Виды источников коммерческого права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 22:16, контрольная работа

Описание работы

Термин «источник права» юриспруденции известен давно. Еще римский историк Тит Ливий назвал законы XII таблиц источником всего публичного и частного права. Слово «источник» в этой фразе употреблено в смысле корня, из которого выросло могучее дерево римского права. Понятие источников коммерческого права логически связано с понятием источника права вообще. Под источником права в юридической науке принято понимать объективированный в документальном виде акт правотворчества, являющийся юридическим источником соответствующих юридических норм и одновременно формой их юридически официального бытия, существования.

Содержание работы

Введение
Виды источников коммерческого права
Заключение
Библиографический список использованной литературы

Файлы: 1 файл

комер право.docx

— 24.14 Кб (Скачать файл)

     Указы Президента РФ и постановления  Правительства РФ подлежат опубликованию  и вступают в силу в соответствии  с правилами, предусмотренными  Указом Президента РФ от 23 мая  1996 г. № 763 «О порядке опубликования  и вступления в силу актов  Президента Российской Федерации,  Правительства Российской Федерации  и нормативных правовых актов  федеральных органов исполнительной  власти». Указы Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают  в силу на всей территории  Российской Федерации одновременно  по истечении семи дней после  дня их первого официального  опубликования в «Российской  газете» или в «Собрании законодательства  РФ», если иной срок не определен  соответствующим указом. Постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования в тех же печатных органах.

     Нормы коммерческого права могут  содержаться в нормативных актах  министерств и иных федеральных  органов исполнительной власти (ведомственных  нормативных актах). Например, приказ  Федеральной антимонопольной службы  от 02 февраля 2005 года № 12 «Об  утверждении правил рассмотрения  дел о нарушения антимонопольного  законодательства». Однако следует  иметь в виду, что министерства  и иные федеральные органы  исполнительной власти могут  издавать нормативные акты, содержащие  нормы коммерческого права, лишь  в случаях и в пределах, предусмотренных  законами и иными правовыми  актами (п. 7 ст. 3 ГК), т. е. сфера  нормотворческой деятельности названных  органов власти существенно ограничена.

     Ведомственные нормативные акты  подлежат опубликованию и вступают  в силу в соответствии с  правилами, предусмотренными названным  выше Указом Президента РФ  от 23 мая 1996 г. № 763. В соответствии с ним ведомственные нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или носящие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, подлежат официальному опубликованию в газете «Российские вести», кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера. Официальное опубликование осуществляется в течение 10 дней после их государственной регистрации. Акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих отношений.

     Важное значение в регулировании коммерческих отношений имеют обычаи делового оборота. Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (ст. 5 ГК). Признаки обычая делового оборота сводятся к следующему:

а) это правило  поведения, не предусмотренное законодательством. Оно применяется, если не противоречит обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору;

б) это правило  поведения, сложившееся и широко применяемое на практике, независимо от того, зафиксировано ли оно в  каком-либо документе. Так, в международных  контрактах нередки ссылки на «Инкотермс», делающие эти правила частью договора, что служит в данном случае основанием для того, чтобы руководствоваться ими. А из ст. 431 ГК следует, что при толковании договора принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая обычаи делового оборота;

в) это правило  поведения, применяемое исключительно  в сфере предпринимательской  деятельности. Обычай делового оборота - это разновидность обычая вообще. Так, в ст. 309 ГК установлено, что обязательства  должны исполняться надлежащим образом  в соответствии с условиями обязательства  и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких  условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или  иными обычно предъявляемыми требованиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

 

     Подводя итог своей работы, хочу  еще раз остановиться на основных  моментах.

     Итак, под источниками коммерческого  права следует понимать всю  совокупность актов правотворчества,  содержащих нормы, регулирующие  отношения в области коммерческой  деятельности.

     Если говорить о видах источниках  коммерческого права, то их  можно классифицировать по следующим  основаниям:

- по юридической  силе - законы и подзаконные акты;

- по предмету  правового регулирования источники  коммерческого права можно подразделить  на общие, специальные (собственно  коммерческие) и акты иных отраслей  права, регулирующие отдельные  вопросы, связанные с осуществлением  коммерческой деятельности;

- по степени  систематизации среди источников  коммерческого права можно выделить  кодифицированные нормативные правовые  акты (Гражданский кодекс) и некодифицированные;

- в зависимости  от уровня органа, принявшего  нормативный правовой акт, в  системе органов государственной  власти источники коммерческого  права делятся на:

- нормативные  правовые акты, принятые федеральными  органами исполнительной власти. Акты данной группы действуют  на всей территории Российской  Федерации, если иное не предусмотрено  самим актом;

- нормативные  правовые акты, принятые органами  государственной власти субъектов  Российской Федерации. Эти акты  принимаются в соответствии с  актами федерального законодательства  и действуют только на территории  конкретного субъекта Российской  Федерации.

 

     Таким образом, в систему источников  коммерческого права входят:

- международные  договоры Российской Федерации,  общепризнанные принципы и нормы  международного права;

- нормативно-правовые  акты:

- Конституция  РФ;

- федеральные  законы;

- нормативные  правовые акты Президента Российской  Федерации;

- нормативные  правовые акты Правительства  Российской Федерации и нормативные  правовые акты федеральных органов  исполнительной власти;

- нормативные  правовые акты субъектов Российской  Федерации;

- обычаи  делового оборота.

 

     Следует также отметить, что хотя  судебная практика и не является  источником коммерческого права,  но постановления пленумов и  президиумов высших судебных  инстанций России по делам,  связанная с применением норм коммерческого права, имеют важное значение для выработки единообразного понимания и применения коммерческого законодательства, а также подготовки предложений о его совершенствовании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

1. Постатейный  комментарий к Конституции Российской  Федерации./ Под ред. Кудрявцева  Ю.В. - М.: Изд. Юрист, 2007.

 

2. Андреева  Л.В. Коммерческое право. Учебник.  М.: Волтерс Клувер, 2006.

 

3. Беляева  О.А. Коммерческое право России: курс лекций (3-е изд., перераб. и доп.). -М.: «ЗАО Юстицинформ», 2009 г.

 

Пугинский Б.И. Коммерческое право России. Учебник. М.: Зерцало, 2008.

 

5. Международное  коммерческое право. Учебное пособие.  Под ред. Попондопуло В.Ф. М.: Омега-Л, 2006.


Информация о работе Виды источников коммерческого права