Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 23:36, курсовая работа
Проблемы процессуального регулирования оснований, условий и порядка реализации законов, указов Президента, постановлений правительства Российской Федерации, других нормативно-правовых актов и содержащихся в них материальных административно-правовых норм, регулирующих отношение в различных аспектах и направлениях реализации государственной исполнительной власти. Процессуализация властной деятельности публичных органов исполнительной власти необходима для эффективной деятельности последних; способствует ограничению принятия ими ошибочных решений; а также гарантирует невластный субъектам реализации их прав и законных интересов.
В ходе предварительной подготовки по делам об административных правонарушениях правомочным органам приходится применять предусмотренные законом меры обеспечения производства по таким делам. Эти меры применяются для установления личности нарушителя, обстоятельств совершения проступка, обнаружения и фиксации доказательств по делу, для своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения постановления. В числе обеспечительных мер можно назвать административное задержание нарушителя, личный досмотр, досмотр вещей, изъятие вещей и документов. Можно отметить, что названные меры носят зачастую сложный, универсальный характер, наряду с обеспечением правоприменения они выполняют также роль предупреждения и пресечения правонарушений.
При предварительной подготовке по делам об административных правонарушениях, в том числе и во время составления протокола, решается вопрос о юридической оценке совершенного деяния, носящего признаки административного правонарушения. Правильная юридическая оценка административного правонарушения имеет очень важное значение, так как она предопределяет направление дела по подведомственности для рассмотрения по существу. Но решение вопроса о юридической квалификации иногда бывает затруднительно, особенно — в случае отграничения так называемых смежных проступков и административных проступков от «сходных» преступлений. Меры по предупреждению ошибок при предварительной подготовке по делам об административных правонарушениях могут быть различными и зависят от особенностей конкретного дела. По трудно доказываемым правонарушениям пользуются помощью экспертов, принимают оперативные меры по установлению очевидцев правонарушений.
Эта стадия производства по делам
об административных правонарушениях
является центральной. Деятельность органов
административной юрисдикции на данном
этапе производства носит комплексный
характер, предопределяемый необходимостью
правильного установления предмета административно-правового
деликта, его подведомственности, а также
необходимостью рассмотрения дела по
существу и вынесения решения (постановления).
Комплексность названных действий по
осуществлению административной юрисдикции
связывается со сложностью и многоплановостью
задач производства по делам об административных
правонарушениях. На стадии рассмотрения
дел главным образом и происходит реализация
как административных материальных, так
и административно-процессуальных норм.
И в конечном итоге предопределяется эффективность
всего правоприменительного процесса.
Правильное применение законодательства
об административных правонарушениях
оказывает положительное влияние на состояние
общественного порядка, способствует
предупреждению правонарушений и особенно
преступлений с административной преюдицией.
Разумеется, задачи законодательства
и задачи производства по этим делам, а
также требования законности и обеспечения
гарантий личности в административно-юрисдикционном
процессе могут быть выполнены при условии
неукоснительного соблюдения урегулированного
административно-
Стадия рассмотрения дел об административных
правонарушениях отражает сущность правонарушения
по этим делам. Именно на данной стадии
решается вопрос о виновности или невиновности
лица, привлекаемого к административной
ответственности; именно на данной стадии
подтверждается правовая, логическая
и психологическая характеристика не
только правоприменения, но и обоснованность
нормативного установления административной
ответственности за конкретные правонарушения.
Поэтому на данной стадии носят (и должны
носить) исключительно правовой характер
как процессуальные, так и процедурные
действия участников административно-
Стадия рассмотрения дел об административных
правонарушениях в зависимости
от характера процедурно-процессуальных
действий участников административно-
1. Подготовка дела к
2. Непосредственное рассмотрение
дел об административных правон
Главная цель рассмотрения дела по существу
— установление фактических обстоятельств
совершения правонарушения, объективная
правовая оценка его и применение к виновному
законной, обоснованной и справедливой
меры административного взыскания. Помимо
отмеченного, на этой стадии производства
по делам об административных правонарушениях
проверяются социальные основы не только
правоприменения, но и нормативно-правового
установления административной ответственности
за конкретные виды проступков. На данной
стадии производства процессуальные и
процедурные действия участников административно-
3. В результате рассмотрения дела выносится постановление о наложении административного взыскания либо прекращении производства по делу при объявлении устного замечания, передачи материалов дела на рассмотрение товарищеского суда, общественной организации, в комиссии специализированные, органам предварительного следствия, прокурору и т.п.
