Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2015 в 00:39, курсовая работа
Описание работы
Поставленная цель предполагает решение следующих задач: Ознакомиться с законодательством Российской Федерации, регулирующим вопросы местного самоуправления. Рассмотреть институты непосредственной демократии при осуществлении местного самоуправления. Изучить практику применения форм волеизъявления.
Содержание работы
Введение 3 Глава 1. Формы непосредственной демократии при осуществлении местного самоуправления 6
1.1 Местный референдум. Муниципальные выборы 7
1.2 Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования 11
1.4 Сход граждан 15 Глава 2. Осуществление местного самоуправления непосредственно населением в Российской Федерации 17 Заключение 22 Список используемой литературы 24
Местный референдум и муниципальные
выборы признаются недействительными
или несостоявшимися если нарушения, допущенные
при их проведении, не позволяют с достоверностью
установить волеизъявление избирателей;
если выборы были признаны недействительными
не менее чем на одной четвертой части
избирательных участков, а также по решению
суда.
1.2 Голосование по
отзыву депутата, члена выборного органа
местного самоуправления, выборного должностного
лица местного самоуправления, голосование
по вопросам изменения границ муниципального
образования, преобразования муниципального
образования
Отзыв депутата, члена
выборного органа местного самоуправления,
выборного должностного лица местного
самоуправления является одновременно
формой: непосредственного осуществления
гражданами местного самоуправления;
ответственности указанных должностных
лиц перед населением.16
Население муниципального
образования, формируя органы местного
самоуправления, которые самостоятельно
будут решать ряд вопросов местного значения,
должно иметь существенные гарантии того,
что избранные ими депутаты, должностные
лица в своих действиях будут руководствоваться
интересами именно населения.
Основания для отзыва
депутата, члена выборного органа местного
самоуправления, выборного должностного
лица местного самоуправления и процедура
отзыва указанных лиц устанавливаются
уставом муниципального образования.
Ими могут служить только конкретные противоправные
решения или действия (бездействие) данных
лиц в случае их обязательного подтверждения
в судебном порядке.17
Голосование по отзыву
депутата, члена выборного органа местного
самоуправления, выборного должностного
лица местного самоуправления проводится
по инициативе населения в порядке, установленном
законом субъекта РФ для проведения местного
референдума, с учетом федерального законодательства
и особенностей (иной цели) данного голосования.
Процедура отзыва депутата,
члена выборного органа местного самоуправления,
выборного должностного лица местного
самоуправления должна обеспечивать ему
возможность дать избирателям объяснения
по поводу обстоятельств, выдвигаемых
в качестве оснований для отзыва.
Депутат, член выборного
органа местного самоуправления, выборное
должностное лицо местного самоуправления
считается отозванным, если за отзыв проголосовало
не менее половины избирателей, зарегистрированных
в муниципальном образовании (избирательном
округе).
Учитывая, что явка
на муниципальных выборах обычно не очень
высокая (25-50%), получить голоса (за отзыв)
более 50% зарегистрированных избирателей
в реальной жизни проблематично. Поэтому
практика регулярного и повсеместного
(частого) отзыва депутатов, выборных лиц,
должностных лиц муниципальных образований
пока в России не сложилась. На сегодняшний
день данная норма имеет больше предупредительный
характер.
В целях получения
согласия населения при изменении границ
муниципального образования, преобразовании
муниципального образования проводится
соответственно голосование по вопросам
изменения границ муниципального образования,
преобразования муниципального образования.
Данное голосование
назначается представительным органом
муниципального образования и проводится
в порядке, установленном федеральным
законом и принимаемым в соответствии
с ним законом субъекта РФ для проведения
местного референдума, с учетом особенностей
голосования.18
Голосование по вопросам
изменения границ муниципального образования,
преобразования муниципального образования
считается состоявшимся, если в нем приняло
участие более половины жителей муниципального
образования или части муниципального
образования, обладающих избирательным
правом.
Согласие населения
на изменение границ муниципального образования,
преобразование муниципального образования
считается полученным, если за указанные
изменение, преобразование проголосовало
более половины принявших участие в голосовании
жителей муниципального образования или
части муниципального образования.19
Итоги голосования
по отзыву депутата, члена выборного органа
местного самоуправления, выборного должностного
лица местного самоуправления, итоги голосования
по вопросам изменения границ муниципального
образования, преобразования муниципального
образования и принятые решения подлежат
официальному опубликованию (обнародованию).
