Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 19:34, курсовая работа
Административное наказание - это мера ответственности, применяемая за совершение административного правонарушения.
Тема данной курсовой работы актуальна в силу того, что, во – первых, административное наказание является формой государственного и разновидностью административного принуждения и представляет собой правовую оценку деяния административного правонарушения, во – вторых, оно назначается во всех случаях от имени государства, а лицо, совершившее правонарушение, обязано претерпеть неблагоприятные ограничения и лишения.
Введение
Административное наказание - это мера ответственности, применяемая за совершение административного правонарушения.
Тема данной курсовой работы актуальна в силу того, что, во – первых, административное наказание является формой государственного и разновидностью административного принуждения и представляет собой правовую оценку деяния административного правонарушения, во – вторых, оно назначается во всех случаях от имени государства, а лицо, совершившее правонарушение, обязано претерпеть неблагоприятные ограничения и лишения.
Цель данной контрольной работы — изучить административные наказания.
Исходя из цели работы, поставлены следующие задачи:
Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ
АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ
1.1. Понятие административного
Административные наказания - это разновидность административного принуждения.1 От иных мер административного принуждения они отличаются тем, что являются карательными санкциями, преследуют специфические цели, применяются в строго урегулированном процессуальном порядке. Административными наказаниями признаются только те принудительные меры, которые установлены ст. 3.2 – 3.12 КоАП Российской Федерации (далее РФ) и порядок назначения которых также определяется соответствующими нормами Кодекса.
Административные наказания применяются за нарушение норм административного, конституционного, трудового, финансового, гражданского, гражданско-процессуального, уголовно-процессуального и других отраслей права.
Содержание административных наказаний определяется характером управленческих отношений, регулируемых и охраняемых нормами административного права, спецификой посягательств (правонарушений) на эти отношения. В то же время особенность правонарушений в сфере государственного управления состоит в том, что ими причиняется, как правило, нематериальный вред (ущерб), восполнить или загладить который обычно невозможно. Вот почему содержание административно-правовых санкций, охраняющих общественные отношения в сфере реализации исполнительной власти, носит наказательный характер, т.е. они содержат обязанность виновного понести наказание, претерпеть определенные лишения, существенно затрагивающие личность, ущемляющие ее права и блага. 2
Содержание административных наказаний состоит в ограничении, лишении субъективных прав или благ лица, к которому они применяются.
Разумеется, административным, как и уголовным, наказаниям присущ воспитательный характер. Однако суть и тех, и других санкций состоит в принудительном воздействии на правонарушителей со стороны компетентных органов государства.
Добровольное исполнение правонарушителем наложенного на него наказания (например, уплата штрафа в установленный срок) не меняет принудительной сущности этой меры, так как государство всегда оставляет за собой право принудить виновного претерпеть правоограничения, вытекающие из применения к нему соответствующего наказания (например, при неуплате штрафа взыскание обращается на его имущество).
Являясь правовым следствием правонарушения, административное наказание причиняет нарушителю менее тяжкие отрицательные последствия, чем уголовное наказание. Вместе с тем признак меньшей суровости может быть принят лишь с оговоркой, поскольку содержание целого ряда административных наказаний (лишение специальных прав, крупные штрафы, конфискация) отнюдь не свидетельствуют о мягкости этих мер.
Вид и объем ограничений, составляющих содержание административных наказаний, определяются полномочными органами государства, их должностными лицами с учетом характера совершенного правонарушения, личности нарушителя, степени его вины и имущественного положения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность. При этом индивидуализации ответственности способствует то обстоятельство, что административно-правовые санкции, как правило, являются относительно-определенными.3
Например, штраф за продажу подлежащих маркировке товаров и продукции без маркировки составляет в отношении юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения (ст. 15.12 КоАП РФ).
Таким образом, уполномоченные органы и их должностные лица имеют возможность выбора размера наказания с учетом содеянного, личности виновного и характера правонарушения, допущенного юридическим лицом.
1.2. Основные цели
Согласно действующему законодательству административные наказания характеризуются той особенностью, что их назначает широкий круг государственных органов и должностных лиц.
С рассмотренной особенностью административного наказания тесно связан и другой признак этой санкции. Она применяется в процессе специальной деятельности соответствующих юрисдикционных органов и их должностных лиц по разбирательству и разрешению дела об административном правонарушении. Причем осуществляется это разбирательство в относительно простом порядке, что обуславливается самой сущностью административного правонарушения. Административные правонарушения часто настолько бесспорны и очевидны, что одно и то же должностное лицо согласно закону и констатирует факт нарушения, и принимает решение о назначении наказания, и даже тут же приводит его в исполнение (например, взимая штраф на месте).
