Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 17:23, контрольная работа
Органы внутренних дел являются основными органами административной юрисдикции. Ежегодно они привлекают к административной ответственности около 60 миллионов человек, что составляет 80 % от всех привлеченных к административной ответственности в стране. Административное правонарушение является самым массовым видом правонарушений. Ежегодно в Российской Федерации к административной ответственности привлекаются около 75 миллионов человек.
Введение……………………………………………………….. 3
Место административных наказаний среди мер административного
принуждения……………………………………………………………. 4
Виды и система административных наказаний………………………. 10
Общие правила назначения административного наказания…………. 11
Заключение……………………………………………………………… 19
Литература……………………………………………………….22
В главе 4 Кодекса РФ об административных правонарушениях содержатся общие правила назначения административных наказаний за административные проступки. В этой главе закреплены основные нормы материального права, которые вынесены за " скобки", то есть они являются обязательными при производстве по всем делам об административных правонарушениях. Отдельные общие правила назначения административного наказания содержатся в главе 1 КоАП.
К общим относятся правила:
- указывающие на то, что наказания за административное правонарушение налагается в пределах, установленных нормой, предусматривающей ответственность за противоправное виновное деяние, в точном соответствии с Кодексом об административных правонарушениях и другими актами, предусматривающими ответственность за административные проступки. Если совершенное правонарушение не может быть квалифицировано как административное правонарушение, то это исключает применение мер административной ответственности (наказаний) (ст. 1.1; 1.3 КоАП).
В соответствии с законом
полномочный орган или
- административное наказание
налагается на основании
- за одно административное
правонарушение может быть
- требования индивидуализации
и целесообразности
Необходимо, прежде всего, учитывать характер и степень общественной опасности правонарушения. Закон использует термин характер правонарушения. Это обобщающая оценка содеянного, которая зависит от степени общественной опасности правонарушения, причиненного вреда охраняемым законом интересам. Более опасные административные правонарушения должны влечь и более суровые наказания. Поэтому органы и должностные лица обязаны применять наказания, соразмерные тяжести совершенного административного правонарушения. Это достигается путем выбора соответствующего наказания и его размера в рамках, предусмотренных санкцией нормы. При наложении наказания учитываются способ, время, место и иные обстоятельства совершенного правонарушения.
При наложении наказания
следует учитывать
а) обстоятельства, прежде всего относящиеся к характеристике лица (поведение в быту, отношение к труду, коллективу, государственному и общественному имуществу, к соблюдению общественного порядка, дисциплины, уровень его общей культуры, образование и т. п.);
б) его отношение к совершенному
правонарушению - степень и форма
вины. Умышленное правонарушение при
всех прочих условиях должно влечь
более суровое наказание (наказание),
чем его неосторожное совершение
(ст. 2.2 КоАП). Применение отдельных наказаний
законодатель связывает с особой
характеристикой виновного. Так, административный
арест как наказание
Полное и объективное
выяснение обстоятельств
При наложении наказания
в рамках санкции нормы следует
учитывать обстоятельства, смягчающие
ответственность: чистосердечное раскаяние
виновного; предотвращение виновным вредных
последствий правонарушения, добровольное
возмещение ущерба или устранение причиненного
вреда; совершение правонарушения под
влиянием сильного душевного волнения
либо при стечении тяжелых личных или
семейных обстоятельств; совершение правонарушения
несовершеннолетним; совершение правонарушения
беременной (см. ст. 4.2. КоАП РФ); а также
обстоятельства отягчающие ответственность:
требование прекратить его; повторное
в течение года совершение однородного
правонарушения, за которое лицо уже подвергалось
административному наказанию; совершение
правонарушения лицом, ранее совершившим
преступление; вовлечение несовершеннолетнего
в правонарушение; совершение правонарушения
группой лиц; совершение правонарушения
в условиях стихийного бедствия или при
других чрезвычайных обстоятельствах;
совершение правонарушения в состоянии
опьянения. Орган (должностное лицо), налагающий
административное наказание в зависимости
от характера административного правонарушения,
может не признать данное обстоятельство
отягчающим (ст. 4.3 КоАП РФ).
- назначение административных
наказаний при совершении
Орган или должностное лицо при наложении наказаний по совокупности административных правонарушений должен прежде всего выяснить, является ли содеянное одним правонарушением или имеет место несколько самостоятельных административных проступков, за каждый из которых административное наказание налагается в отдельности. В тех случаях, когда дела о совершении нескольких правонарушений одновременно рассматриваются одним и тем же органом, наказание налагается в пределах санкции, установленной за более серьезное нарушение.
Более серьезным при этом признается правонарушение, за которое установлена более суровая мера административного наказания (более суровый вид наказания или больший размер одного и того же наказания).
