственной демократии
при осуществлении местного самоуправления;
выявление особенностей российской практики
при осуществлении местного самоуправления.
Поставленная цель предполагает
решение следующих задач:
- Ознакомиться с законодательством
Российской Федерации, регулирующим вопросы
местного самоуправления.
- Рассмотреть институты непосредственной
демократии при осуществлении местного
самоуправления.
- Изучить практику применения
форм волеизъявления.
Задачи, поставленные автором,
предопределили структуру исследования.
Оно cостоит из введения, двух глав, включающих
пять параграфов, заключения, списка использованной
литературы.
Глава 1. Формы непосредственной
демократии при осуществлении местного
самоуправления
Конституция РФ, регулируя формы
осуществления местного самоуправления,
на первое место вывела институты непосредственной
демократии: местное самоуправление в
соответствии с ч. 2 ст. 130 Конституции РФ
осуществляется гражданами путем референдума,
выборов, других форм прямого волеизъявления,
через выборные и другие органы местного
самоуправления.
Такие формы непосредственного
осуществления населением местного самоуправления
весьма многочисленны и разнообразны.
Это – местный референдум и муниципальные
выборы, сходы граждан и территориальное
общественное самоуправление, публичные
слушания и многие другие. 5
В настоящее время имеется законодательная
база, которая позволяет жителям муниципальных
образований активно участвовать в решении
местных проблем. Это не только Федеральный
закон № 131-ФЗ, но также Федеральный закон
от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие
в референдуме граждан Российской Федерации»,
Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ
«О собраниях, митингах, демонстрациях,
шествиях и пикетированиях» и др. Большое
количество таких законов принято субъектами
РФ. Ими конкретизируются наиболее существенные
вопросы организации местных референдумов,
выборов органов местного самоуправления
и их должностных лиц, территориального
общественного самоуправления, проведения
публичных слушаний и др. Порядок участия
населения в осуществлении местного самоуправления
регулируется также муниципальными правовыми
актами.
1.1 Местный референдум.
Муниципальные выборы
Муниципальные выборы и местный
референдум являются основополагающими
формами осуществления населением местного
самоуправления. В Конституции РФ выборы
и референдум признаются высшим непосредственным
выражением власти народа.
Местный референдум
– голосование граждан Российской
Федерации, постоянно или преимущественно
проживающих в границах одного или нескольких
муниципальных образований, по важным
вопросам местного значения.6
В соответствии с Федеральным
законом – 131 и Федеральным законом –
67, местный референдум – это форма прямого
волеизъявления граждан по наиболее важным
вопросам местного значения в целях принятия
решений, осуществляемого посредством
голосования граждан, место жительства
которых расположено в границах муниципального
образования и обладающих правом на участие
в местном референдуме. 7
Решение, принятое на местном
референдуме, не нуждается в утверждении
какими-либо органами государственной
власти, государственными должностными
лицами или органами местного самоуправления.
Если для его реализации требуется издание
нормативного правового акта, орган местного
самоуправления, в чью компетенцию входит
данный вопрос, обязан принять такой акт.
Принятое на местном референдуме решение
и итоги голосования подлежат официальному
опубликованию (обнародованию).8
Наиболее массовой формой прямого
народного волеизъявления являются выборы. Их значение
определяется прежде всего тем, что посредством
выборов образуются представительные
органы власти, через которые населением
в первую очередь осуществляется местное
самоуправление, а также получают свои
полномочия главы местной администрации
– еще одна важная форма осуществления
населением местного самоуправления.
