Взаимоотношение адвокатуры с Министерством юстиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 13:06, контрольная работа

Описание работы

Труд адвокатов регламентируется Законом “Об адвокатуре”, Уставами коллегий адвокатов, иными нормативными актами, и организуется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка коллегии (ст. 25 Закона “Об адвокатуре”).
На адвокатов не распространяются нормы трудового законодательства Республики Беларусь. Член коллегии пользуется правом на отпуск, на пособие по государственному социальному страхованию и на государственное пенсионное обеспечение.

Содержание работы

Труд адвоката: регулирование и оплата…………………….……………………...3
Права и обязанности судей. Несменяемость судей. Приостановление и прекращение полномочий судьи……………………………………………………8
Взаимоотношение адвокатуры с Министерством юстиции……………………..18
Список использованных источников…………………………………..……….…21

Файлы: 1 файл

СУДОУСТРОЙСТВО.docx

— 50.42 Кб (Скачать файл)

Прекращение полномочий Председателя и судей Конституционного Суда Республики Беларусь осуществляется Президентом Республики Беларусь, в том числе на основании личного письменного заявления судьи об отставке или об освобождении от должности по собственному желанию либо представления Конституционного Суда Республики Беларусь о прекращении полномочий судьи по иным основаниям, с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. При этом представление Конституционного Суда Республики Беларусь принимается большинством голосов от полного состава судей Конституционного Суда Республики Беларусь, за исключением внесения представления о прекращении полномочий по основанию, предусмотренному абзацем десятым части первой настоящей статьи, которое должно быть принято большинством не менее двух третей от полного состава судей.

Полномочия судей общих и хозяйственных судов могут быть прекращены в случае: отставки судьи; подачи им заявления об освобождении от должности по собственному желанию; достижения предельного возраста пребывания на государственной службе, за исключением случая, предусмотренного частью пятой статьи 99 Кодекса о судоустройстве и статусе судей (судьи, занимающие государственные должности, включенные в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, достигшие 65 лет - предельного возраста пребывания на государственной службе, с их согласия могут быть оставлены на государственной службе в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь); истечения срока его полномочий; отказа от принесения присяги; прекращения гражданства Республики Беларусь вследствие выхода из гражданства или его утраты; назначения (избрания) на другую должность либо перевода на другую работу; занятия деятельностью, несовместимой с должностью судьи, несоблюдения ограничений, связанных с государственной службой; отказа судьи от перевода в другой суд в связи с ликвидацией суда либо сокращением численности судей; систематических дисциплинарных нарушений (привлечение к дисциплинарной ответственности более двух раз в течение одного года); грубого нарушения должностных обязанностей, совершения проступка, несовместимого с нахождением на государственной службе; вступления в законную силу обвинительного приговора; вступления в законную силу решения суда о признании судьи ограниченно дееспособным или недееспособным; признания судьи в установленном порядке нетрудоспособным либо неспособности его, подтвержденной медицинским заключением, по состоянию здоровья в течение длительного времени (не менее одного года) исполнять обязанности судьи; смерти судьи, объявления его умершим либо признания безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу, - без принятия специального решения.

Прекращение полномочий судей общих и хозяйственных судов (кроме председателей и судей Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь) осуществляется Президентом Республики Беларусь, в том числе по совместному представлению Министра юстиции Республики Беларусь и соответственно Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

При наличии оснований, предусмотренных частью третьей статьи 124 Кодекса о судоустройстве и статусе судей, прекращение полномочий председателей и судей Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь осуществляется Президентом Республики Беларусь. О прекращении полномочий председателей и судей Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь Президент Республики Беларусь уведомляет Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Процедуру досрочного прекращения полномочий председателей, заместителей председателей и судей судов Республики Беларусь вправе инициировать должностные лица, уполномоченные в соответствии с законодательными актами возбуждать дисциплинарное производство.

При прекращении полномочий председателей и заместителей председателей судов в связи с истечением срока, на который они были назначены (избраны), за ними сохраняются полномочия судей соответствующих судов, если срок таких полномочий не истек.

Полномочия судьи прекращаются в день вступления в силу соответствующего решения Президента Республики Беларусь или в день, указанный в данном решении. При этом не допускается прекращение полномочий судьи в связи с истечением срока его полномочий, установленного настоящим Кодексом, или достижением им предельного возраста нахождения в должности судьи до окончания рассмотрения по существу дела, начатого с участием этого судьи.

