Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 17:49, курсовая работа
В данной научной статье автор обращает пристальное внимание на законодательно закреплённые положения о возможности участия, а также обязанности прокурорского работника вступить в судебной спор по тому или иному основанию, в частности за защитой прав и свобод граждан которые по тем или иным причинам не могут самостоятельности выступить в защиту своих прав, а также указывает что российский гражданин в силу сложившихся обстоятельств еще не готов к самостоятельному общению с судебной системой. В качестве обоснования своей позиции автор приводит следующие аргументы. При такой ситуации является ли справедливым введение ограничений на обращение прокурора в суд в интересах граждан?
Дача прокурором в суде беспристрастного заключения, думается, в первую очередь нужна даже не самой прокуратуре, которая представляет не только закон, но и интересы государства, а в большей степени гражданам, как правило, более слабой стороне в процессе против государства. Представляется, что дача заключения прокурором в суде является важной гарантией ее независимого статуса от исполнительной власти. Думается, что наглядным подтверждением этому является судебная практика.
Успех судебно-правовой реформы в условиях нестабильной рыночной экономики, не изжившей до настоящего времени элементы «дикого капитализма», неэффективной деятельности органов управления, коррупции государственного аппарата во многом определяется созданием надежного механизма защиты основных конституционных прав граждан и интересов государства.
В любом государстве закон без механизма его реализации, без принуждения к исполнению всегда рискует превратиться в лозунг, в пустую декларацию. Одним из таких традиционных для российской правовой системы механизмов была и остается прокуратура, которой во все исторические периоды вверялась защита в суде финансовых интересов государства, а также прав и законных интересов граждан, нуждающихся в особой государственной поддержке.
Представляется, что положения
ч. 5 ст. 52 АПК, определяющие цель вступления
прокурора в процесс как
Публичный характер деятельности прокурора
предполагает, что его полномочия в судах
общей юрисдикции и арбитражных судах
должны в принципиальных положениях совпадать,
поскольку независимо от вида судопроизводства
задачи прокурора остаются одинаковыми
и в арбитражном, и в гражданском суде,
где он защищает государственные и общественные
интересы, а равно права и законные интересы
лиц, нуждающихся в особой защите.
Между тем сравнительный анализ норм Арбитражного
и Гражданского процессуальных кодексов,
демонстрирующих различный подход к полномочиям
прокурора, позволяет прийти к выводу
о том, что в законодательстве нет определенности
в вопросе о целях и задачах участия прокурора
в суде.
Полномочия же прокурора по защите государственных интересов в сфере экономики предельно минимизированы и ограничены строго определенной категорией споров: оспаривание правовых актов (нормативных и ненормативных), признание недействительными сделок и применение последствий недействительности ничтожной сделки. В случае со сделками прокурор ограничен еще и субъектным составом участников сделки и вправе оспорить ее в суде или вступить в процесс лишь в случае, если стороной сделки являются органы государственной власти, местного самоуправления, государственные, муниципальные предприятия, учреждения, а также юридические лица с государственным или муниципальным участием (ст. 52 АПК).
В этой связи
представляется необходимым внести
в АПК изменения, предоставляющие
прокурору право предъявлять
любые иски в интересах Российской
Федерации, ее субъекта, муниципального
образования, по аналогии со ст. 45 ГПК.
Определяющим моментом в этом случае должен
быть не субъектный состав участников
сделки, а объект посягательства.
Для упреждения возражений со стороны
многочисленных оппонентов следует заметить,
что это предложение ни в коей мере не
означает вмешательства прокуратуры в
экономическую деятельность хозяйствующих
субъектов, а преследует цель защиты социально
значимых интересов. Необходимость возврата
в государственную собственность незаконно
отчужденных объектов жилого фонда и коммунальной
инфраструктуры, земель природоохранного
назначения, дорог общего пользования
и т.д. в специальном обосновании не нуждается.
Информация о работе Участие прокурора в гражданском и арбитражном судопроизводстве