Муниципальные выборы - это выборы, проводимые
в целях избрания депутатов, членов выборного
органа местного самоуправления, выборных
должностных лиц местного самоуправления
на основе всеобщего равного и прямого
избирательного права при тайном голосовании.9
Посредством муниципальных
выборов граждане избирают тех, кто подготовлен
для осуществления функций местного самоуправления
в качестве их представителей в выборных
органах местного самоуправления. По мнению
О.Е. Кутафина, муниципальные выборы «...дают
возможность населению в процессе избирательной
компании оценивать деятельность органов
и должностных лиц местного самоуправления,
определить пути и способы улучшения из
работы».10
В настоящее время правовой
основой выборов в органы местного самоуправления
являются: Федеральный закон «Об основных
гарантиях избирательных прав и права
на участие в референдуме граждан Российской
Федерации», а также принятые органами
государственной власти субъектов Федерации
законы или Положения о выборах в органы
местного самоуправления, уставы муниципальных
образований.11
Местный референдум проводится
по инициативе населения муниципального
образования, избирательных объединений,
по совместной инициативе представительного
органа муниципального образования и
главы местной администрации. Порядок
назначения и проведения местного референдума,
принятия и изменения его решений устанавливается
уставом муниципального образования в
соответствии с законодательством Российской
Федерации и субъекта РФ.12Для выдвижения инициативы
проведения референдума и сбора подписей
граждан в ее поддержку образуется инициативная
группа по проведению референдума. Инициативная группа по проведению
референдума должна зарегистрироваться
в комиссии референдума и получить соответствующее
регистрационное удостоверение.
В соответствии Законом о местном
самоуправлении 2003 г. (ст. 22) решение о проведении
местного референдума принимается представительным
органом местного самоуправления по собственной
инициативе или по требованию населения
в соответствии с уставом муниципального
образования. Решение о назначении местного
референдума подлежит официальному опубликованию
в средствах массой информации не позднее
чем через 5 дней со дня принятия. 13
В соответствии со
ст. 10 Закона «Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме
граждан РФ», если уполномоченный на то
орган (представительный орган местного
самоуправления) не назначит выборы в
сроки, предусмотренные п. 7 этой статьи
(80 – 90 дней до дня голосования), а также
если уполномоченный на то орган отсутствует,
то выборы назначаются соответствующей
избирательной комиссией (в данном случае
— избирательной комиссией муниципального
образования) не позднее чем за 70 дней
до дня голосования. Решение избирательной
комиссии о назначении выборов публикуется
не позднее чем через 7 дней со дня истечения
срока официального опубликования решения
о назначении выборов (5 дней со дня принятия).
Проведение и организацию местных
референдумов и муниципальных выборов
осуществляют избирательная комиссия
муниципального образования, участковые
комиссии.
Основное условие проведения
референдумов и выборов в РФ, и на местном
уровне – это информационное обеспечение
референдумов и выборов, которое включает
в себя информирование избирателей, участников
референдума, предвыборную агитацию, агитацию
по вопросам референдума и способствует
осознанному волеизъявлению граждан,
гласности выборов и референдумов.14
Голосование на муниципальных выборах проводится
с 8 до 20 часов по местному времени. В соответствии
с новой редакцией Закона «Об основных
гарантиях избирательных прав и права
на участие в референдуме граждан РФ»
внесение в бюллетень графы «Против всех»
и голосование по этому варианту не допускаются.15
Избиратели голосуют бюллетенями.
Если округ одномандатный, избиратель
отмечает одного кандидата в списке избирательного
бюллетеня, если многомандатный и в бюллетене
указаны фамилии кандидатов, то отмечает
тех. кому он отдает предпочтение (не более
числа депутатов, подлежащих избранию).
Если в многомандатном округе баллотируются
партийные списки кандидатов, избиратель
отмечает один из этих списков. Если выбирается
глава администрации, муниципальное образование
составляет единый муниципальный избирательный
округ (одномандатный).
Для подсчета голосов и определения
победителей на муниципальных выборах,
как правило, используется мажоритарная
избирательная система относительного
большинства (побеждает кандидат, набравший
больше голосов по сравнению с любым другим
кандидатом, при условии, что он получил
больше голосов, чем голоса, поданные против
всех кандидатов). Если выдвигаются конкурирующие
партийные списки кандидатов, то может
быть использована пропорциональная система.
В этом случае места в Совете муниципального
образования делятся пропорционально
голосам, полученным партией (ее списком).
Естественно, в одномандатных округах
пропорциональная система не может быть
применена.