Усиление ответственности за совокупность административных правонарушений законодатель допускает и путем присоединения к основному наказанию одного из дополнительных наказаний. При этом применяемое дополнительное наказание должно быть предусмотрено статьей об ответственности за совершение любого рассматриваемого правонарушения.
- сроки назначения
Длящимся признается такое правонарушение, которое непрерывно продолжается в течение определенного времени. Примером таких правонарушений являются: проживание без паспорта лицом, достигшим 16-летнего возраста, нарушение сроков регистрации огнестрельного оружия, транспортных средств и т. п. При длящихся правонарушениях двухмесячный срок исчисляется с момента установления факта такого нарушения компетентным органом.
В случае, если орган дознания, следователь или судья установят отсутствие основания к возбуждению уголовного дела, то при наличии в совершенном правонарушении признаков административного правонарушения они выносят мотивированное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и направлении материала для рассмотрения в административном порядке (ст. 113 УПК РФ). Административное наказание в таком случае в соответствии с ч. 4 ст. 4.5 КоАП должно быть наложено полномочным органом не позднее одного месяца со дня его принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела. Если по факту нарушения было возбуждено уголовное дело, в ходе расследования которого установлено отсутствие состава преступления, в связи с чем уголовное дело прекращено, но в нем наличествовали все признаки административного правонарушения - полномочный орган, которому был направлен такой материал, не позднее месячного срока со дня принятия решения о прекращении уголовного дела может применить административное наказание.
Установленные ст. 4.5 КоАП РФ
сроки давности не распространяются
на случаи назначения наказаний за
нарушение таможенных правил. В ст.
247 Таможенного кодекса РФ указано, что
такие наказания, как предупреждение,
штраф, отзыв лицензии или квалифицированного
аттестата на предприятия, учреждения
и организации, а также на лиц, занимающихся
предпринимательской деятельностью без
образования юридического лица, налагаются
не позднее шести месяцев со дня обнаружения
правонарушения.
- срок, по истечении которого
лицо считается не
Если в течение этого срока лицо не совершило нового административного правонарушения, то оно считается не подвергавшимся административному наказанию.
Совершение нового административного
проступка прерывает течение
срока давности для погашения
наказания. В таком случае он начинает
исчисляться с момента
- возложение обязанности возместить причиненный ущерб. Административное правонарушение может сопровождаться причинением гражданину, предприятию или организации имущественного ущерба. Имущественный ущерб, причиненный в результате противоправного деяния, правонарушитель может возместить добровольно, не дожидаясь обращения в суд, на который законодатель возложил право требовать возмещения имущественного ущерба как один из способов защиты гражданских прав. Наряду с этим гражданские права в случаях, предусмотренных законом, могут защищаться и в административном порядке.
В ст. 4.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях сельской, поселковой административной комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних, судье, суду предоставлено право возложить на виновного обязанность возместить имущественный ущерб, причиненный нарушением. Требование о возмещении ущерба может быть заявлено любым физическим или юридическим лицом. Орган, рассматривающий заявление о возмещении ущерба, должен установить причинную связь между административным правонарушением и имущественным ущербом, вину лица в его нанесении, размер ущерба, кому он нанесен и т.д.
Вопрос о возложении на виновное лицо обязанности возместить ущерб решается на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении одновременно с разрешением вопроса о виде и размере налагаемого наказания. Административная комиссия, комиссия по делам несовершеннолетних, судья вправе решать вопрос о возмещении ущерба, если он не превышает 50 руб. т.е. 1/2 МРОТ независимо от наличия гражданско-правового спора между сторонами. Районный (городской) суд в процессе рассмотрения дела об административном правонарушении может решить вопрос о возмещении ущерба независимо от его размера. В других случаях вопрос о возмещении имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением, решается в порядке гражданского судопроизводства.
Таким образом, анализ правовой природы административных наказаний подтверждает нашу первоначальную посылку о том, что административное наказание является наиболее важным видом мер административного принуждения, отличающимся мерой насильственного воздействия, совокупностью признаков и характеристик, особым порядком назначения. Действующий кодекс и иные нормативные акты об административной ответственности хотя и устанавливают основные требования к содержанию и порядку назначения административного наказания, содержат отдельные недостатки и носят переходный характер.
Административные наказания выражаются, как правило, либо в моральном, либо материальном воздействии на правонарушителя. Некоторые административные наказания сочетают в себе одновременно и моральное осуждение, и материальное воздействие, и временное ограничение прав нарушителя (например, административный арест, лишение специальных прав, исправительные работы и др.). Назначением административного наказания выражается официальное осуждение действий правонарушителя, и создаются различные неблагоприятные для него последствия - морального характера, денежного и имущественного порядка, обращенные на личность нарушителя или его имущество. Административные наказания являются основной и наиболее многочисленной группой мер воздействия на правонарушителей. Административные наказания налагаются в особом процессуальном порядке - в ходе производства по делам об административных правонарушениях.