Административно-правовой статус Президента Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования курсовой работы является административно-правовой статус Президента Республики Беларусь.
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе обучения знаний, правильно и объективно раскрыть сущность темы курсового исследования.
Исходя из цели, поставлен ряд задач:
- изложить сущность Президента в системе органов государственной власти;
- проанализировать основные этапы подготовки и проведения выборов Президента Республики Беларусь;
- рассмотреть полномочия Президента Республики Беларусь;
- акты, издаваемые им.

Файлы: 1 файл

AKADEMIYa_UPRAVLENIYa_PRI_PREZIDENTE_RESPUBLIKI.docx

— 66.64 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

В современных условиях типичным главой государства с республиканской формой правления является президент. Институт президентства представляет собой неотъемлемый элемент политической системы во многих странах мира. Зарубежная практика свидетельствует об особой значимости данного института в политической жизни государства.

Президент Республики Беларусь занимает особое место в системе государственных органов. Он является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями.  В соответствии с особым статусом и полномочиями Президента, на нем лежит и особая ответственность за сохранение законности и общественного благополучия.

Актуальность данной темы обусловлена правовым и политическим значением института Президента Республики Беларусь, его положением в государственной системе, ведущей ролью в осуществлении власти. Введение данного института оказало большое влияние на процессы становления новой белорусской государственности, формирование политической системы. Уже сейчас накоплен значительный опыт организации и функционирования этого института. Издано большое число нормативных актов, регулирующих организацию, полномочия власти Президента. В то же время отечественная конституционная модель президентства, практика его организации и функционирования недостаточно исследованы. Колоссальный нормативный и фактический материал нуждается в обобщении, анализе и оценке [1, с. 3].

Предметом исследования курсовой работы является административно-правовой статус Президента Республики Беларусь.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе обучения знаний, правильно и объективно раскрыть сущность темы курсового исследования.

Исходя из цели, поставлен ряд задач:

- изложить сущность Президента в системе органов государственной власти;

-  проанализировать основные  этапы подготовки и проведения  выборов Президента Республики  Беларусь;

- рассмотреть полномочия Президента  Республики Беларусь;

- акты, издаваемые им.

Характеристика источников для написания курсовой работы. В основу работы положены, во-первых, Конституция Республики Беларусь и другие нормативные правовые акты Республики Беларусь; во-вторых, учебники и учебные пособия. В своей работе я ссылаюсь на труды Г.А. Василевича, М.В. Баглая, А. Н. Крамник, В.И. Тихомирова, В. И. Реут и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

 

Президент Республики Беларусь занимает особое место в системе государственных органов. Согласно статье 79 Конституции Республики Беларусь Президент является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти [2].

Таким образом, Конституция Республики Беларусь возлагает на Главу государства важнейшие функции и задачи.

Возложение на Президента Республики Беларусь обязанности быть гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина обусловлено задачей обеспечения стабильности конституционного строя, безусловное гарантирование прав и свобод человека и гражданина. В этих же целях на Президента возлагают функции арбитра между властями. Доктрина президентского арбитража имеет явно монархические корни, где глава государства обладает весьма важной функцией – обеспечение взаимодействия органов государственной власти, осуществляя посредничество между ними, Президент тем самым возвышается над всеми иными государственными структурами [3, с. 16]. Хотя следует отметить, что полномочия главы того или иного государства зависят от формы правления. Иногда они являются чисто номинальными, как, например, монарха в Великобритании, нередко – весьма существенными, как в США, Франции, России, Казахстане. Юридическое и фактическое положение главы государства предопределяется как складывающимися политическими условиями, так и историческими традициями.

Особенность статуса Президента Республики Беларусь состоит в том, что он выступает, с одной стороны, в качестве арбитра, с другой – сам может активно руководить Правительством, подчиненными ему органами [4, c. 73]. Такое свое назначение Президент реализует, не подменяя и не отодвигая в сторону ни одну из властей, не нарушая их самостоятельность и не вторгаясь в их конституционные полномочия. Здесь нет намёка на отношения руководства и подчинения, так как единственная забота Президента должна заключаться в сохранении устоев государства, определённых в Конституции. Объединительная функция Президента проявляется в том, что он, по Конституции, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президенту предоставлено право использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий, возникающих между данными органами [5, с. 603].

