Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 18:24, контрольная работа
В сфере правовых отношений поступок может иметь двойное значение. Основную часть актов поведения личности составляют поступки правомерные - то есть соответствующие нормам права, требованиям законов. Антиподом правомерного поведения является поведение неправомерное, то есть противоречащее нормам права. Неправомерное поведение выражается в правонарушениях, как это следует из самого термина, актах, нарушающих право, противных ему.
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Общая характеристика………………………………………………………….5
2.Виды правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность…………………………………………………….8
3.Понятие, состав и ответственность за правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность……………………..10
4.Роль государственных органов и органов местного самоуправления в предупреждении и пресечении правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность………………………14
Заключение……………………………………………………………………..18
Список используемой литературы…………………………………………...20
Как понятно из названия, административная ответственность наступает за совершение административных правонарушений. КоАП предусматривает большое разнообразие видов наказаний за административные правонарушения. К ним относятся предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, дисквалификация, административное приостановление деятельности. Однако в отношении правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, используется далеко не весь спектр наказаний.
Наиболее часто используются наложение штрафа, административный арест и конфискация орудия совершения административного правонарушения. Лишь изредка применяются предупреждение, возмездное изъятие орудия совершения административного правонарушения и приостановление деятельности.
4.Роль государственных органов и органов местного самоуправления в предупреждении и пресечении правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность
Государство имеет необходимый набор методов и механизмов для пресечения любых правонарушений, в том числе и административных. В первую очередь, конечно, следует отметить органы принуждения, которые осуществляют государственный контроль за исполнением законов и в случае необходимости карают провинившихся.
Стоит упомянуть и работу законодательной власти, в чьи полномочия входит также и разработка новых законов, изменение старых и чуткое реагирование на изменение ситуации в стране соответствующим образом. Только при наличии полного, четкого, грамотно проработанного и не допускающего противоречий и кривотолков свода законов возможно существование правового государства.
Существуют независимые от государства институты гражданского общества, способные оказывать помощь гражданам. Среди них есть институты, созданные специально для этой цели: адвокатура, общество защиты прав потребителей, профсоюзы, для которых такая деятельность является важной, а также средства массовой информации, партии, религиозные объединения, добровольные общества и другие.
Ну и конечно нельзя не отметить самих граждан. От их знания законов и правил, а также от их гражданской ответственности и умения отстаивать свои права также очень многое зависит.
В реальной жизни все названные способы тесно связаны, чаще всего используются одновременно. Гражданин защищает свои права непосредственно сам (необходимая оборона, отказ выполнять незаконное распоряжение должностного лица), либо обращаясь за содействием к государственным и негосударственным организациям, инициируя их правозащитную деятельность.
В России был обновлен и расширен объем правовых норм, регламентирующих право граждан на защиту. Во-первых, значительно расширились возможности для судебной защиты. Во-вторых, увеличились возможности для реализации иных прав на защиту. Например, право на оружие, на частную детективную и охранную деятельность позволяет шире использовать право на необходимую оборону, а возникновение разного рода обществ по защите прав создает гражданам более благоприятные возможности для обращения за юридической помощью в негосударственные организации.
Основные права и свободы не только признаются государством, но и защищаются им, так как значимость конституционно закрепленных прав выражается в том, что именно их реализация обеспечивает объявление государства как демократического и правового. В каком бы государстве ни находился человек - он является свободным существом, которое находится под защитой мирового сообщества, собственного государства, а также государства, в котором он находится. Это состояние свободы не даруется государством, а принадлежат ему от рождения (ст. 17 ч. 2 Конституции РФ).
Поскольку именно на государство возлагается задача защиты прав и свобод личности, следует более подробно рассмотреть, при помощи каких органов государство осуществляет контроль за исполнением своих законов.
В главе 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях четко указаны органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях. К ним относят:
- судей (мировых судей);
- комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
- федеральные органы исполнительной власти, их учреждения, структурные подразделения и территориальные органы, а также иные государственные органы, уполномоченные на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Далее в кодексе приводится полный список таких органов и должностных лиц, всего 67. Конечно же, дела об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, рассматривают не все из перечисленных структур, а только шесть из них. Какие, мы сейчас попытаемся разобраться.