Решение о прекращении полномочий судьи может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Беларусь в течение одного месяца со дня вступления в силу соответствующего решения Президента Республики Беларусь.

В случае отмены обвинительного приговора или постановления суда о применении в отношении судьи принудительных мер безопасности и лечения, а также решения суда о признании судьи ограниченно дееспособным или недееспособным либо об объявлении его умершим или о признании безвестно отсутствующим судья может быть восстановлен в должности судьи Президентом Республики Беларусь.

Принцип несменяемости судей является особенно важным, поскольку судьи, назначаемые на пожизненный срок, обладают наибольшей независимостью: чем больше срок службы, тем меньше возможность того, что на судью при осуществлении служебных обязанностей будет влиять его заинтересованность в получении очередного назначения. Несменяемость судей - это невозможность их смещения с должности иначе, чем за поступки, позорящие честь и достоинство судьи, либо умаляющие авторитет судебной власти. Поскольку судей, как правило, назначают представители исполнительной и (или) законодательной власти, существование такой гарантии, которая не позволила бы данным представителям незаконно снять судью с должности, является важным механизмом, обеспечивающим принцип независимости судебной ветви власти.

Так, например, в законодательстве Франции принцип несменяемости судей прописан чётко и однозначно: судья назначается на должность бессрочно Управлением Высшего совета магистратуры по делам судей. Высший Совет магистратуры - это орган судебного самоуправления, состоящий из 2 структурных подразделений: управления по делам судей и управления по делам должностных лиц прокуратуры. Управление Высшего совета магистратуры по делам судей - это специальный орган, в состав которого входят, помимо Президента Республики и Министра юстиции, пятеро судей и прокурор, Государственный советник, назначенный на эту должность Государственным Советом, и три общественные деятеля, не относящиеся ни к Парламенту, ни к судебной системе, а назначенные, соответственно, Президентом Республики, Председателем Национального собрания и Председателем Сената. Также без своего согласия судья не может получить новое назначение, даже если речь идёт о его повышении. Таким образом, мы видим, что во Франции судьи защищены от незаконного отстранения от должности, а, следовательно, имеют значительную степень независимости.

В нашей стране абсолютно все судьи назначаются Президентом. Кроме того: «Судьи назначаются на должность сроком на пять лет и могут быть [а могут и не быть] назначены на новый срок или бессрочно». Выходит, что испытательный срок (т.е. промежуток времени, который устанавливается для впервые назначаемого на должность судьи и по истечении которого судья назначается бессрочно) у нас длится вечность? Ведь, фактически, только от Президента зависит, назначить ли судью бессрочно, или же на новый пятилетний срок, или вовсе после окончания очередной пятилетки на новый срок не назначать. Статья 99 предоставляет широкое поле для различного рода манипуляций. Что же выходит в итоге? Прямое нарушение принципа независимости судебной власти, равно как и принципа разделения властей.

Последние кадровые решения в судейском корпусе республики произведены указом Главы государства от 14 января 2013 г. № 24 «О назначении и освобождении судей судов Республики Беларусь и об изменении состава президиумов некоторых судов».

Таким образом, принцип несменяемости судей является особенно важным, поскольку судьи, назначаемые на пожизненный срок, обладают наибольшей независимостью: чем больше срок службы, тем меньше возможность того, что на судью при осуществлении служебных обязанностей будет влиять его заинтересованность в получении очередного назначения. Несменяемость судей - это невозможность их смещения с должности иначе, чем за поступки, позорящие честь и достоинство судьи, либо умаляющие авторитет судебной власти. Поскольку судей, как правило, назначают представители исполнительной и (или) законодательной власти, существование такой гарантии, которая не позволила бы данным представителям незаконно снять судью с должности, является важным механизмом, обеспечивающим принцип независимости судебной ветви власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимоотношение адвокатуры с Министерством юстиции

 

В соответствии с п. 16 Основных положений о роли адвокатов, принятых Конгрессом ООН в 1990 году, Правительства должны обеспечить адвокатам возможность выполнять свои профессиональные обязанности в обстановке, свободной от угроз, преследования, запугивания или неоправданного вмешательства; защиту от судебного преследования и применения административных, экономических и других санкций за любые действия, совершенные в соответствии с законом, признанными профессиональными стандартами и этическими нормами, а также от угроз такого преследования и применения указанных санкций.