Применение административного наказания влечет для лица состояние административной наказанности. Это обстоятельство приобретает особое значение при решении вопроса о назначении административного наказания при повторном, неоднократном, злостном, систематическом совершении административного правонарушения в этот период.4
Глава 2. ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ
В соответствии со ст. 1.3 КоАП РФ к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях среди прочего относится установление перечня видов административных наказаний и правил их применения. Возможные виды административных наказаний устанавливаются только КоАП РФ. Перечень видов административных наказаний, установленных КоАП РФ, не может быть расширен законами субъектов РФ об административных правонарушениях5.
Систематизированный и исчерпывающий перечень административных наказаний дан в ст. 3.2 КоАП РФ. Все они образуют систему административных наказаний, которая включает карательные санкции, разные по содержанию, тяжести и иным признакам. Перечень наказаний дан в определенной последовательности: от менее суровых к более суровым. Законодательством определена иерархия наказаний, которая должна учитываться как законодательными органами субъектов РФ, так и судьями, органами, должностными лицами, рассматривающими дела об административных правонарушениях и назначающими административные наказания.
За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания (п.1 ст.3.2 КоАП):
1) предупреждение;
2) административный штраф;
3)возмездное
изъятие орудия совершения или
предмета административного
4) конфискация
орудия совершения или
5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
6) административный арест;
7) административное
выдворение за пределы
8) дисквалификация;
9) административное приостановление деятельности6.
В отношении физических лиц могут применяться все эти виды административных наказаний; в отношении юридических лиц – только такие административные наказания, как предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.
Административные наказания в виде возмездного изъятия орудия или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишения специального права, предоставленного физическому лицу, административного ареста, административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, дисквалификации устанавливаются только КоАП РФ. Административные наказания в виде предупреждения и административного штрафа предусматриваются как КоАП РФ, так и законами субъектов РФ об административных правонарушениях.
Все административные наказания характеризуются общим основанием их применения - совершением административного правонарушения. Законодательство об административных правонарушениях, кроме того, определяет единые принципы и порядок их назначения.
Среди административных наказаний по содержанию карательного воздействия можно выделить: морально-правовое (предупреждение); имущественные (административный штраф, возмездное изъятие предмета, конфискация предмета); ограничивающие личные свободы физических лиц (административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации); организационные (лишение специального права, предоставленного физическому лицу, дисквалификация).
Отметим, что назначение шести из девяти предусмотренных КоАП РФ видов наказаний находится в юрисдикции судей. К наказаниям, которые может назначать только судья, относятся: возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация. Эти наказания назначаются судьями по всем составам правонарушений, за совершение которых они предусмотрены. В административном порядке КоАП разрешает применять только предупреждение, штраф и в отдельных случаях – административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.
Кодекс РФ об административных правонарушениях подразделяет административные наказания на основные и дополнительные. Дополнительное наказание назначается в качестве второго наказания к основному7.
В соответствии со ст. 3.3 КоАП РФ предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест и дисквалификация могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства могут устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание.8
2.1. Правовая характеристика видов
административных наказаний
Рассмотрим подробнее виды административных наказаний.
1) предупреждение – мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
Предупреждение как мера административного наказания всегда назначается путем вынесения соответствующего письменного постановления и вручения или направления копии постановления лицу, привлеченному к административной ответственности, или его законному представителю.
2) Административный
штраф – это денежное
Административный штраф выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем 5 тыс. руб., для должностных лиц – 50 тыс.руб., для юридических лиц – 1 млн. руб., но не менее 100 руб.
3) Возмездное
изъятие орудия совершения или
предмета административного
Возмездным изъятием орудия совершения или предмета административного правонарушения является их принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета.
В соответствии с ч.3 ст. 35 Конституции РФ «никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда». Под лишением имущества в данном случае понимается принудительное прекращение права собственности. Возмездное изъятие является одним из оснований такого прекращения права собственности. Поэтому в соответствии с требованиями данной конституционной нормы ст. 3.6 КоАП РФ установлено, что возмездное изъятие может быть назначено только судьей.
При этом, согласно ч.2 ст. 23.1 КоАП РФ, судья рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных соответствующими частями ст. 20.8 и 20.12 КоАП РФ (влекущих возможность применения возмездного изъятия), если орган или должностное лицо, к которому поступило дело о таком административном правонарушении, предаст его на рассмотрение судье. Таким образом, возможность применения возмездного изъятия как дополнительного наказания на практике зависит от усмотрения органа или должностного лица.
4) Конфискация
орудия совершения или