Содержание
Введение
Виды источников
коммерческого права
Заключение
Библиографический
список использованной литературы
Введение
Термин «источник права» юриспруденции
известен давно. Еще римский
историк Тит Ливий назвал законы
XII таблиц источником всего публичного
и частного права. Слово «источник» в этой
фразе употреблено в смысле корня, из которого
выросло могучее дерево римского права.
Понятие источников коммерческого
права логически связано с
понятием источника права вообще.
Под источником права в юридической
науке принято понимать объективированный
в документальном виде акт
правотворчества, являющийся юридическим
источником соответствующих юридических
норм и одновременно формой
их юридически официального бытия,
существования.
Как мы знаем, любая отрасль
права имеет определенный предмет
правового регулирования. В этой
связи относительно предмета
группируется соответствующая совокупность
норм права, которые призваны
регулировать отношения, составляющие
предмет той или иной отрасли
права.
Так как предмет коммерческого
права, составляют отношения,
складывающиеся в сфере коммерции
(торговли), следовательно, источниками
коммерческого права будет является
совокупность актов правотворчества,
содержащих нормы, регулирующие отношения
в области коммерческой деятельности.
Источниками права традиционно
считают правовой обычай, юридический
прецедент (судебная практика), закон
(нормативно-правовой акт), религиозную
норму.
Для России характерны следующие
виды источников коммерческого
права:
1) нормативно-правовой
акт;
2) обычай
делового оборота;
3) общепризнанные
принципы и нормы международного
права и международные договоры
РФ.
Судебный прецедент в качестве
источника права в России не
признается, т.к. мы принадлежим
к романно-германской системе права.
Вместе с тем, постановления пленумов
и президиумов высших судебных инстанций
России по делам, связанная с применением
норм коммерческого права, имеют важное
значение для выработки единообразного
понимания и применения коммерческого
законодательства, подготовки предложений
о его совершенствовании.
Религиозные нормы в России
также не являются источником
права, т.к. наше государство
является светским (государство
отделено от церкви).
Теперь рассмотрим вышеназванные
виды источников коммерческого
права более подробно.
Виды
источников коммерческого права
Если говорить
о классификации источников коммерческого
права, то их можно классифицировать по
следующим основаниям:
- по юридической
силе источники коммерческого
права делятся на законы и
подзаконные акты. Законы -- нормативные
правовые акты, принимаемые представительными
органами государственной власти. Все
иные нормативные правовые акты являются
подзаконными. Это акты, принимаемые Президентом
Российской Федерации, Правительством
Российской Федерации и органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации,
министерствами и ведомствами.
- по предмету
правового регулирования источники коммерческого
права можно подразделить на общие, специальные
(собственно коммерческие) и акты иных
отраслей права, регулирующие отдельные
вопросы, связанные с осуществлением коммерческой
деятельности. К общим источникам коммерческого
права относятся те нормативные правовые
акты, предмет правового регулирования
которых охватывает как вопросы коммерческой
деятельности, так и иные общественные
отношения. Специальные акты целиком посвящены
регулированию отдельных вопросов организации
и осуществления коммерческой деятельности.
- по степени
систематизации среди источников коммерческого
права можно выделить кодифицированные
нормативные правовые акты и некодифицированные.
- в зависимости
от уровня органа, принявшего
нормативный правовой акт, в
системе органов государственной
власти источники коммерческого
права делятся на:
- нормативные
правовые акты, принятые федеральными
органами исполнительной власти.
Акты данной группы действуют
на всей территории Российской
Федерации, если иное не предусмотрено
самим актом;
- нормативные
правовые акты, принятые органами
государственной власти субъектов
Российской Федерации. Эти акты
принимаются в соответствии с
актами федерального законодательства
и действуют только на территории
конкретного субъекта Российской
Федерации.
Таким образом, в систему источников
коммерческого права входят:
Конституция
Российской Федерации;
международные
договоры Российской Федерации, общепризнанные
принципы и нормы международного
права;
федеральные
законы;
нормативные
правовые акты Президента Российской
Федерации;
нормативные
правовые акты Правительства Российской
Федерации и нормативные правовые
акты федеральных органов исполнительной
власти;
нормативные
правовые акты субъектов Российской
Федерации;
обычаи
делового оборота.
Конституция Российской Федерации
как основной нормативный правовой
акт в правовой системе нашей страны закрепляет
основные принципы, на которых базируется
законодательство государства, в том числе
регулирующее экономическую деятельность.
Так, например, статья 8 Конституции
РФ устанавливает норму-принцип
общего характера о свободе
экономического пространства, свободном
перемещении товаров, услуг и
финансовых средств; обеспечивает
поддержку конкуренции, гарантирует
свободу экономической деятельности;
признает и защищает все формы
собственности.
Статья 34 Конституции РФ устанавливает,
что каждый имеет право на
свободное использование своих
способностей и имущества для
предпринимательской и иной, не
запрещенной законом экономической
деятельности, в том числе и
торговой.
Статья 46 дает право каждому на
обращение в суд для восстановления
нарушенного права и т.д.
Если говорить о нормах международного
права и международных договорах
Российской Федерации, то в
соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции
РФ и ст. 7 ГК РФ, общепризнанные
принципы и нормы международного
права и международные договоры
РФ являются составной частью
ее правовой системы. Соответственно,
общепризнанные принципы и нормы
международного права применяются
к коммерческим отношениям непосредственно,
а международные договоры Российской
Федерации - в результате их
трансформации, т.е. преобразования
в нормы внутригосударственного
права. Такая трансформация осуществляется
путем ратификации, издания актов
о применении международного
договора Российской Федерации
или издания иного внутригосударственного
акта.