В основе взаимодействия Президента с основными ветвями власти лежит характер полномочий Президента и законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. В регулировании отношений между Президентом и Парламентом проведена линия на обеспечение самостоятельности и независимости обеих властных институтов. Но это не значит, что они полностью разделены. С одной стороны, установлены обязательные связи между ними, с другой стороны, Конституция Республики Беларусь предусматривает систему сдержек и противовесов. Так Президент и Парламент при реализации государственной власти объединены полномочиями в области кадров, в сфере внутренней и внешней политики.

Проблема взаимодействия Президента с исполнительной властью известна многим государствам. Весьма актуальна она и у нас. Наделенные достаточными полномочиями и постоянно взаимодействующие, Президент и Правительство представляют собой двух самостоятельных носителей государственной власти, в значительной степени соприкасающихся при выполнении возложенных на них функций. При оценке взаимоотношений Президента и Правительства необходимо иметь в виду, что существенные полномочия в этой области даны Президенту не только Конституцией, но и законами. Взаимодействие Президента и Правительства построено на реализации полномочий в сфере обороны страны и ее безопасности.

Конституционные основы взаимодействия Президента с судебной ветвью власти заключаются в том, что Президент назначает и освобождает от должности судей, реализует свои полномочия в области кадров. В свою очередь Конституционный Суд дает заключение о соответствии декретов и указов Президента Конституции и международным правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь [6, с. 233].

Над Президентом есть единственный высший арбитр – народ. Именно он является источником государственной власти и носителем суверенитета. В случае, когда разногласия между ветвями не могут быть сняты, то вполне уместно его обращение к народу с тем, чтобы на референдуме был решен вопрос в ту или иную пользу [5, с. 604].

На основании выше сказанного можно сделать вывод о том, что положение Президента Республики Беларусь в системе разделения властей характеризуется его особенным статусом: он выступает, с одной стороны, в качестве арбитра, с другой – сам может активно руководить Правительством, подчиненными ему органами. Конституционной основой взаимодействия Президента со всеми ветвями власти является система сдержек и противовесов, которая заключается не только в независимости и самостоятельности всех ветвей власти и Президента, но и в их тесном сотрудничестве. Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Ему предоставлено право разрешения разногласий между органами государственной власти Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Президент Республики Беларусь избирается на пять лет гражданами Республики Беларусь на основе равного всеобщего и прямого избирательного права при тайном голосовании. Гражданин Республики Беларусь, проживающий или находящийся в период проведения выборов за пределами Республики Беларусь, обладает всей полнотой избирательных прав при выборах Президента. При этом, контроль за волеизъявлением избирателя запрещается. Законодательство о выборах Президента Республики Беларусь составляют: Конституция Республики Беларусь, Избирательный кодекс Республики Беларусь и др.

Выборы Президента Республики Беларусь назначаются Палатой представителей не позднее чем за пять месяцев и проводятся в воскресенье не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий предыдущего Президента.

Если должность Президента оказалась вакантной, выборы проводятся не ранее чем через 30 дней и не позднее чем через 70 дней со дня открытия вакансии. При этом сокращенные сроки проведения предвыборных мероприятий устанавливаются Центральной комиссией.

Сообщение о дне выборов обнародуется в средствах массовой информации на следующий день после назначения выборов.

Президентом Республики Беларусь может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами [5, с.610].

Кандидаты в Президенты Республики Беларусь выдвигаются гражданами Республики Беларусь при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей. Выдвижение кандидатов в Президенты Республики Беларусь начинается за 80 дней и заканчивается за 50 дней до выборов. Кандидатами в Президенты Республики Беларусь не могут быть выдвинуты граждане, не имеющие права в соответствии с законодательством Республики Беларусь занимать должности в государственных органах и иных государственных организациях в связи с наличием судимости.

Выдвижение кандидата в Президенты Республики Беларусь гражданами осуществляется инициативной группой избирателей  в количестве не менее 100 человек.

