Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 13:38, реферат
Фирменное наименование, являющееся коммерческим именем предприятия, неразрывно связано с его деловой репутацией. Под этим именем предприниматель совершает сделки и иные юридические действия, несет юридическую ответственность и осуществляет свое права и обязанности, рекламирует и реализует произведенную им продукцию и т.д. Фирменное наименование, ставшее популярным у потребителей и пользующееся доверием у деловых партнеров, приносит предпринимателю не только немало дивидендов, но и заслуженное уважение в обществе и признание его заслуг. Использование фирменного наименования выполняет также существенную информационную функцию, поскольку доводит до сведения третьих лиц данные о принадлежности, типе и организационной форме предприятия.
Введение
1. Понятие и признаки фирменного наименования
2. Субъекты права на фирменное наименование
3. Содержание права на фирменное наименование
4. Защита прав на фирменное наименование
Заключение
Список использованной литературы
ПЛАН:
Введение
1. Понятие и признаки фирменного наименования
2. Субъекты права на фирменное наименование
3. Содержание права на фирменное наименование
4. Защита прав на фирменное наименование
Заключение
Список использованной литературы
Введение
С развитием товарно-денежных отношений в России все более важным элементом рыночной экономики становятся такие объекты промышленной собственности, как фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров. Создание равных условий хозяйствования для различных типов товаровладельцев, внедрение конкурентных начал в их деятельность и повышение ответственности за ее результаты, необходимость насыщения рынка товарами и услугами для удовлетворения потребностей населения обусловливают объективную потребность в правовом механизме, обеспечивающем должную индивидуализацию предприятий и организаций, а также производимых ими товаров и услуг. Эту роль и призваны выполнять указанные выше объекты промышленной собственности.
Фирменное наименование,
являющееся коммерческим именем предприятия,
неразрывно связано с его деловой
репутацией. Под этим именем предприниматель
совершает сделки и иные юридические
действия, несет юридическую
1. Понятие и признаки фирменного наименования
Большое значение для
обеспечения
В ГК РФ1 установлены основные требования к содержанию фирменного наименования, которые конкретизированы в специальных законах об отдельных видах коммерческих организаций («Об акционерных обществах»2, «Об обществах с ограниченной ответственностью»3, «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»4 «О банках и банковской деятельности»5, «О производственных кооперативах»6, «О сельскохозяйственной кооперации»7 и т.д.).
Прежде всего, наименование предпринимателя должно правдиво отражать его правовое положение и не вводить в заблуждение других участников гражданского оборота. В этой связи ведущим принципом является принцип истинности фирмы. Фирменное наименование должно содержать соответствующее действительности указание на организационно-правовую форму предприятия (казенное предприятие, общество с ограниченной ответственностью, открытое акционерное общество и т.д.), его тип (государственное, муниципальное, частное), профиль деятельности (производственное, научное, коммерческое и т.д.), личность владельца и т.п. Положение о фирме запрещает включать в фирменное наименование обозначения, способные ввести в заблуждение. Так, владелец частного предприятия не может избрать в качестве фирменного наименования такое обозначение, которое ассоциируется у третьих лиц с государственной принадлежностью предприятия. Фирменное наименование должно обладать отличительными признаками, которые не допускали бы смешения одной фирмы с другой. Этим обусловлен принцип исключительности фирмы, в соответствии с которым фирменное наименование должно быть новым и отличным от уже используемых наименований. Указанный принцип при всей его видимой простоте является наиболее сложным в плане практической реализации. Казалось бы, из него с очевидностью следует, что не допускается использование тождественных фирменных наименований различными субъектами, с одной стороны, с другой стороны, по смыслу закона не исключается использование участниками и полностью совпадающих фирменных наименований, если это не приводит к коллизии их интересов и не вводит в заблуждение третьих
лиц. Например, если предприниматели действуют в совершенно различных и не пересекающихся друг с другом сферах (как деловых, так и территориальных), они вполне могут пользоваться сходными и даже тождественными наименованиями, так как здесь нет опасности введения в заблуждение контрагентов и потребителей.
Должная степень индивидуализации участников оборота может быть обеспечена фирмой тогда, когда она остается неизменной в течение всего времени, пока пользующийся ею предприниматель сохраняет свой организационно-правовой статус. Это требование находит отражение в принципе постоянства фирмы. Нет необходимости доказывать, что в сохранении неизменности названия предприятия в равной степени заинтересованы как его владелец, добросовестно действующий на товарном рынке, так и все другие участники оборота, а также потребители и государство. Фирма является олицетворением деловой репутации предприятия и представляет со всех точек зрения немалую личную и имущественную ценность. Конечно, принцип постоянства фирмы не должен входить в противоречие с принципом истинности. Если, например, произошло изменение организационно-правовой формы предприятия или сменился его владелец, это должно найти соответствующее отражение в фирменном наименовании. В некоторых случаях изменения в фирму вносятся автоматически по прямому указанию закона. Это происходит, например, при изменении наименования населенных пунктов, названия которых включены в фирму. В литературе принято выделять две части фирмы – основную, которая именуется корпусом фирмы, и вспомогательную, которая именуется добавлениями. Корпус фирмы, являющийся обязательной частью всякого фирменного наименования, содержит указание на организационно-правовую форму предприятия, его тип и предмет деятельности, а в некоторых случаях – и на другие его характеристики. Так, фирменное наименование акционерного общества обязательно должно содержать указание на то, что общество является акционерным 8; фирменное наименование предприятия, основанного на праве оперативного управления, должно указывать на то, что предприятие является казенным9 и т.д. К корпусу фирмы добавляется вспомогательная часть, элементы которой подразделяются на обязательные и факультативные. Обязательным добавлением является специальное наименование предприятия, его номер или иное обозначение, необходимое для отличия одних предприятий от других. Роль таких наименований чаще всего выполняют различные условные обозначения в виде оригинальных слов (завод «Калибр»), имен собственных (объединение «Светлана»), географических названий (фабрика «Нева») и т.д. Другие добавления, типа указаний «универсальный», «специализированный», «центральный» и т.п., в том числе сокращенное наименование фирмы (ЗИЛ, ЛОМО, КамАЗ и т.д.), относятся к числу факультативных добавлений, которые могут включаться в фирму по усмотрению ее владельца. Однако эти добавления, как и элементы корпуса фирмы, должны соответствовать действительности и не вводить в заблуждение потребителей и других участников гражданского оборота.
