Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 17:22, реферат
Правовые основы обороны страны установлены в Конституции РФ. Конституция РФ содержит ряд важных норм и положений, касающихся обороны. Так, ст. 59 Конституции устанавливает: "Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации"; ч. 2 этой статьи предусматривает несение гражданином РФ военной службы в соответствии с федеральным законом; п. "м" ст. 71 устанавливает, что в ведении РФ находится оборона; Президент РФ (ст. 87) является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.
Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом.
Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Для создания и поддержания
необходимого уровня защищенности объектов
безопасности в Российской Федерации
разрабатывается система
Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности.
Основными принципами обеспечения безопасности являются: законность; соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства; взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности; интеграция с международными системами безопасности.
Законодательные основы обеспечения безопасности составляют Конституция РФ, Закон РФ„О безопасности“ от 5 марта 1992 года N 2446-1, законы и другие нормативные акты Российской Федерации, регулирующие отношения в области безопасности; конституции, законы, иные нормативные акты республик в составе РФ и нормативные акты органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятые в пределах их компетенции в данной сфере; международные договоры и соглашения, заключенные или признанные Российской Федерацией.
В обеспечении безопасности участвуют в той или иной степени все органы государственной власти: Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, ведущие федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти - в первую очередь Федеральная служба безопасности (ФСБ) и Служба внешней разведки.
При обеспечении безопасности
не допускается ограничение прав
и свобод граждан, за исключением
случаев, прямо предусмотренных
законом. Граждане, общественные и иные
организации и объединения
6. Система и административно-правовой статус органов государственной безопасности
Систему безопасности образуют
органы законодательной, исполнительной
и судебной властей, государственные,
общественные и иные организации
и объединения, граждане, принимающие
участие в обеспечении
Основными функциями системы
безопасности являются: выявление и
прогнозирование внутренних и внешних
угроз жизненно важным интересам
объектов безопасности, осуществление
комплекса оперативных и
Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент Российской Федерации.
Силы обеспечения безопасности
включают в себя: Вооруженные Силы,
федеральные органы безопасности, органы
внутренних дел, внешней разведки, обеспечения
безопасности органов законодательной,
исполнительной, судебной властей и
их высших должностных лиц, налоговой
службы; Государственную
Органы федеральной службы безопасности являются составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и в пределах предоставленных им полномочий обеспечивают безопасность личности, общества и государства.
Органы федеральной службы безопасности представляют собой единую централизованную систему, в которую входят: Федеральная служба безопасности Российской Федерации; управления (отделы) Федеральной службы безопасности Российской Федерации по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности); управления (отделы) Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Вооруженных Силах Российской Федерации, войсках и иных воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках).
Территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках находятся в прямом подчинении Федеральной службе безопасности Российской Федерации.
Правовую основу деятельности органов федеральной службы безопасности составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон „ Об органах федеральной службы безопасности“ от 3 апреля 1995 года N 40-ФЗ, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти. Деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется также в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Деятельность органов
федеральной службы безопасности осуществляется
по следующим основным направлениям:
контрразведывательная
Структура и организация деятельности Федеральной службы безопасности Российской Федерации определяются Положением о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 г. N 960 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года N 870).
Федеральная служба безопасности
Российской Федерации (ФСБ России) является
федеральным органом
Президент Российской Федерации
в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, федеральными конституционными
законами, федеральными законами руководит
деятельностью ФСБ России, утверждает
Положение о Федеральной службе
безопасности Российской Федерации
и структуру органов
Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации координирует деятельность ФСБ России в части, касающейся взаимодействия ФСБ России с федеральными органами исполнительной власти.
Деятельность ФСБ России
осуществляется на основе принципов
законности, централизации управления
органами федеральной службы безопасности
и пограничными войсками, уважения
и соблюдения прав и свобод человека
и гражданина, гуманизма, уважения суверенитета,
территориальной целостности
Одно из самых заметных
мест в составе президентской
Администрации занимает Совет безопасности,
— постоянно действующий
Совет безопасности Российской
Федерации является конституционным
органом, осуществляющим подготовку решений
Президента РФ по вопросам обеспечения
защищенности жизненно важных интересов
личности, общества и государства
от внутренних и внешних угроз, проведения
единой государственной политики в
области обеспечения
Президент РФ формирует и возглавляет Совет безопасности РФ.
Основные задачи Совета безопасности:
- разработка основных
направлений стратегии
- совершенствование системы
обеспечения безопасности
К его основным функциям относится контроль за реализацией органами исполнительной власти федерального уровня и субъектов федерации государственной стратегии в области внутренней, внешней и военной политики, рассмотрение вопросов внутренней, внешней и военной политики РФ в области обеспечения безопасности личности, общества и государства, обороноспособности страны, военно-технического сотрудничества, решения стратегических проблем государственной, экономической, социальной, оборонной, экологической и иных видов безопасности, прогнозирования чрезвычайных ситуаций, принятия мер по их предотвращению и преодолению их последствий и др.
7. Охрана государственной границы.
Правовые основы статуса государственной границы и ее охраны, вопросы, связанные с пограничным режимом, полномочия пограничных войск и другие аспекты охраны государственной границы РФ определены в Законе РФ от 1 апреля 1993 г. "О Государственной границе Российской Федерации" (в ред. от 30.12.2001 N 196-ФЗ).
Основные положения данного Закона следующие.
Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.
Государственной границей Российской Федерации является граница, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами государства.
Российская Федерация
при установлении и изменении
прохождения своей