Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 00:53, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Основная цель курсовой работы состоит в анализе современного управления культурой в РФ. Для достижения вышеуказанной цели в работе были поставлены следующие задачи:
сформулировать определения «культурная деятельность», «государственная политика в области культуры»;
раскрыть содержание государственного управления в области культуры;
осветить формы управленческой деятельности в области культуры (поддержка культурной деятельности как деятельности, направленной на сохранение, создание и освоение культурных ценностей; обеспечение условий труда и занятости творческих работников и их объединений; правовая охрана культурных ценностей;
Введение…………………………………………………………………………...3
Основные принципы государственной политики в области культуры…............................................................................................................5
Правовой статус средств массовой информации и государственное регулирование их деятельности…9
Административно-правовой статус органов управления в области культуры……………….15
Организация издательского дела………………………………………….19
Заключение
Список использованных источников
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный университет»
Дальневосточный институт отраслевых технологий
Кафедра государственно-правовых дисциплин
по дисциплине «Административное право РФ»
на тему
«Управление культурой»
Выполнила:
№ зачетной книжки:
Проверила: канд. юрид. наук, доцент каф. ГПД О. А. Чернова
Хабаровск – 2007
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение
Список использованных источников
Введение
Каждая страна имеет
свои административные структуры, призванные
содействовать культурному
В России же одной из главных проблем является традиционное понимание культуры как сферы неполитической. Это выводит ее из области приоритетных направлений социального развития. В сознании региональных элит и лиц, принимающих политические решения на федеральном уровне, культура выступает неким дополнительным, вторичным фактором развития, решение проблем которой можно безболезненно отложить до лучших времен. Едва ли нужно объяснять, к каким реальным последствиям приводит такой подход.
В науке рассмотрение политики и культуры как составляющих общественной системы имеет широкое распространение и глубокие корни – как в позитивистской традиции западного мышления, так и в марксистско-ленинской традиции. Предполагается, что культура не способна оказать значительного воздействия на процессы, формирующие политические отношения в обществе. Однако многие западные и российские исследователи признают необходимость пересмотра традиционных представлений о государственной культурной политике.
Цель и задачи исследования. Основная цель курсовой работы состоит в анализе современного управления культурой в РФ.
Для достижения вышеуказанной цели в работе были поставлены следующие задачи:
В начале моей работы следует определиться с понятийным аппаратом данной темы. Итак, сформулируем основные понятия:
Культурная деятельность - деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.
В свою очередь, культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.
Государственная культурная политика (политика государства в области культурного развития) - совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры.
Важнейшие направления культурной деятельности определены в принятых 9 октября 1992 г. «Основах законодательства Российской Федерации о культуре». Это:
Первоочередной задачей государства в культурной сфере является разработка отвечающей новым реальностям правовой базы, которая включает: стимулирующие налоговые льготы инвесторам в сферу культуры; действие средств обеспечения сохранности и безопасности госу- дарственных культурных ценностей; возможность творческого труда и реализации права на «свободную профессию»; меры, усиливающие ответственность за преступления против культурного наследия страны.
К долгосрочным целям культурной политики государства относятся: формирование идеологических и нравственных основ демократического правового государства; создание условий для развития и воспроизводства творческого потенциала общества; формирование неискаженного исторического сознания, создание единого культурного пространства страны.
Ключевыми документами в области государственной культурной политики также являются федеральные целевые программы «Культура России» (2001-2005 гг., 2006-2010 гг.).
Их появление в нашей стране неслучайно. В 2001 - 2005 годах в стране наблюдалась политическая и экономическая стабильность. Укрепился институт частной собственности, осуществлялся процесс реформирования бюджетного и налогового законодательства. Появились предпосылки для экономического роста.
Общество и государство вновь обратились к проблемам культуры. Важным шагом стало принятие федеральной целевой программы "Культура России (2001 - 2005 годы)", благодаря реализации которой удалось в основном остановить спад в сфере культуры, добиться расширения участия государства в ее поддержке, увеличения финансирования. Это позволило предотвратить утрату целого ряда памятников культуры, укрепить межнациональные и межрегиональные связи.
Вместе с тем накопившиеся
за время экономического спада проблемы
в сфере культуры значительно
превышают возможности
По мере возрастания роли культуры в обществе она перестает быть просто одной из форм удовлетворения потребностей. Вывод культуры на уровень, позволяющий ей стать активным участником социально-экономических процессов, требует определенных усилий со стороны государства. Инвестирование государства в культуру означает инвестирование в "человеческий капитал".
Реформирование в сфере культуры является прямым следствием происходящих экономических и политических преобразований. Необходим поиск таких решений, которые позволили бы, с одной стороны, обеспечить сохранность культурных ценностей, а с другой, - создать экономические механизмы, позволяющие культуре эффективно развиваться в новых рыночных условиях.
Важным фактором, способствующим развитию отрасли, является создание институтов государственно-частного партнерства, которое предусматривает:
Развитие рынка культурных ценностей предполагает решение вопросов, связанных с их оценкой и страхованием.
Усиление позиций российской культуры за рубежом, формирование имиджа России, как страны великих культурных традиций - составная часть государственной стратегии интеграции в систему международных отношений.
Основными формами управленческой деятельности в области культуры являются:
Общие положения, касающиеся свободы СМИ реализуются на практике лишь в том случае, если они детально прописаны в специальном законодательстве, определяющим систему правовых отношений СМИ и государства, СМИ и общества.
Систему правовых отношений,
касающихся СМИ, можно определить в
категориях теории права как массово-
Согласно части третьей статьи 2 Закона «о СМИ» под средством массовой информации понимается «форма периодического распространения массовой информации». Категория правового статуса СМИ призвана отразить юридическое опосредование их фактического положения: сначала регистрируется СМИ, а потом уже редакция организуется в форме юридического лица в соответствии общим правилам Гражданского кодекса РФ. Структура правового статуса СМИ состоит из следующих основных элементов: правовое состояние, правосубъектность, статусные права и обязанности, гарантии их реализации.
В статье 1 Закона «о СМИ», говорится о владении, пользовании и распоряжении средствами массовой информации. В 30 статье (во второй части) Федерального закона «Об общественных объединениях», допускает нахождение средств массовой информации в собственности общественных объединений, обладающих правами юридического лица. Наконец, статья 128 Гражданского кодекса РФ относит информацию, а также результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним к объектам гражданских прав.
Хотя ГК РФ допускает случаи, когда учредитель юридического лица и собственник его имущества – разные лица (пункт третий статьи 56), на практике нередко наблюдается положение, когда учредитель и собственник СМИ является одним и тем же лицом.
Специфичность средства массовой информации как объекта права проявляется, и в том, что право собственности на него может быть не связано с правом собственности на редакцию как на имущество. Если редакция организована в форме предприятия, то, как объект гражданских прав она представляет собой имущественный комплекс, в состав которого, помимо прочего, входят и продукция данного СМИ, и права на обозначения, индивидуализирующие редакцию и продукцию.
Важнейшее правом любого СМИ является право на название, этой своего рода торговой марки, бренда СМИ. Именно с названием, как правило, связаны «потребительские» свойства издания, его имидж, рейтинг, договора с рекламодателями и партнерами и т. д.