Учитывая изложенные международно-правовые требования к взаимоотношениям адвокатуры и государства, ст. 29 Закона “Об адвокатуре” регламентирует их следующим образом: “Государство обеспечивает независимость деятельности адвокатуры, доступность юридической помощи, а также сотрудничество государственных органов и органов адвокатского самоуправления в деле обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов граждан, оказания правовой помощи физическим и юридическим лицам”.

В то же время п. 3 ст. 31 Закона “Об адвокатуре” наделяет Министерство юстиции полномочиями по общему и методическому руководству адвокатурой. Это связано с выполнением ею важной публично-правовой функции, которая нуждается в определенном государственном регулировании и обеспечении. Однако оно должно осуществляться без мелочной опеки и грубого вмешательства в деятельность адвокатуры, без нарушения принципов независимости, автономности и корпоративности со стороны исполнительной власти в лице Министерства юстиции.

Министерство юстиции Республики Беларусь в пределах своей компетенции:

издает в соответствии с законодательством нормативные акты, регулирующие деятельность адвокатуры;

регистрирует уставы коллегий адвокатов;

выдает и аннулирует при наличии предусмотренных законодательством оснований лицензии на право занятия адвокатской деятельностью;

контролирует соблюдение законодательства всеми лицами, осуществляющими адвокатскую деятельность;

вносит в коллегии адвокатов представления о привлечении адвокатов к дисциплинарной ответственности;

имеет право получать от адвокатов сведения, связанные с соблюдением законодательства об адвокатской деятельности, при условии соблюдения адвокатской тайны;

приостанавливает не соответствующие законодательству решения руководящих органов коллегий адвокатов и вносит в эти органы представления об отмене этих решений;

оказывает содействие в материально-техническом, информационно-правовом обеспечении деятельности коллегий адвокатов (ст. 31 Закона “Об адвокатуре”).

Коллегии адвокатов сотрудничают и с местными органами государственной власти и управления в целях обеспечения населения регионов квалифицированной юридической помощи. Так, местные Советы народных депутатов и их исполнительно-распорядительные органы в пределах своей компетенции на возмездной основе обеспечивают коллегии адвокатов, юридические консультации пригодными для работы помещениями; оказывают содействие в материально-техническом обеспечении, решении жилищно-бытовых и других социальных вопросов, в необходимых случаях предоставляют коллегиям адвокатов льготы, в том числе по арендной плате за используемые помещения; осуществляют иные мероприятия, направленные на обеспечение доступности юридической помощи, сотрудничают в этих целях с органами адвокатского самоуправления (ст. 30 Закона “Об адвокатуре”).

Адвокатура также осуществляет сотрудничество с другими общественными объединениями юристов, иными общественными объединениями граждан в деле обеспечения законности и правопорядка, правового воспитании граждан, изучения правоприменительной практики, подготовки взаимосогласованных предложений по совершенствованию законодательства и по другим направлениям.

Порядок и условия взаимоотношений адвокатских объединений с другими общественными объединениями определяются их уставами, а также договорами (соглашениями) (ст. 32 Закона “Об адвокатуре”).

Министерство юстиции Республики Беларусь наделено полномочиями, позволяющими направлять и контролировать деятельность Республиканской коллегии адвокатов. Так, оно: издает нормативные акты, обязательные для исполнения Республиканской коллегий адвокатов, ее органами и адвокатскими объединениями; приостанавливает решения Президиума Республиканской коллегии адвокатов, не соответствующие законодательству, и вносит представление об их отмене; утверждает разработанные и принятые Президиумом Республиканской коллегии адвокатов типовые уставы адвокатских объединений, правила внутреннего трудового распорядка и профессиональной этики, методические рекомендации, а также Положение о Республиканской коллегии адвокатов; оказывает содействие в материально-техническом, информационно-правовом, нормативном обеспечении деятельности Республиканской коллегии адвокатов; участвует в материально-техническом обеспечении мероприятий по повышению квалификации адвокатов, проводимых Республиканской коллегией; вносит предложения Председателю Республиканской коллегии адвокатов об освобождении от должности руководителей адвокатских объединений и юридических консультаций за недостатки и упущения в работе; вносит представления Президиуму Республиканской коллегии адвокатов об освобождении от должности Председателя и заместителя Председателя Республиканской коллегии адвокатов в случае нарушения ими законодательства, профессиональной этики или в других случаях, свидетельствующих о невозможности исполнения им своих обязанностей.

Информация о работе Взаимоотношение адвокатуры с Министерством юстиции