На данной стадии производства по делам об административных правонарушениях возникает много сложных вопросов, связанных не только с «собственно» исполнением постановлений, но и с разрешением иных вопросов, предопределяющих своевременность, правильность и полноту исполнения постановлений органов административной юрисдикции. На основе анализа практики и действующих норм можно представить следующий перечень вопросов, которые приходится разрешать органам административной юрисдикции при исполнении постановлений по делам об административных правонарушениях:
Названный перечень вопросов, подлежащих разрешению при исполнении постановлений о наложении административных взысканий, является примерным. В него можно включить вопросы, связанные с уточнением каких-либо неточностей в постановлениях, с устранением описок и опечаток при изготовлении текста и копий постановлений, с устранением арифметических ошибок в определении подлежащего взысканию имущественного ущерба, причиненного административным правонарушителем, с определением очередности исполнения постановления в части применения имущественных взысканий, с определением судьбы вещественных доказательств или предметов конфискации (либо предметов, подлежащих изъятию). На практике иногда возникают вопросы, связанные с зачетом в срок отбытия административного ареста времени содержания под стражей (например, при применении этого взыскания в связи с прекращением уголовного дела). Подобный вопрос возникает и при применении административного взыскания в виде исправительных работ. Наконец, не исключаются случаи освобождения от отбытия взыскания в виде административного ареста или исправительных работ при наличии обстоятельств, препятствующих отбытию этих видов взысканий. Кроме того, возможна постановка вопроса о замене строгого административного взыскания на более мягкое. Нелогичные ситуации возникают иногда даже при соблюдении установленного законом порядка пересмотра постановлений (по протестам прокуроров): из-за того, что легализованный порядок усложнен излишними формальностями, нередко изменяются и отменяются вполне законные, обоснованные и справедливые постановления. А формальности обставляются многими документами: сначала орган исполнения должен внести представление прокурору, содержание этого документа дублируется в протесте прокурора; протест поступает в орган, вынесший постановление; при вынесении нового постановления в значительной мере повторяется содержание представление органа исполнения постановления (например, в случаях замены административного ареста на более мягкое взыскание). Наделение органов административной юрисдикции правом пересмотра вынесенных ими постановлений о наложении административных взысканий по представлению органов исполнения исключило бы во многих случаях несогласованность в действиях правоохранительных органов и способствовало бы обеспечению реального исполнения таких постановлений.
Вопросы, связанные с исполнением постановлений по делам об административных правонарушениях, возникают на различных стадиях исполнительного производства: до вступления постановления в законную силу; после вступления постановления в законную силу; в процессе исполнения постановления; по окончании исполнения постановления (например, при повороте исполнения постановления).
Различными бывают и поводы для рассмотрения вопросов, связанных с исполнением постановления: заявление заинтересованных лиц (привлеченных к административной ответственности, потерпевших или их законных представителей); медицинские заключения о противопоказанности для отбытия взыскания; представление органов исполнения; ходатайство трудовых коллективов или общественных организаций; заявления адвокатов; протесты прокуроров; издание акта об амнистии и т.п.
1. Основания и порядок
2. Рассмотрение жалоб на
При рассмотрении жалоб на постановление по делам об административных проступках надо выяснить следующее: достаточно ли для принятия обоснованного и правильного решения в материалах дела данных; не содержится ли в действиях привлеченного к административной ответственности лица признаков преступления; какие надлежит принять меры по устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушения. При проверке правильности обжалованного постановления по делу об административном правонарушении правомочные органы (должностные лица) вправе выйти и за пределы жалобы. Иными словами, при рассмотрении жалоб и протестов дело проверяется в полном объеме, как в обжалованной (опротестованной) части, так и в не обжалованной. Орган (должностное лицо), рассматривающий жалобу или протест на постановление по делу об административном правонарушении, правомочен изменить юридическую квалификацию проступка и применить административное взыскание в соответствии с надлежащей статьей КоАП. Однако такая переквалификация возможна только в случаях, если это не связано с усилением наложенного взыскания (при рассмотрении жалобы лица, привлеченного к административной ответственности), и если это не влечет изменение подведомственности рассмотрения дела и жалобы. При изменении юридической квалификации административного правонарушения, влекущего изменение подведомственности рассмотрения дела и жалобы, постановление по делу отменяется, и дело направляется компетентному органу (должностному лицу) на новое расследование.
В результате знакомства с исследованием в области производства по делам об административных правонарушениях можно сделать следующие выводы.
Информация о работе Участники производства по делам об административных правонарушениях