1.3 Территориальное
общественное самоуправление
Под территориальным общественным
самоуправлением понимается самоорганизация
граждан по месту их жительства на части
территории муниципального образования
(территориях поселений, не являющихся
муниципальными образованиями, микрорайонов,
кварталов, улиц, дворов и других территориях)
для самостоятельного и под свою ответственность
осуществления собственных инициатив
в вопросах местного значения непосредственно
населением или через создаваемые им органы
территориального общественного самоуправления.
К таким органам относятся советы
или комитеты микрорайонов, жилищных комплексов,
поселков, сельских населенных пунктов,
советы или комитеты улиц, кварталов, домов.20
В Законе закрепляется, что
органы территориального общественного
самоуправления избираются на собраниях
или конференциях граждан, проживающих
на соответствующей территории. Территориальное
общественное самоуправление считается
учрежденным с момента регистрации устава
территориального общественного самоуправления
уполномоченным органом местного самоуправления
соответствующего поселения. Порядок
регистрации устава территориального
общественного самоуправления определяется
уставом муниципального образования и
(или) нормативными правовыми актами представительного
органа муниципального образования.
Территориальные органы общественного
самоуправления создаются для взаимодействия
и сотрудничества с органами местного
самоуправления. 21Уставы многих муниципальных
образований предусматривают возможность
передачи органами местного самоуправления
вопросов на разрешение органами территориального
общественного самоуправления, при этом
также возможно установление сферы совместного
ведения. В частности, это проявляется
в том, что именно представительный орган
муниципального образования в Уставе
или иных нормативно – правовых актах
устанавливает порядок организации и
осуществления территориального общественного
самоуправления, условия и порядок выделения
необходимых средств из местного бюджета.
Органы территориального общественного
самоуправления представляют интересы
населения, проживающего на соответствующей
территории, обеспечивают исполнение
решений, принятых на собраниях и конференциях
граждан. Также территориальное общественное
самоуправление обладает правом вносить
в органы местного самоуправления проекты
муниципальных правовых актов.
Эти органы могут осуществлять
экономическую деятельность, иметь и самостоятельно
использовать финансовые ресурсы, образуемые
за счет доходов от экономической деятельности,
добровольных взносов и пожертвований,
других поступлений. Рассматриваемые
органы могут быть юридическими лицами.
Решения органов территориального
общественного самоуправления, принятые
в пределах их компетенции, обязательны
к исполнению гражданами, проживающими
на данной территории, а также предприятиями,
организациями, учреждениями, должностными
лицами, которым они адресованы.22
1.4 Сход граждан
Одной из самых массовых форм
непосредственной демократии, наиболее
доступной гражданам и выступающей средством
их самоорганизации, общественного самоуправления,
являются собрания (сходы). Собрания
(сходы) позволяют сочетать коллективное
обсуждение вопросов и принятие решений
гражданами с личной активностью и инициативой
– выступлениями, участием в голосовании
и т.д. Тем самым собрания (сходы) играют
важную роль в системе местного самоуправления,
служат формой привлечения граждан к осущесвлению
самых разнообразных управленческих функций.
Согласно Закону Российской
Федерации от 6 июля 1991 г. «О местном самоуправлении
в Российской Федерации» (ст. 81), к компетенции
общих собраний (сходов), конференций граждан
относились избрание органов территориального
общественного самоуправления населения
и принятие положений (уставов) о них; утверждение
программ деятельности органов территориального
общественного самоуправления населения
по социально-экономическому развитию
соответствующей территории и отчетов
об их исполнении; решение других вопросов,
относящихся к компетенции органов территориального
общественного самоуправления населения,
затрагивающих интересы населения соответствующих
территорий. 23
В Федеральном законе 2003 г. «Об
общих принципах организации местного
самоуправления в РФ» заложены иные функции
для собраний, сходов, конференций граждан.
Сходы проводятся только в небольших муниципальных
образованиях и выполняют функции представительных
органов. Собрания могут проводиться для:
принятия обращения к органам местного
самоуправления и их должностным лицам;
избрания делегатов конференции, иных
представителей граждан; решения вопросов
территориального общественного самоуправления.
Решения, принятые на сходе
граждан, подлежат обязательному исполнению
на территории поселения. Решения, принятые
на сходе граждан, подлежат обязательному
исполнению на территории поселения. Органы
местного самоуправления и должностные
лица местного самоуправления обеспечивают
исполнение решений, принятых на сходе
граждан, в соответствии с разграничением
полномочий между ними, определенным уставом
поселения. Решения, принятые на сходе
граждан, подлежат официальному опубликованию
(обнародованию).