Список членов инициативной группы с указанием ее руководителя вместе с заявлением о регистрации группы подается в Центральную комиссию не позднее чем за 85 дней до выборов лицом, имеющим намерение выдвинуться кандидатом в Президенты Республики Беларусь. В списке указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения, должность (занятие), место работы и место жительства, партийность лица, предлагаемого для выдвижения кандидатом в Президенты Республики Беларусь, а также фамилия, имя и отчество, дата рождения, место жительства каждого члена группы и ее руководителя. При подаче документов в Центральную комиссию лицо, имеющее намерение выдвинуться кандидатом в Президенты Республики Беларусь, предъявляет паспорт гражданина Республики Беларусь. Копии страниц паспорта, подтверждающие сведения, необходимые для регистрации кандидатом в Президенты Республики Беларусь, изготавливаются в Центральной комиссии и заверяются подписью лица, принявшего документы. Лицо, имеющее намерение выдвинуться кандидатом в Президенты Республики Беларусь, или руководитель инициативной группы вправе вносить изменения в документы, представленные для регистрации инициативной группы, до рассмотрения Центральной комиссией вопроса о регистрации инициативной группы, а также знакомиться с материалами проверки этих документов.

Центральная комиссия в пятидневный срок рассматривает заявление, регистрирует инициативную группу и выдает членам инициативной группы соответствующие удостоверения и подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку лица, предлагаемого для выдвижения кандидатом в Президенты Республики Беларусь. В регистрации инициативной группы отказывается в случае нарушения требований настоящего Кодекса. Отказ в регистрации инициативной группы может быть обжалован в трехдневный срок со дня принятия решения об отказе в Верховный Суд Республики Беларусь лицом, имеющим намерение выдвинуться кандидатом в Президенты Республики Беларусь. Верховный Суд Республики Беларусь рассматривает жалобу в трехдневный срок.

В подписном листе указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения, должность (занятие), место работы и место жительства, партийность лица, предлагаемого для выдвижения кандидатом в Президенты Республики Беларусь, а также фамилия, имя и отчество члена инициативной группы, собирающего подписи, и номер регистрации инициативной группы.

В подписном листе должны быть подписи избирателей, проживающих на территории только одного города областного подчинения, района, а в городах с районным делением – одного района.

Избиратель имеет право подписаться в поддержку лица, предлагаемого для выдвижения кандидатом в Президенты Республики Беларусь, только один раз.

В подписном листе в отношении избирателя, поддерживающего лицо, предлагаемое для выдвижения кандидатом в Президенты Республики Беларусь, указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения, место жительства, серия и номер паспорта гражданина Республики Беларусь или реквизиты иного документа, определяемого Центральной комиссией. Данные об избирателе вносятся в подписной лист рукописным способом. Избиратель собственноручно ставит в подписном листе дату подписи и расписывается. Подписи нумеруются. Участие администрации организации в сборе подписей, равно как и принуждение в процессе сбора подписей и вознаграждение избирателей за внесение подписи, не допускаются. Нарушение этих требований может быть основанием для отказа в регистрации или отмены решения о регистрации кандидата в Президенты Республики Беларусь. Сбор подписей избирателей может осуществляться в форме пикетирования. Получение разрешения на проведение пикетирования для указанных целей не требуется, если оно проводится в местах, не запрещенных местными исполнительными и распорядительными органами.

Подписной лист заверяется членом инициативной группы, собиравшим подписи. Член инициативной группы при заверении подписного листа ставит подпись и дату ее внесения, а также указывает фамилию и инициалы. Избиратели, выдвинувшие кандидата в Президенты Республики Беларусь, имеют право до сдачи подписных листов в районную, городскую, районную в городе комиссию по выборам Президента Республики Беларусь снять свои подписи в подписных листах, подав об этом заявление в указанные комиссии. Подписные листы сдаются не позднее чем за 50 дней до выборов в районную, городскую, районную в городе комиссию по выборам Президента Республики Беларусь, которая в десятидневный срок проверяет достоверность подписей избирателей в подписных листах, сданных членами инициативной группы, и обеспечивает достоверность данных о количестве таких подписей. Проверке подлежит не менее 20 процентов подписей избирателей в подписных листах, сданных в соответствующую комиссию.

Информация о работе Административно-правовой статус Президента Республики Беларусь