Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 05:17, контрольная работа
В юридической литературе имеются различные определения понятия «административно-правовые нормы».
В то же время, несмотря на определенную разноаспектность понятий административно-правовой нормы, в них имеется общее: все они определяют административно-правовую норму как установленное государством правило поведения в целях регулирования общественных отношений в сфере государственного управления.
ВВЕДЕНИЕ
3
1 ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ
4
2 СТРУКТУРА АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ
8
2.1 Гипотеза
8
2.2 Диспозиция
9
2.3 Санкция
10
2.4 Виды реализации норм
11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
3 |
1 ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ |
4 |
2 СТРУКТУРА АДМИНИСТРАТИВНО- |
8 |
2.1 Гипотеза |
8 |
2.2 Диспозиция |
9 |
2.3 Санкция |
10 |
2.4 Виды реализации норм |
11 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
13 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ |
14 |
ВВЕДЕНИЕ
В юридической литературе имеются различные определения понятия «административно-правовые нормы».
В то же время, несмотря на определенную разноаспектность понятий административно-правовой нормы, в них имеется общее: все они определяют административно-правовую норму как установленное государством правило поведения в целях регулирования общественных отношений в сфере государственного управления.
Поскольку административно-правовые нормы действуют в административно-публичной сфере, то первой их особенностью является сам предмет регулирования или специфика нормируемых общественных отношений, складывающихся в этой сфере.
Вторая особенность административно-правовых норм заключается в том, что они содержат в себе юридически обязательные правила поведения, адресованные в том числе и административным органам, так как именно ими регулируется деятельность органов и аппарата управления.
Третья особенность административно-правовых норм состоит в том, что большинство этих норм являются императивными, то есть определяют соответствующие правила поведения в административно-публичной сфере в виде категорических предписаний.
Четвертая особенность норм административного права сводится к тому, что их источником являются главным образом не законы, а подзаконные нормативные правовые акты, издаваемые (принимаемые) органами исполнительной власти и другими административными органами.
Рассмотрим по каким критериям классифицируются и на какие виды делятся административно-правовые нормы.
1 ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ
Хотя классификация административно-правовых норм носит условный характер, она не может быть произвольной и должна основываться на существенных признаках и специфических особенностях, коренящихся в существе систематизируемого административно-правового материала. Классификация административно-правовых норм не является самоцелью, она выполняет познавательную функцию и служит практическим потребностям административного правоприменения.
Основным критерием классификации административно - правовых норм является их юридическое содержание, в соответствии с которым эти нормы могут быть подразделены на следующие виды:
В зависимости от субъектов, которым адресованы административно-правовые нормы, последние подразделяются на:
По служебной роли нормы административного права подразделяются на материальные и процессуальные.
Нормы материального административного права определяют содержание прав и обязанностей сторон административных правоотношений. Например, Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. предоставляет гражданам (в том числе иностранным гражданам и лицам без гражданства) право на подачу в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменных предложения, заявления или жалобы, а также устного обращения гражданина в государственный орган либо орган местного самоуправления и одновременно обязывает должностных лиц рассмотреть обращение в установленный срок и принять соответствующие меры.
Нормы процессуального административного права определяют порядок (процедуру) и сроки реализации указанных прав и обязанностей, например процедуру регистрации и рассмотрения жалобы, заявления; организации личного приема граждан и т.п.
По действию во времени административно-правовые нормы делятся на срочные, то есть с заранее определенным сроком действия, и бессрочные, не имеющие заранее установленного срока действия. Последние действуют до их отмены. Кроме того, можно выделить временные нормы. В последнем случае «временность» норм, как правило, обозначается в наименовании нормативного правового акта. Так, Приказом МВД России от 20 ноября 1992 г. № 420 утверждена временная Инструкция по организации работы внештатных сотрудников милиции. В данном случае (как и в других) словом «временная» подчеркивается, что Инструкция действует до принятия соответствующего федерального закона.
Разновидностью срочных норм являются чрезвычайные нормы, то есть нормы, ограниченные во времени чрезвычайными обстоятельствами: стихийными бедствиями, эпидемиями, эпизоотиями, массовыми беспорядками, террористическими актами и т.п.