В первую очередь необходимо отметить судей, которые рассматривают большую часть данного вида административных правонарушений (правонарушения, описанные в статьях 20.2, 20.3, 20.5 - 20.7, 20.9, 20.15, 20.18, 20.19, 20.23, 20.24, 20.25 - 20.28). Кроме того, судьи рассматривают и дела о правонарушениях, описанных и в других статьях, в случае, если соответствующий орган или должностное лицо предаст это дело на рассмотрение в суд (статьи 20.1, часть 1 статьи 20.4, части 2 и 3 статьи 20.8, статья 20.10, части 1 и 3 статьи 20.12, статьи 20.13, 20.14, 20.21). Одним словом, судьи рассматривают дела о почти всех административных правонарушениях данного вида, за исключением особых случаев.
Полиция также занимается значительной частью дел об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность (правонарушения, описанные в статьях 20.1, 20.8, 20.10 - 20.14, 20.16, 20.17, 20.20, 20.21, часть 1 статьи 20.23, статья 20.24). Как правило, эти правонарушения несут потенциально высокую опасность обществу и общественному порядку - хулиганство, все, что связано с оружием, распитие спиртных напитков в общественных местах и другое.
Отдельные дела ведут специальные службы: комиссия по делам несовершеннолетних (статья 20.22), органы государственного пожарного надзора (статья 20.4), органы государственного контроля в области обращения и защиты информации (статьи 20.23, 20.24) и органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (статья 20.20).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы:
- отличительными особенностями правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, являются частота свершения и социальная направленность.
- как правило, они связаны с нарушением общественного порядка, нарушением требований чрезвычайного положения, пожарной безопасности и гражданской обороны, неправильной эксплуатацией, хранением и регистрацией оружия.
- наиболее частой мерой наказания служат наложение штрафа, административный арест и конфискация орудия совершения административного правонарушения.
- существуют самые разные механизмы борьбы с данным видом правонарушений: государственные органы принуждения, законодательная власть, негосударственные институты гражданского общества.
- к основным органам уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях относят: суды, комиссии по делам несовершеннолетних, федеральные органы исполнительной власти.
В праве существует презумпция знания закона. Еще со времен Древнего Рима действует принцип, согласно которому нельзя отговариваться незнанием закона. В современных условиях государство и его органы публикуют все нормативно-правовые акты, затрагивающие права и интересы граждан и иных лиц. Следовательно, каждый должен позаботиться о знании норм, регулирующих отношения, в которые он вступил или намеревается вступить.
Общественную опасность большей части действий можно осознавать и без знания конкретных норм права, руководствуясь логикой отношений и стремлением не нарушать интересов других лиц. Религиозная и моральная заповедь - не желай другому того, что не желаешь себе - четко ориентирует любое лицо, какие его действия могут причинить вред другим людям.
Дееспособный человек, вступая в правоотношения, руководствуется так называемым здравым смыслом, основанным на житейском опыте, общих и профессиональных знаниях. Здравого смысла вполне достаточно, чтобы правильно предвидеть результаты своих действий, как позитивные, так и негативные, и сознательно избрать соответствующий вариант поведения, сформировав добрую или злую волю. Умением предвидеть результаты своих действий, продумать их варианты и осуществить осознанный выбор человек и отличается от животных.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Кодекс Российской Федерации
об административных
2.Конституция Российской Федерации.
3.«Теория государства и права» - Сырых В. М., Москва, 2002г.
4.«Административное право Российской Федерации» - Алёхин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М., Москва, 2003г.
5.«Административное право» - Агапов А.Б., Москва, 2005г.
6.«Административно-правовое обеспечение прав и свобод человека и гражданина» - Прудников А.С. Андриашин Х.А., Москва, 2002г.
7.«Административная ответственность: Учебник» - Агапов А.Б., Москва, 2001г.
8.«Административное принуждение и административная ответственность: Сборник нормативных актов» - Ю.Я. Старилов, Москва 2004г.
9.«Административное право в схемах и определениях: Учебное пособие» - Овсянко Д. М., Москва, 2000г.
10.«Государственное принуждение: Учебное пособие» - Макарейко Н.В., Н. Новгород, 2000г.