Глава 2. Осуществление
местного самоуправления непосредственно
населением в Российской Федерации
Основным нормативно – правовым
актом, регулирующим осуществление населением
местного самоуправления, является Федеральный
закон – 131 «Об общих принципах организации
местного самоуправления» от 06.10.2003г. Данный
закон положил начало муниципальной реформе
в РФ. Авторы реформы определили правильные
цели: приблизить муниципальную власть
к населению, четко определить ее социальные
обязанности и др. Однако, социально –
экономические проблемы, возникшие в ходе
реформы местного самоуправления, дефекты
в правовой базе породили на практике
дополнительные проблемы, и многие задачи
реформы не осуществлены и на сегодняшний
момент. 24Остается нерешенным главный
вопрос – принадлежит ли реально населению
его право на осуществление местного самоуправления
самостоятельно, независимо и под свою
ответственность.
По мнению Пешина Н.Л. в построенном
на новых принципах местного самоуправления
обществе, на первый план выступают органы
и должностные лица местного самоуправления.
Значение населения сводится к функционированию
представительного органа муниципального
образования и участию в ряде консультативных
процедур. Система органов местного самоуправления
уже установлена в федеральном законодательстве,
поэтому у органов государственной власти
есть возможность заниматься решением
важных вопросов местного самоуправления,
определением их результатов, что прямо
противоречит ст. 131 Конституции РФ.25
Практика применения нового
законодательства о местном самоуправлении
противостоит основным конституционным
принципам организации местного самоуправления. В связи с этим возникает большое
количество ошибок организационного характера,
связанных с незнанием законодательства
о местном самоуправлении и нежеланием
органов местного самоуправления, должностных
лиц и органов государственной власти
решать существующие проблемы.
В Федеральном законе – 131 местный
референдум как форма осуществления местного
самоуправления населением прописана
первой. Однако, положение о референдуме
как о высшей непосредственной форме выражения
власти народа, с позиций практики не означает
абсолютизации роли данного института
в механизме местной власти. Во – первых,
возможность принятия гражданами публично
– властных решений всегда ограничена.
Так, в РФ к полномочиям, осуществляемым
исключительно прямым волеизъявлением
населения, относится введение и использование
средств самообложения граждан.26 Во – вторых, местный референдум
как способ решения вопросов местного
значения в РФ применяется крайне редко,
что фактически и делает его факультативным
средством осуществления местного самоуправления.
К наиболее частым вопросам,
предлагаемым на вынесение при проведении
местного референдума, относятся: определение
структуры органов местного самоуправления,
территориального устройства муниципального
образования, и др.27
Несмотря на то, что Федеральный
закон – 131 от 06.10.2003г определил местный
референдум как основную форму осуществления
местного самоуправления, на сегодняшний
день он остается факультативным инструментом
осуществления местного самоуправления.
Федеральным законом – 67 «Об
основных гарантиях избирательных прав
и права на участие в референдуме граждан
РФ» в РФ устанавливается обязательность
и периодичность проведения выборов.28 Самой используемой формой
осуществления местного самоуправления
являются муниципальные выборы. К недостаткам
региональных законов о муниципальных
выборах относятся отсутствие вариативности
видов избирательных систем, отсутствие
точного (в процентном соотношении) количества
подписей избирателей, необходимого для
регистрации кандидатов, списков кандидатов,
установление неоправданно низких размеров
предельных сумм расходов за счет средств
избирательных фондов депутатов, отсутствие
сроков проведения повторного голосования.
Организация и проведение выборов
осуществляется либо избирательной комиссией
муниципального района, либо территориальной
избирательная комиссия, на которую возлагаются
полномочия избирательной комиссией муниципального
образования. Следует заметить, что в ряде
субъектов необходимость формирования
муниципальных избирательных комиссий
в муниципальном районе была вызвана тем,
что члены соответствующей территориальной
избирательной комиссии находились в
прямом служебном или должностном подчинении
кандидатов. Однако чаще всего организуют
и проводят выборы территориальные избирательные
комиссии – они являются государственными
органами, поэтому их деятельность финансируется
из государственного бюджета; на финансирование
избирательной комиссии муниципального
образования, как правило, в местном бюджете
не хватает средств.29