Отдельные слова и словосочетания могут включаться в состав фирменных наименований только при соблюдении определенных условий.
В фирменное наименование юридического лица не могут включаться10:
1) полные или сокращенные
официальные наименования
2) полные или сокращенные
официальные наименования
3) полные или сокращенные
наименования международных и
межправительственных
4) полные или сокращенные
5) обозначения, противоречащие
общественным интересам, а
Фирменное наименование
Включение в фирменное
В случае отзыва разрешения на включение в фирменное наименование акционерного общества официального наименования Российской Федерации, а также слов, производных от этого наименования, акционерное общество обязано в течение трех месяцев внести соответствующие изменения в свой устав.
Использовать в своем фирменном наименовании слово «банк» и производные от него слова и словосочетания имеют право только те организации, которые обладают лицензией на осуществление банковской деятельности (ст. 7 Закона РСФСР «О банках и банковской деятельности»11 от 2 декабря 1990 г.). Аналогичное правило содержит ст. 5 Закона РСФСР «О товарных биржах и биржевой торговле»12 от 20 февраля 1992 г. относительно условия использования наименований «биржа», «товарная биржа» и образованных на их основе слов и словосочетаний.
Завершая рассмотрение вопроса о понятии фирменного наименования, необходимо отметить, что оно должно быть выражено на русском языке, хотя бы в качестве специального наименования и использовалось иностранное слово. В последнем случае по усмотрению предприятия оно либо дается в переводе на русский язык, либо записывается в виде транслитерации буквами русского алфавита.
Распоряжение исключительным правом на фирменное наименование (в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования фирменного наименования) не допускается в силу того, что фирменное наименование является средством индивидуализации юридического лица как субъекта гражданских прав и, следовательно, неразрывно связано с этим субъектом.13
2. Субъекты права на фирменное наименование
Актуальным представляется вопрос о том, кто из субъектов гражданского права обладает правом на пользование фирменным наименованием. Действующее законодательство решает его достаточно определенно, указывая, что фирмовладельцами могут быть только коммерческие юридические лица.14
Прежде всего, из законодательства следует, что фирменным наименованием могут пользоваться только организации, но не граждане. Гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим собственным именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая.15 Данное правило в полной мере распространяется и на граждан, являющихся индивидуальными предпринимателями. Причем этот вывод отнюдь не расходится с тем, что записано в п. 3 ст. 23 ГК РФ, а именно, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. В самом деле, предоставление индивидуальному предпринимателю права на пользование особым фирменным наименованием было бы излишней мерой, так как его индивидуализация в гражданском обороте вполне обеспечивается тем, что он выступает в нем под своим собственным именем. Если их имена полностью совпадают и это действительно создает трудности для них самих или третьих лиц, действующее законодательство предоставляет немало возможностей для выхода из создавшейся ситуации.
Далее, среди организаций правом на фирменное наименование пользуются только те из них, которые обладают статусом юридического лица. Это означает, что иные организационные образования, в частности простое товарищество, т.е. объединение лиц, связанных друг с другом лишь договором о совместной деятельности, не могут выступать в обороте под особым фирменным наименованием. Не обладают собственными фирменными наименованиями также представительства и филиалы юридических лиц и иные их обособленные подразделения (цеха, отделения, участки и т.п.). Все они должны выступать в обороте не от собственного имени, а от имени образовавшего их юридического лица и соответственно пользоваться его фирменным наименованием.
Чтобы обладать правом на фирменное наименование, организация должна не только иметь статус юридического лица, но и относиться к числу коммерческих организаций. При этом конкретный вид деятельности фирмовладельца (производство, торговля, посредническая деятельность, научные исследования, оказание услуг и т.п.), равно как и тип предприятия (частное, муниципальное, государственное), никакого значения не имеет. Необходимым объединяющим всех их признаком является предпринимательство, т.е. самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. Поэтому учреждения, выполняющие функции некоммерческого характера и полностью или частично финансируемые собственником, общественные и религиозные организации, потребительские кооперативы, фонды, ассоциации и союзы юридических лиц и другие организации, не занимающиеся предпринимательством, фирменных наименований не имеют. Их индивидуализация в обороте обеспечивается с помощью официального наименования, которое должно содержать указание на их организационно-правовую форму и быть отражено в их учредительных документах.
В заключение следует отметить, что наряду с российскими коммерческими организациями правом на фирменное наименование пользуются иностранные юридические лица, на которых распространяются все правила, установленные гражданским законодательством.
3. Содержание права на фирменное наименование
Сущность права на
фирму заключается в
Конкретные формы реализации права на фирму достаточно многообразны. Под своим фирменным наименованием юридическое лицо совершает гражданско-правовые сделки и иные юридические действия, осуществляет личные неимущественные права, защищает свои нарушенные или оспариваемые права и т.д. Фирмовладелец вправе помещать свое фирменное наименование на вывесках, бланках, счетах, прейскурантах и т.п. Фирменное наименование может использоваться в разнообразных публикациях рекламного характера, объявлениях, аннотациях и т.п.