Более того, если общепризнанными
принципами и нормами международного
права или международным договором
РФ установлены иные правила,
чем те, которые предусмотрены
коммерческим законодательством
нашей страны, то применяются
принципы и нормы международного
права и правила международного
договора РФ.
Нормы международного права в
сфере предпринимательства имеют
весьма существенное значение. Их
удельный вес постоянно возрастает,
что объясняется неуклонным стремлением
России войти в мировую экономику,
стать равноправным членом мирового
сообщества. В настоящее время
Россия является участником многих
международных договоров. С учетом
их, а также других международных
договоров, к которым Россия
намерена присоединиться, разрабатывается
и применяется современное российское
законодательство.
В качестве важных международных
соглашениях, закрепленных Российской
Федерацией, можно назвать Всеобщую
декларацию прав человека 1948 г., Международный
пакт об экономических, социальных
и культурных правах 1966 г., которые
имеют общий характер и закрепляют
право на предпринимательскую
деятельность. Среди международных
актов, являющихся источниками коммерческого
права России, следует назвать, например,
Конвенцию ООН о договорах международной
купли-продажи товаров (Вена, 11 апреля
1980 г.), Евразийскую патентную конвенцию
(Москва, 9 сентября 1994 г.).
Если говорить о федеральных законах как
одного из вида источников коммерческого
права, то в первую очередь нужно сказать,
что они развивают и конкретизируют конституционные
нормы, относящиеся к регламентации коммерческой
(предпринимательской) деятельности в
Российской Федерации, и являются основными
источниками правового регулирования
как общественных отношений по осуществлению
предпринимательской деятельности ее
субъектами, так и отношений по государственному
воздействию на предпринимательскую деятельность.
Сами федеральные законы подразделяются
на федеральные конституционные законы
и другие федеральные законы. При этом
федеральные конституционные законы обладают
большей юридической силой, чем иные федеральные
законы. Кроме того, федеральные законы
могут быть кодификационными и обычными
(некодификационными). Кодекс - это закон
интегративного характера, который содержит
внутренне согласованный комплекс общих
принципов и конкретных норм, необходимых
для целостной и единообразной правовой
регуляции всех основных отношений в определенной
области общественной жизни.
Среди федеральных законов, своеобразным
стержнем частного права является
Гражданский кодекс РФ, который
объединяет общие нормы частного
права и специальные нормы,
регулирующие коммерческую деятельность.
Гражданский кодекс занимает
центральное место среди источников
коммерческого права как наиболее
стабильный акт, гарантирующий
предпринимателю наиболее стабильные
условия деятельности, вокруг которого
группируются специальные законы
и подзаконные акты, регулирующие
предпринимательскую деятельность.
Это в частности выражается
также в том, что «нормы гражданского
права, содержащиеся в других
законах, должны соответствовать...
Кодексу» (п. 2 ст. 3 ГК). К числу важнейших
специальных законов, регламентирующих
коммерческую деятельность, можно
отнести законы о торговли, о
конкуренции и ограничении монополистической
деятельности, о защите прав потребителей
и многие другие.
В соответствии со ст. 76 Конституции
РФ законы принимают также
субъекты РФ. Например, Закон Санкт-Петербурга
от 26 ноября 2003 года № 684-96 «О налоге
на имущество организаций».Законы
субъектов РФ не могут противоречить федеральным
законам, принятым по предметам ведения
Российской Федерации и совместного ведения
Российской Федерации и субъектов РФ.
В случае противоречия между названными
законами действует федеральный закон.
Подзаконные акты также играют
большую роль в деле регулирования
коммерческой деятельности. Среди
них мы должны в первую очередь
назвать указы Президента РФ (например
Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г. №
221 «О мерах по упорядочению государственного
регулирования цен (тарифов)»), которые
как средство регулирования коммерческих
отношений призваны восполнить пробелы
в решении законом тех или иных вопросов.
Постановления Правительства РФ,
изданные в соответствии с
его компетенцией, также относятся
к числу источников коммерческого
права. Акты Правительства в
точном смысле их регулятивных
возможностей должны издаваться
в развитие и во исполнение
законов и указов. Например, постановление
Правительства от 19 января 1998 г. N 55 «Об
утверждении правил продажи отдельных
видов товаров, перечня товаров длительного
пользования, на которые не распространяются
требования покупателя о безвозмездном
предоставлении ему на период ремонта
или замены аналогичного товара, и перечня
непродовольственных товаров надлежащего
качества, не подлежащих возврату или
обмену на аналогичный товар других размера,
формы, габарита, фасона, расцветки или
комплектации» дает дальнейшее развитие
закона о защите прав потребителей.
Если говорить о сфере действия
указов Президента РФ и постановлений
Правительства РФ, то нужно сразу
отметить, что их юридическая
сила различны (п. 3-6 ст. 3 ГК). Указы
Президента РФ могут быть приняты
по любому вопросу, который
входит в компетенцию Президента
РФ (ст. 80-90 Конституции РФ), но не
должны противоречить Конституции
РФ и федеральным законам. Это
требование ст. 90 Конституции РФ
определяет подзаконность правотворческой
деятельности Президента. Гарантией обеспечения
законности нормативных актов Президента
является право Конституционного Суда
РФ рассматривать дела о конституционности
этих актов. Акты, признанные неконституционными,
утрачивают силу и не подлежат исполнению
(ст. 125 Конституции РФ). Постановления
Правительства РФ могут быть приняты лишь
на основании и во исполнение законов
и указов Президента РФ. В случае противоречия
указа Президента РФ или постановления
Правительства РФ закону применяется
соответствующий закон. В случае противоречил
постановления Правительства РФ указу
Президента РФ применяется указ.