По кругу лиц, на которых распространяется их действие, нормы административного права делятся на:
По пределу действия в пространстве административно-правовые нормы делятся на:
По объему регулирования административно-правовые нормы могут быть общими, межотраслевыми, отраслевыми и местными.
В соответствии с данным критерием административно-правовые нормы могут иметь внутрисистемный либо общеобязательный характер.
2 СТРУКТУРА АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ
С точки зрения структуры одни административно – правовые нормы состоят из гипотезы, диспозиции и санкции, а другие содержат гипотезу, диспозицию, поощрение и санкцию [6].
2.1 Гипотеза
Гипотеза — это та часть нормы, которая содержит указание на фактические условия, при наличии которых надо руководствоваться данной нормой, исполнять или применять ее.
Характерной особенностью большинства административно-правовых норм является то, что гипотеза в них не формулируется, хотя может быть выведена из содержания нормы путем логического анализа последней.
По степени определенности гипотеза административно-правовой нормы может быть абсолютно определенной, относительно определенной и неопределенной.
В абсолютно определенной гипотезе указываются совершенно конкретные и точные обстоятельства применения нормы. Например, гипотеза нормы Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» устанавливает возраст (18 лет), по достижении которого гражданин Российской Федерации мужского пола обязан стать на воинский учет.
В относительно определенной гипотезе содержится лишь общая характеристика обстоятельств, позволяющих руководствоваться данной нормой. Например, военнообязанный, без уважительной причины не явившийся в установленные время и место по вызову (повестке) в военный комиссариат, может быть привлечен к ответственности в виде предупреждения или административного штрафа, налагаемых властью военкома (ст. 21.5, 23.11 КоАП РФ). В данном случае вопрос о признании причины уважительной решает должностное лицо органа военного управления — военный комиссар.
Среди административно-правовых норм встречаются нормы с неопределенной гипотезой. Так, в соответствии с п. 12 Положения о Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации Госавтоинспекция имеет право временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять его организацию на отдельных участках дорог при проведении массовых мероприятий и в иных случаях в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов либо если пользование транспортными средствами угрожает безопасности дорожного движения. «Иные случаи» здесь определяют органы ГИБДД по своему усмотрению.
2.2 Диспозиция
Диспозиция — главная часть административно-правовой нормы, определяющая само правило поведения, предписываемое нормой права (в запрещающей норме — то, что запрещено, то есть само описание деяния, которое влечет за собой назначение административного наказания).
Характерной особенностью является то, что для административного (в частности, административно-деликатного) законодательства типичны нормы с бланкетной диспозицией, то есть с такой, которая формулирует предписание о том, какие нормы (или нормативные правовые акты), относящиеся к правилу данной диспозиции, должны соблюдаться. Применение бланкетных диспозиций позволяет правотворческим органам избегать воспроизводства многочисленных и нередко громоздких норм, требований, правил, стандартов и т.п.
Вопрос о поощрении как составном элементе диспозиции административно-правовой нормы заслуживает внимания. Основанием для поощрения являются указанные в норме права действия (поведение), которые стимулируются государством. Поощрения содержатся в нормативных правовых актах о государственных и иных наградах; в дисциплинарных уставах; законодательстве о службе и т.д. и даже в административно-деликтном законодательстве. Например, в соответствии с ч. 3 ст. 3.12 КоАП РФ («Административное приостановление деятельности») судья на основании ходатайства лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.
2.3 Санкция
Санкцией является элемент административно-правовой нормы, указывающий на меру государственного воздействия принудительного характера, применяемую к лицам, нарушающим установленные правила.
Система административно-правовых санкций сложна и многообразна, хотя это не исключает возможности их классификации.
Наибольшее распространение получили следующие санкции административных норм.
1. Меры дисциплинарной
2. Меры финансового характера (различные финансовые (в том числе кредитные) и налоговые санкции — прекращение финансирования (полностью или частично) и т.п.
3. Меры административного наказания. Согласно ст. 3.2 КоАП РФ к ним относятся:
Информация о работе Виды и структура административно-правовых норм