Виды мер административного принуждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 18:24, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование сущности и видов административного принуждения.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие и систему методов административно-правового принуждения;
- рассмотреть порядок осуществления административного задержания;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Административное принуждение в государственном управлении
1.1 Понятие и виды государственного принуждения……………………….
1.2 Общая характеристика административного принуждения…………….
Глава 2. Система мер административного принуждения в Российской Федерации
2.1 Виды административного принуждения…………………………………
2.2 Административно-предупредительные меры……………………………
2.3 Меры административного пресечения……………………………………
2.4 Меры ответственности……………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..

Файлы: 1 файл

АП Курсовая Рахматуллина Л.Л.Исправ..doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)

                      ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

                                                               им. М.АКМУЛЛЫ

 

 

 

Институт Исторического  и правового образования

 

Кафедра права  и обществознания

 

 

 

 

Курсовая  работа

ВИДЫ  МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ

по дисциплине «Административное право»

 

 

Выполнила

студентка 4 курса  ИИПО

Рахматуллина Л.Л.

Научный руководитель:

К.ю.н., доцент Рассолова Е.Ш.

 

 

«_____»___________2011г.

 

Дата защиты«___»____2011г.

 

Оценка___________________


 

 

 

 

 

 

УФА   2012

 

                                                       

 

                                                           Оглавление

Введение 
 
Глава 1. Административное принуждение в государственном управлении 
 
1.1 Понятие и виды государственного принуждения………………………. 
 
1.2 Общая характеристика административного принуждения……………. 
 
Глава 2. Система мер административного принуждения в Российской Федерации 
 
2.1 Виды административного принуждения………………………………… 
 
2.2 Административно-предупредительные меры…………………………… 
 
2.3 Меры административного пресечения…………………………………… 
 
2.4 Меры ответственности…………………………………………………….. 
 
Заключение……………………………………………………………………… 
 
Список использованной литературы…………………………………………..

 
 

 

 

                                             Введение

Управление  обществом, обеспечение общественной дисциплины и правопорядка осуществляется с помощь активных способов целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей, в качестве этих способов выступают и такие методы государственной и общественной деятельности, как убеждение и принуждение.

Убеждение и  принуждение, как методы государственного управления, явления социальные, так как они находят свое проявление в содержании связей между участниками конкретных общественных отношений.

Административное  принуждение является воздействием государства на субъектов права, заключающееся в причинении им каких-либо правоограничений в форме применения прямо предусмотренных нормами административного права мер в связи с правонарушением (или объективно-противоправным деянием, содержащим в себе признаки состава правонарушения) или в связи с государственной необходимостью путем возложения на субъекта права индивидуальным правовым актом управления дополнительной юридической обязанности либо лишения (ограничения) уже имеющихся у них прав.

Предметом настоящего исследования являются теоретические, методические и практические положения и закономерности, связанные административным принуждением и административной ответственностью.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие  в процессе административного принуждения  и административной ответственности.

Целью данной курсовой работы является исследование сущности и видов административного принуждения.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие  задачи:

   - определить понятие и систему методов административно-правового принуждения;

-  рассмотреть порядок осуществления административного задержания;

-  изучить особенности и тактику административного задержания.

Исследованием настоящей темы курсовой работы занимались такие авторы как: Кононова П.И., Еропкина М.И., Алехина А.П., Козлова Ю.М., Бахраха Д.Н., Манохина В.М., Игнатенко В.В., Веремеенко И.И., Кудрявцева В.Н., Коркунова Н.М., Студеникиной М.С. и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Административное  принуждение в государственном  управлении 
 
1.1 Понятие и виды государственного принуждения 
        Под государственным принуждением понимается определенный метод воздействия государства на субъекты права. Для его отличия от других методов воздействия необходимо выделение определенного набора характерных только этому методу признаков. 
        В юридической науке существует два различных подхода к отличию метода государственного принуждения от убеждения. 
        Точка зрения сторонников одного из подходов заключается в том, что основным отличительным признаком метода принуждения от убеждения является результат внутренней психической деятельности объекта принуждения. Если от подвластного удается добиться нужного государству поведения в результате воздействия на него путем подавления его «внутренней» воли либо путем устранения у него возможности «внутреннего» выбора варианта правомерного поведения в сложившейся ситуации – имеет место государственное принуждение. Если нужного поведения удается добиться другими способами – убеждение. 
         Сторонники второго подхода определяют государственное принуждение как  применяемый в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, а также обеспечения правопорядка и безопасности метод правового воздействия на общественные отношения. Его содержание заключается в нормативно предусмотренном физическом или психическом воздействии, связанном с ограничениями личного, имущественного и организационного характера в отношении лица, совершившего правонарушение, а равно в отношении законопослушного лица, если иным способом, кроме как принудительным, невозможно обеспечить общественный порядок и безопасность.

 

Государственное принуждение осуществляется специально уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами (либо гражданами в случае самозащиты) в  предусмотренных законом процессуальных формах и предполагает возможность обжалования принудительных действий. 
           Главным для государственного принуждения в приведенных определениях является не результат внутренней психической деятельности объекта принуждения, а объективное внешнее выражение таких мер.  
           Принимая во внимание изложенное, можно констатировать то, что государственное принуждение – это метод воздействия государства на субъектов права, заключающийся в причинении им каких-либо правоограничений путем применения нормативно закрепленных мер принуждения в связи с правонарушением (или объективно-противоправным деянием, содержащим в себе признаки состава правонарушения), либо в связи с государственной необходимостью. 
           По своему конкретному содержанию государственное принуждение делится на физическое и психическое (психологическое). Оба эти вида принудительного воздействия различны по содержанию, но выражают общую сущность. Тот или иной вид государственного принуждения определяется сферой воздействия на объект. 
           Мерой физического воздействия обращены к физической (личной или материальной) стороне существования субъекта, в то время как психическое государственное принуждение непосредственно обращено на психику человека. Физическое принуждение строго индивидуализировано, а психическое принуждение может быть направлено и на коллектив лиц, хотя и в этом случайно «рассеивается» по индивидам. 
 

 

По материально-правовому  характеру и процессуальной форме  выделяют такие виды государственного принуждения как уголовно-процессуальные, гражданско-правовые, государственно-правовые, и административно-правовые. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Общая  характеристика административного  принуждения 
         
        Административное принуждение - особый вид государственного принуждения, имеющий своим назначением охрану общественных отношений, складывающихся преимущественно в сфере государственного управления. Меры административного принуждения используются в процессе реализации исполнительной власти соответствующими органами и должностными лицами, что является результатом проявления их государственно-властных полномочий. Всем мерам административного воздействия присущ властно-принудительный характер. 
         Административное принуждение по своему содержанию заключается во внешнем государственно-правовом психическом и физическом воздействии на сознание и поведение людей в форме ограничений (лишений) личного, организационного или имущественного характера, т.е. тех или иных неблагоприятных последствий.

Внешние формы  проявления административного принуждения  весьма различны. Это обусловливается разнообразием обеспечиваемых с их помощью отношений, целями, основаниями применения принуждения, содержанием компетенции органов и должностных лиц, которые наделены правом использования этих мер, и рядом других обстоятельств.

Личные ограничения могут выражаться, например, в административном аресте за мелкое хулиганство, в задержании и доставлении нарушителя в милицию. К организационным ограничениям относятся, например, закрытие предприятий общественного питания ввиду их антисанитарного состояния, приостановление функционирования зрелищных учреждений вследствие нарушений правил противопожарной безопасности. К имущественным ограничениям относятся, в частности, штраф, конфискация, реквизиция.

Все меры административного  принуждения применяются для того, чтобы заставить субъекта совершить те или иные действия или воздержаться от них либо подчиниться установленным правоограничениям. Таким образом, объектом принудительного воздействия в конечном итоге оказывается не сама личность, а ее поведение.

Меры административного принуждения могут устанавливаться только правовыми актами. Применение этих мер допускается лишь на основе законов и других нормативных предписаний и только в пределах и формах, предусмотренных нормами права. Следовательно, административное принуждение является правовым принуждением, направленным на реализацию правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления.

Административное  принуждение применяется лишь уполномоченными  на то органами и должностными лицами. Их круг строго определен правовыми актами. Как правило, к ним относятся исполнительные органы и их должностные лица, уполномоченные на осуществление правоохранительных функций в сфере государственного управления (например, органы внутренних дел, контрольно-надзорные органы). Таким образом, административное принуждение характеризуется множественностью органов и должностных лиц, полномочных применять меры такого принуждения. 

 

 

 

 

2. Система  мер административного принуждения  в Российской Федерации 
2.1 Классификация мер административного принуждения 
      Проблема классификации мер административного принуждения на виды давно обсуждается в юридической литературе. До сегодняшнего дня она остается дискуссионной. Предлагаются различные варианты ее решения. Наиболее часто встречается такая классификация:

1) административно-предупредительные; 

2) меры административного  пресечения;

3) меры административных наказаний

        Принудительная сущность административно-предупредительных мер очевидна: она заключается в возложении обязанностей и дополнительных ограничений на лиц, в отношении которых они применяются (обязанность водителя остановить транспортное средство по требованию сотрудника милиции). Меры процессуального обеспечения производства по делу о правонарушении также имеют право на существование, поскольку не всегда «растворены» в других группах мер. Так, административное задержание на срок до рассмотрения дела (но не свыше указанного в Кодексе) осуществляется только в целях обеспечения рассмотрения дела и никакой другой цели не имеет.  

 

 

 

 

 

2.2 Административно-предупредительные  меры

Административно-предупредительные  меры являются самостоятельным видом  мер принуждения, назначение которых - предупреждение правонарушений и  обеспечение общественной безопасности.

Административно-предупредительные  меры имеют строго целевой профилактической характер и направлены на предотвращение создания противоправных и иных, представляющих общественную опасность, ситуаций.

Особенности админиистраттивно-предупредупредитальных мер:

- Административно-предупредительные  меры являются средством охраны  общественного порядкка и безопасности .

-Административно-предупредительные  меры применяются с целью предупредить  возможность совершения правонарушения .

-Как правило административно-предупредительные меры не связаны с совершением административного правонарушения.

-Административно-предупредительные меры предшествуют применению иных мер.

К административно-предупредительным  мерам относят:

-административный надзор  за лицами, освобожденными из  мест лишения свободы;

- личный досмотр и  досмотр вещей ;

- введения карантина; 

- прекращения движения  транспортных средств и пешеходов  при возникновении угрозы общественной  безопасности;

- проверка документов и административный досмотр (при обеспечении паспортного режима, у водителей автотранспортных средств, в погран-зоне и др.);

- уничтожение недоброкачественных  продуктов питания;

- ограничение права водопользования и т.п.

Информация о работе Виды мер административного принуждения